Судья Тишаева Ю.В. 57RS0027-01-2022-000724-17
дело № 33а-2331/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2022 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В.,
судей Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению Д.Е.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу, Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области, заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу П.А.И., заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области Ч.Ж.Н. о признании решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконными,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Д.Е.Н. – К.С.В. на решение Северного районного суда г. Орла от 18 мая 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав представителя административного истца Д.Е.Н. – К.С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области Ш.О.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – Д.Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику -заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) П.А.И., заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее – УФНС по Орловской области) Ч.Ж.Н. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований указывал, что заместителем начальника ИФНС России по г. Орлу П.А.И. 06.04.2021 принято решение № о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей за неисполнение требования налогового органа о предоставлении документов (информации), касающейся деятельности ФИО8
Д.Е.Н. обжаловал решение налогового органа в вышестоящий орган. Решением заместителя руководителя УФНС по Орловской области Ч.Ж.Н.№ от 23.06.2021 решение о привлечении административного истца к ответственности оставлено без изменения, а его жалоба - без удовлетворения.
По мнению административного истца, указанные решения являются незаконными, оснований для привлечения его к ответственности не имелось, так как в телефонном режиме он пояснил сотруднику налоговой инспекции о том, что истребуемые документы у него отсутствуют, финансово-хозяйственных отношений с ФИО8 в 2019 году у него не было. В марте 2019 года он действовал от имени ФИО8 по доверенности при совершении сделки – договора купли-продажи недвижимого имущества, а также присутствовал в МФЦ при подаче документов в Управление Росреестра по Орловской области для регистрации перехода права собственности.
Требование о предоставлении письменных пояснений или явки в налоговый орган для их представления в его адрес не направлялось.
Решение налоговым органом принято в нарушение требований ст. 101 НК РФ, что является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Д.Е.Н. является физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, что в соответствии с требованиями п. 15 ст. 101 НК РФ исключает его из субъектов ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Ссылался также на то, что он не был извещен о дате и времени рассмотрения материалов проверки, извещение о вызове на рассмотрение акта проверки на 06.04.2021 было им получено 14.04.2021, что свидетельствует о нарушении налоговым органом порядка привлечения его к ответственности, предусмотренного п.п. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ.
При этом срок для обращения в суд пропущен административным истцом по уважительной причине, поскольку в решении налогового органа указано, что оно может быть обжаловано в течение одного года.
По изложенным основаниям административный истец Д.Е.Н. просил суд признать незаконным решения заместителя начальника ИФНС по г. Орлу П.А.И.№ от 06.04.2021 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ; признать незаконным решение заместителя руководителя УФНС по Орловской области Ч.Ж.Н.№ от 23.06.2021 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ИФНС по г. Орлу и УФНС по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Д.Е.Н. – К.С.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
Приводит довод о несоблюдении ИФНС России по г. Орлу процедуры рассмотрения материалов налогового контроля и привлечения Д.Е.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.к. административный истец не был заблаговременно извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрения указанных материалов, а вывод суда об извещении Д.Е.Н. по телекоммуникационным каналам связи и почтовым отправлением противоречит нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд, т.к. в решениях ИФНС России по г. Орлу от 06.04.2021 № и УФНС по Орловской области от 23.06.2021 содержат ссылки на срок обжалования 1 год с момента вынесения решения от 06.04.2021.
В письменных возражениях начальник ИФНС России по г. Орлу А.Н.В., представитель УФНС по Орловской области Л.И.В. полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 91. 1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 3 статьи 93 НК РФ определено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и формат представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ (зарегистрированным в Минюсте России 27.05.2019 № 54746).
Согласно пункту 5 статьи 93 НК РФ, ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.
По смыслу вышеприведенных норм, уведомление о невозможности представления истребуемых документов (информации) в указанные сроки, представляется в налоговый орган в письменной форме, иной формы уведомления действующим налоговым законодательством не установлено.
Согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В пункте 1 статьи 101.4 НК РФ установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты, его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 101.4 НК РФ по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ИФНС России по г. Орлу на основании поручения Межрайонной ИФНС России № 4 по Курской области об истребовании документов (информации) от 17.12.2020 № направила почтовой связью в адрес Д.Е.Н. требование о предоставлении в срок, установленный пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ документов (информации) от 18.12.2020 № по деятельности, касающейся ФИО8 в связи с проведением контрольных мероприятий вне рамок проведения налоговых проверок (л.д.52-56).
Указанное требование получено административным истцом 13.01.2021.
В установленный срок, т.е. до 27.01.2021, Д.Е.Н. требование ИФНС России по г. Орлу не исполнил, уведомление о невозможности представления истребуемых документов (информации) не представил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления налоговым органом 09.02.2021 акта об обнаружении фактов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.
16.02.2021 указанный акт был направлен в адрес Д.Е.Н. посредством телекоммуникационных каналов связи 17.02.2021, а также по почте заказным письмом и получен административным истцом 02.03.2021 (л.д.60-65, 128-130).
07.03.2021 Д.Е.Н. посредством телекоммуникационных каналов связи, а также 10.03.2021 посредством почтового отправления направлено извещение от 01.03.2021 № о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (л.д.57-59, 120-121, 124-125).
В связи с неудачной попыткой вручения, ИФНС России по г. Орлу повторно было направлено извещение № о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки двумя способами: посредством телекоммуникационных каналов связи 31.03.2021, и посредством почтового отправления 01.04.2021, которое было вручено административному истцу 14.04.2021 (л.д.66-68, 122-123, 126-127).
Решением ИФНС Росси по г. Орлу № от 06.04.2021 Д.Е.Н. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д.69-73).
Решением УФНС по Орловской области № от 23.06.2021, жалоба Д.Е.Н. на решение ИФНС России по г. Орлу от 06.04.2021 № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения (л.д.74-80).
Установив, что административный истец в установленный законом срок истребуемые документы (информацию) в налоговый орган не представил и не сообщил о том, что не располагает данными сведениями, учитывая, что административным ответчиком соблюден порядок производства по делу о налоговом правонарушении, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Д.Е.Н. обоснованно привлечен налоговым органом к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о пропуске административным истцом трехмесячного срока для обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ с учетом положений статьи 138 НК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку решение УФНС России по Орловской области № 97 от 23.06.2021 было получено Д.Е.Н. 14 июля 2021, что не оспаривалось представителем административного истца при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, тогда как в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконным решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения административный истец обратился только 21.03.2022.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Указание в жалобе на то, что административный истец полагал, что срок обжалования решения налогового органа составляет один год, не опровергает правильности вывода суда первой инстанции о пропуске Д.Е.Н. установленного КАС РФ срока для обращения в суд с настоящими административными требованиями, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом обсуждения и проверки суда первой инстанции, и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда, в связи с чем, судебной коллегией отклоняются.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Д.Е.Н. – К.С.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи