ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23237/20 от 16.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Ермилова О.А. Дело № 33а-23237/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Сухановой И.Н., Цыцаркиной С.И.,

при секретаре - помощнике судьи Ляпустиной К.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Гусенковой Е.М., Скворцова А.С., Кулешовой И.А. на решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Гусенковой Е. М., Скворцова А. С., Кулешовой И. А., действующей в интересах несовершеннолетних Сироткина С. П. и Кулешовой В. Н., к Главному управлению <данные изъяты> «Государственная жилищная инспекция <данные изъяты>» о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе во внесении изменений в реестр лицензий <данные изъяты>, обязании внести изменения в реестр лицензий <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Скворцова А.С.Скворцовой Т.В., представителя ГУ МО «ГЖИ <данные изъяты>» - Лукиной Е.А.,

установила:

Гусенкова Е.М., Скворцов А.С., Кулешова И.А., действующая в интересах несовершеннолетних Сироткина С.П. и Кулешовой В.Н., обратились в суд с административным исковым заявлением к ГУ МО «Государственная жилищная инспекция <данные изъяты>» (далее – ГУ МО «ГЖИ МО») о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе во внесении изменений в реестр лицензий <данные изъяты>; просили суд обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в реестр лицензий <данные изъяты>, а именно: сведений об управлении ООО «ВМ ДОМ МР» (ИНН 5040151291) многоквартирными жилыми домами (далее – МКД), расположенными по адресу: <данные изъяты>, пос. совхоза «Раменское», <данные изъяты>, и <данные изъяты>.

Требования мотивировали тем, что истцы являются собственниками жилых помещений (квартир) в МКД по вышеуказанным адресам. Управляющей компанией данных МКД являлось ООО «Заболотьевская УК», однако общим собранием собственников помещений МКД было решено расторгнуть договор управления с ООО «Заболотьевская УК» и избрать новую управляющую организацию - ООО «ВМ ДОМ МР». Решения общего собрания собственников оформлены протоколами <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты>, которые переданы административному ответчику с приложением необходимых документов. Однако <данные изъяты> административный ответчик в отсутствие к тому оснований отказал ООО «ВМ ДОМ МР» во внесении изменений в реестр лицензий <данные изъяты>, нарушив права и интересы административных истцов.

Решением Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного решения, ссылаясь на неверную оценку судом фактических обстоятельств дела, ошибочное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением представителя Скворцова А.С. и представителя ГУ МО «ГЖИ <данные изъяты>», не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлялись в установленном законом порядке. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела усматривается, что административные истцы Гусенкова Е.М., Скворцов А.С. и несовершеннолетние Сироткин С.П. и Кулешова В.Н. являются собственниками квартир в МКД по адресам: <данные изъяты>, пос. совхоза «Раменское», <данные изъяты>, и <данные изъяты>. Управление данными МКД осуществляется ООО «Заболотьевская УК».

<данные изъяты> ООО «ВМ ДОМ МР» обратилось в ГУ МО «ГЖИ МО» с заявлениями (вх. №<данные изъяты>Вх/04-26592, 08Вх/04-26593, 08Вх/04-265942) о внесении изменений в реестр лицензий <данные изъяты> в связи с заключением договоров управления МКД по адресам: <данные изъяты>, пос. совхоза «Раменское», <данные изъяты>, и <данные изъяты>, приложив к заявлениям, в числе прочего, протоколы общих собраний собственников помещений МКД по вышеуказанным адресам <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты> и <данные изъяты> от <данные изъяты>, в которых содержались решения о расторжении договора управления с прежней управляющей компанией (ООО«Заболотьевская УК») и о выборе новой управляющей компании - ООО «ВМ ДОМ МР».

<данные изъяты> ГУ МО «ГЖИ МО» приняло решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий <данные изъяты> со ссылкой на п.п. «а», «в» п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от <данные изъяты><данные изъяты>/пр.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно статье 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).

Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от <данные изъяты> N 938/пр.

В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Порядка изменения в реестр вносятся, в том числе, на основании заявления, представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего необходимые сведения (в том числе о номере лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), с приложением необходимых документов.

Реализуя свои контрольные функции и проведя проверку приложенных ООО «ВМ ДОМ МР» к заявлениям о внесении изменений в реестр лицензий документов, ГУ МО «ГЖИ МО» установило, что в нарушение ч. 4 ст. 45 ЖК РФ лицензиатом не представлены сведения о надлежащем уведомлении каждого собственника о проведении собрания; кроме того, в договоре управления не указан состав общего имущества МКД, в отношении которого будет осуществляться управление.

Кроме того, право каждого на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

В силу пунктов 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию, то есть специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности.

Административные истцы не являются лицензиатом, то есть лицом, имеющим право обращаться с заявлением о внесении изменений в реестр, следовательно, они не является субъектами рассматриваемых правоотношений. Оспариваемое решение их прав и интересов, как собственников помещений МКД, имеющих право получать услуги от управляющей компании, избранной на общем собрании собственников помещений МКД, не нарушило, - данное право зависит исключительно от надлежащего оформления принятого ими решения о выборе способа управления МКД, а также от позиции ООО «ВМ ДОМ МР», которое, действуя разумно и добросовестно, не посчитало нужным обратиться в защиту собственных интересов в арбитражный суд.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного административного иска.

Соглашаясь выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов аналогичны доводам, приводившимся в обоснование заявленных требований, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, они не опровергают правомерность постановленного по делу решения: судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Раменского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусенковой Е.М., Скворцова А.С., Кулешовой И.А. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи