Председательствующий по делу Дело № 33а-233/2018
судья Копеистова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Бурака М.Н., Каверина С.А.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 января 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, главному специалисту – эксперту отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 о признании незаконным и об отмене предписания №/П от <Дата>,
по апелляционной жалобе начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» ФИО2
на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, главному специалисту – эксперту отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 о признании незаконным и об отмене предписания №/П от <Дата>, отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Начальник ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что <Дата> главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 было вынесено предписание №/П об обязании ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ представлять в ГКУ «Краевой центр занятости населения Забайкальского края» информацию предусмотренную пунктом 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № «О занятости населения в Российской Федерации» в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 13.11.2012г. №, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о данных рабочих. Учреждение является структурным подразделением Минобороны РФ, действует на основании его полномочий, следовательно, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, непосредственном подчинении Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, имеет определенную специфику деятельности, так как выполняет поставленные задачи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обороны. В соответствии с Уставом, организационная структура ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России определяется штатом, утвержденным в порядке, установленном в Министерстве обороны. Согласно выписке из перечня организационных мероприятий от <Дата>№ Организационно-мобилизационного управления штаба округа штат Учреждения составляет 96 человек, квота на трудоустройство инвалидов не предусмотрена, в полномочия Учреждения не входит самостоятельное принятие решения о внесении изменений и дополнений в штатное расписание и установление квотирования рабочих мест, штатная численность сотрудников Учреждения формируется и утверждается вышестоящими органами военного управления с учетом сложности и характера поставленных перед Учреждением задач и функций. Кроме того, вопросы, относящиеся к утверждению штатного расписания Учреждения, а также вопрос установления квот на прием инвалидов в организации Министерства обороны Российской Федерации относится к компетенции Главного организационно-мобилизационного управления Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Уставом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от <Дата>, Раздела II, п. 24, Учреждение выполняет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивает защиту указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Учитывая, что Учреждение не наделено полномочиями по самостоятельному принятию решений об установлении квоты на трудоустройство инвалидов, в ходе проводимой проверки в период с <Дата> по <Дата>, Учреждение обратилось в вышестоящий орган - Департамент имущественных отношений Министерства обороны России (исх. № от 18.07.2017г.) с ходатайством о выражении позиции установления Учреждением, как организации относящейся к Министерству обороны России, квоты для приема на работу инвалидов и выделении (создании) соответствующих рабочих мест. В связи с неполучением ответов Учреждением, в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, <Дата>г., было направлено ходатайство (исх. № от 14.08.2017г.) о продлении сроков проведения проверки, вместе с тем, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, в продлении сроков проведения проверки Учреждению было отказано. Из ответа Заместителя директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 05.09.2017г., следует, что регулярные учебно-штабные тренировки, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации исполняются в возможно короткие сроки, в подобных мероприятиях задействованы все штатные единицы территориальных управлений имущественных отношений Минобороны России. Принятие на работу людей с ограниченными возможностями может повлечь снижение обороноспособности при выполнении поставленных руководством Министерства обороны Российской Федерации, кроме того вопросы, относящиеся к утверждению штатного расписания Учреждения и вопросы квотирования рабочих мест и приема в организацию инвалидов относится к компетенции Главного организационно-мобилизационного управления Министерства обороны Российской Федерации. (Копия ответа прилагается). Учитывая, что Учреждение является структурным подразделением Минобороны РФ, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственном подчинении Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, имеет свою организационную структуру, определенную специфику деятельности, особые требования к здоровью, а именно отсутствие противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, возложение Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края на Учреждение обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, квотирования рабочих мест, а также создание (выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов невозможно, в связи с вышеизложенными фактами. При изложенных обстоятельствах предписание Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского №/П нарушает права и законные интересы Учреждения и противоречит нормам ФЗ «Об обороне». Данное предписание вынесено без учета фактических обстоятельств, в соответствии с которыми Учреждение относится к организациям Министерства обороны РФ и обладает определённой спецификой, характерной для организаций Министерства обороны РФ и не обязано устанавливать квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов. На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить Предписание №/П от 15.08.2017г., выданное Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления СибТУИО ФИО2 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Полагает, что при вынесении решения судом не были учтены доводы представителя Учреждения, не дана оценка представленным в суд документам и фактическим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела. В частности, 26.10.2017г. в судебное заседание представителем Учреждения представлено дополнение к административному исковому заявлению с приложением большого пакета документов, учитывая незначительный промежуток времени между представлением указанных документов в суд и принятием решения, полагаем, что оценка и исследование данных доказательств судом не производилась. Также указывает, что каких-либо заданий от органов военного управления об установлении квоты для инвалидов в адрес учреждения не поступало и как указывалось ранее ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не уполномочено на самостоятельное принятие решений по установлению квот для инвалидов, в силу чего вынесенное предписание является для Учреждения неисполнимым. Учреждение не относится к органам военного управления и не может осуществлять вносить предложения в главное организационно-мобилизационное управление. Данное взаимодействие осуществляется между Департаментом имущественных отношений МО РФ и Главным организационно-мобилизационным управлением как между органами военного управления. Учреждение для разрешения вопроса о возможности установления квот для инвалидов обратилось в Департамент имущественных отношений МО РФ. В связи с чем, вывод суда о том, что Учреждением рабочие места не были созданы или выделены без объективных причин, является несостоятельным. Полагает, что при принятии решения об отказе в удовлетворении требований Учреждения судом не дана оценка соответствия предписания Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 15.08.2017г. закону или иному нормативно-правовому акту. Кроме того, не дана оценка тому факту, что предписание вынесено без учета фактических обстоятельств дела. Заявитель считает, что доводы истца о нарушении его прав и законных интересов судом не исследованы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3, главного специалиста – эксперта отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что летом 2017 года Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края была проведена плановая документарная проверка в отношении юридического лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от <Дата>г. №, на основании которого <Дата> главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 в отношении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ было вынесено предписание №/П об устранении нарушений законодательства о занятости населения.
Указанным предписанием ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ предписано в срок до <Дата> представить в ГКУ «Краевой центр занятости населения Забайкальского края» информацию предусмотренную пунктом 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № «О занятости населения в Российской Федерации» в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 13.11.2012г. №, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о данных рабочих.
В качестве основания для внесения предписания указано неисполнение предусмотренной действующим законодательством обязанности по совершению указанных действий.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде.
Статьей 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Административный ответчик, считая данное предписание незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Принимая оспариваемое решение, суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования, направленные на прекращение и устранение выявленного нарушения.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Нарушение законодательства о занятости населения влечет за собой административную или иную ответственность, государственный надзор в указанной сфере направлен на выявление и пресечение нарушений в данной сфере влекущих за собой указанную выше ответственность.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебное района г.Читы от <Дата>г. ФГКУ «Сибирское Т.» МО РФ привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения.
Основанием для привлечения общества к ответственности по данной норме послужило выявленное в результате указанной выше проверки нарушение – непредставление информации предусмотренной пунктом 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № «О занятости населения в Российской Федерации» (положительной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей) на квотируемые рабочие места) в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 13.11.2012г. №.
Решением судьи Центрального районного суда г.Читы от <Дата> указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как относящиеся к вопросу утверждения штатного расписания вопросы, а также вопрос квот на прием инвалидов в организации Министерства обороны РФ не входит в компетенцию ФГКУ «Сибирское Т.» МО РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебное района г.Читы от <Дата>г. начальник ФГКУ «Сибирское Т.» Министерства обороны Российской Федерации К. А.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Основанием для привлечения общества к ответственности по данной норме послужило выявленное в результате указанной выше проверки нарушение - неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Решением судьи Центрального районного суда <адрес> от <Дата> указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как так как относящиеся к вопросу утверждения штатного расписания вопросы, а также вопрос квот на прием инвалидов в организации Министерства обороны РФ не входит в компетенцию ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ.
В силу части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
При таких обстоятельствах, с учетом вступивших в законную силу постановлений суда по делам об административных правонарушениях, вывод суда о наличии у ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ обязанности по выполнению указанных в предписании действий сделать нельзя.
Поскольку наличие указанной обязанности является определяющим для возможности вынесения в отношении учреждения оспариваемого предписания, основания для отказа в удовлетворении требований о признании данного предписания незаконным у суда отсутствовали.
При таком положении основания для отказа в удовлетворении требований истца у суда отсутствовали.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание №/П вынесенное <Дата> главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля управления по организационным и государственно-правовым вопросам Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО1 в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ.
Председательствующий
Судья