Судья Фоменко С.В. | Дело № 33а-2325/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Горна В.Ф., |
судей | Гончаровой Н.В. и Венина А.Н., |
при секретаре | Выстровой Л.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 3 октября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июня 2019 года, которым постановлено:
удовлетворить административный иск Государственной жилищной инспекции Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия по непризнанию многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности провести повторно процедуру оценки многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября на предмет его аварийности.
Признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер по признанию многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо аварийным и подлежащим сносу.
Возложить обязанность на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать процедуру оценки многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября на предмет его аварийности.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Дячук И.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Камчатского края Емельницкой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Камчатского края (далее - жилищная инспекция) обратилась в суд с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в котором просила признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непризнанию многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование требований указала, что по обращениям жильца дома № 13по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском проведена проверка, по результатам которой жилищной инспекцией составлено заключение о техническом состоянии указанного дома. В заключении жилищная инспекция указала на необходимость рассмотрения Межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, а расположенных в нем помещений пригодными или непригодными для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47), принятия решения в соответствии с пунктом 47 данного Положения. Данное заключение направлено председателю межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - жилищная комиссия) для рассмотрения, однако какого-либо решения из предусмотренных пунктом 47 Положения № 47 не принято. Письмом Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 апреля 2019 года жилищной инспекции сообщено, что для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственникам указанного дома необходимо предоставить в жилищную комиссию заключение специализированной организации об аварийном состоянии дома. Учитывая, что в жилищную комиссию такое заключение представлялось, а в результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу, Государственная жилищная инспекция Камчатского края просила возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность провести процедуру оценки многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском на предмет его аварийности.
В судебном заседании представители административного истца Государственной жилищной инспекции Камчатского края Емельницкая Е.И. и Кравченко Э.М. требования поддержали.
Представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. возражала против удовлетворения требований Государственной жилищной инспекции Камчатского края.
Административный ответчик межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа своего представителя в суд не направила.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Государственной жилищной инспекции Камчатского края отказать. Указывает, что оценку и обследование помещений проводит межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем возложение на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности организовать процедуру оценки многоквартирного дома является незаконным. Сам факт создания жилищной комиссии органом местного самоуправления не является основанием для вмешательства органом местного самоуправления в деятельность жилищной комиссии. Обязанность организации и направления работы жилищной комиссии относится к компетенции ее председателя. Кроме этого в многоквартирном доме № 13по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском имеются помещения, находящиеся как в муниципальной собственности, так и в собственности граждан. Содержание общедомового имущества жилищным законодательством возложено на всех собственников помещений в многоквартирном доме. В целях принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным собственники помещений должны провести собрание по вопросам проведения обследования дома специализированной организацией и оплаты ее услуг по подготовке заключения об аварийном состоянии дома. Оплата услуг специализированной организации производится за счет средств собственников помещений многоквартирного дома. Собранием собственников многоквартирного дома решение об обращении в жилищную комиссию с заявлением о признании дома аварийным не принималось. При поступлении от собственников всех необходимых документов жилищной комиссией будет принято одно из предусмотренных п. 47 Положения № 47 решений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, настоящее Положение устанавливает порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения № 47 установлено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 июля 2017 года Государственной жилищной инспекцией Камчатского края на основании приказа руководителя от 29 июня 2017 года № 742 ЛК, проведено обследование многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском, по результатам которого выявлены дефекты и повреждения перекрытия над подвалом здания многоквартирного дома – железобетонные перекрытия имеют прогибы, отслоения защитного слоя бетона в растянутой зоне, оголение и сильную коррозию арматуры, установлена временная подпорка перекрытия.
13 июля 2017 года Государственной жилищной инспекцией Камчатского края составлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома. Согласно заключению выявленные в ходе обследования факторы могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания, создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан (л.д. 21).
29 августа 2018 года управляющей организации многоквартирного дома ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» выдано предписание выполнить ремонт плит перекрытий в подвальных помещениях (л.д. 16-17).
По заказу управляющей организации специализированной организацией ООО «Камчатжилкоммунпроект» в 2018 году составлено техническое заключение о состоянии строительных конструкций фундамента, стен подвальных помещений и плит перекрытия между помещениями подвала и первого этажа жилого дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском № 6965-ТЗ (л.д 28-56).
Согласно заключению ООО «Камчатжилкоммунпроект» конструкции фундаментов, стен подвальных помещений жилого дома находятся в неудовлетворительном состоянии. Плиты перекрытия между помещениями подвала находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу для жизни и здоровья людей.
Заключение направлено управляющей организацией в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края.
10 января 2019 года Государственная жилищная инспекцию Камчатского края свое заключение от 13 июля 2017 года и копию заключения ООО «Камчатжилкоммунпроект» направила в Межведомственную жилищную техническую комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа для проведения оценки соответствия многоквартирного дома и его помещений требованиям, которым должны отвечать жилые помещения и многоквартирный дом (л.д. 22).
5 февраля 2019 года жилищная комиссия затребовала у жилищной инспекции оригинал заключения ООО «Камчатжилкоммунпроект», который был предоставлен жилищной комиссии 18 февраля 2019 года (л.д. 23, 26).
Представленные документы рассмотрены на заседании Межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа 28 марта 2019 года.
4 апреля 2019 года Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа жильцу дома ФИО1 для сообщения остальным жильцам дома направлено письмо, в котором до сведения последней доведена информация о необходимости проведения собственниками помещений многоквартирного дома собрания в целях принятия решения о проведения обследования дома специализированной организацией и оплаты услуг по подготовке заключения об аварийном состоянии указанного многоквартирного дома. Также разъяснено, что для рассмотрения вопроса об аварийности жилого дома заявителю необходимо предоставить в жилищную комиссию заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 58-59).
Копия ответа направлена в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края, при получении которого жилищная инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции установил, что вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилищной комиссией по существу не разрешен. Принятое жилищной комиссией решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения № 47 должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически жилищная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное письмо с разъяснением действий, которые необходимо выполнить собственникам многоквартирного дома для признания его аварийным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что указанные обстоятельства имеют значение для рассмотрения настоящего административного дела и верно установлены судом.
Так в соответствии с Положением № 47 жилищная комиссия на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения (п. 42).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных п. 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44).
Комиссия рассматривает заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46).
В соответствии с п. 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении № 47 требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, жилищная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции и вынести решение в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения № 47. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением № 47 не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований спорного дома.
При этом, учитывая, что в жилищную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, жилищная комиссия не вправе ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции в зависимость от представления собственниками помещений дополнительных документов, в том числе заключения специализированной организации. Тем более что оригинал заключения ООО «Камчатжилкоммунпроект», подтверждающего нахождение части конструкций дома в аварийном состоянии, представляющем угрозу для жизни и здоровья людей, получен жилищной комиссией от административного истца 18 февраля 2019 года (л.д. 26).
Вместе с тем, установив бездействие межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, суд первой инстанции, удовлетворив иск, признал незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа как органа местного самоуправления, возложив на данного ответчика обязанность организовать процедуру оценки многоквартирного дома.
Однако суд не учел, что проведение процедуры оценки с целью признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принятие соответствующего решения Положением № 47 возложены непосредственно на жилищную комиссию, а не на орган местного самоуправления.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 апреля 2017 года № 873 создана межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа, которая в силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Положения о ней, утвержденного данным постановлением, создается для оценки и обследования помещений на предмет соответствия указанных помещений и домов требованиям, установленным Положением № 47, в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия является коллегиальным органом. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.
Поскольку рассмотреть заключение жилищной инспекции и принять по нему правомочное решение может только жилищная комиссия, то незаконное бездействие допущено межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить.
В силу ч. 5 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
При этом правила Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляют в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6), позволяющего в силу ст. 43 КАС РФ привлечь в качестве соответчика лицо, которое должно отвечать по заявленным требованиям, независимо от волеизъявления административного истца, а также позволяющего самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Учитывая, что Петропавловск-Камчатским городским судом в судебном заседании 19 июня 2019 года межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа привлечена к участию в деле в качестве соответчика, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и признании незаконным бездействия межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившегося в непринятии мер по признанию многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо аварийным и подлежащим сносу.
В удовлетворении требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказать.
В качестве способа восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым обязать межведомственную жилищную техническую комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа принять решение по заявлению Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 11 января 2019 года в порядке, предусмотренном пунктами 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июня 2019 года отменить.
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Камчатского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непринятии мер по признанию многоквартирного дома № 13 по пр. 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо аварийным и подлежащим сносу.
Возложить на межведомственную жилищную техническую комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность принять решение по заявлению Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 11 января 2019 года в порядке, предусмотренном пунктами 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи