ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2345/2016 от 05.09.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Князева Д.А. Дело №33а-2345/2016

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Лихачевой С.А. и Неволиной Е.В.,

при секретаре Вавулиной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Х.М.В. и З.Д.С. о защите избирательных прав,

по апелляционным жалобам Х.М.В. и З.Д.С. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 22 августа 2016 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

постановлением Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на 18 сентября 2016 года назначены дополнительные выборы депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатным избирательным округам № 8, 19 и 22.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по дополнительным выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГС.С.Г., выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Партии «<данные изъяты>» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ кандидат в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу Х.М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене данного решения.

В обоснование заявления указала, что кандидат в депутаты С.С.Г. при выдвижении не представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации выдвижения, предусмотренные частью 14 статьи 29 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» и пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства кандидатов.

ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным административным исковым заявлением в суд обратился кандидат в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу З.Д.С.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по исковым заявлениям Х.М.В. и З.Д.С. объединены в одно производство.

В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Х.М.В. и З.Д.С. (выступающий также в качестве представителя Х.М.В.) дополнительно указали, что кандидатом не были представлены в избирательную комиссию документы, подтверждающие создание избирательного объединения Местное отделение Партии «<данные изъяты>» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области, которое не является юридическим лицом.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 22 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований Х.М.В. и З.Д.С. отказано.

В апелляционной жалобе Х.М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Не соглашается с выводом суда об альтернативности предоставления кандидатом документов, указанных в подпункте «а» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указывает, что данное положение закона обязывает кандидата предоставлять как документ о государственной регистрации избирательного объединения, так и решение о его создании, если избирательное объединение не является юридическим лицом.

Аналогичные доводы приводит в своей апелляционной жалобе З.Д.С.

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Х.М.В. и З.Д.С. апелляционную жалобу поддержали. Представитель заинтересованного лица К.М.А. возражал против доводов жалобы. Прокурор К.Д.А. в заключении указал на законность решения суда.

Представители Южно-Сахалинской городской территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии Сахалинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще; ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Применительно к Сахалинской области принят и действует Закон Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области № 35 –ЗО, Закон о муниципальных выборах в Сахалинской области).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регистрация кандидата при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Статья 35 поименованного Закона, регламентируя отдельные вопросы реализации права избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов, в пункте 14.5 предусматривает перечень документов, которые кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, должны представить лично (пункт 5 статьи 33) вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 этого же Закона.

Такими документами являются:

а) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с частью 14 статьи 29 Закона о муниципальных выборах в Сахалинской области кандидат, выдвинутый избирательным объединением в одномандатном или многомандатном избирательном округе, не ранее чем за 63 дня до дня голосования и не позднее чем за 43 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы одновременно:

1) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании. Копии указанных в настоящем пункте документов могут быть удостоверены нотариально либо заверены лицом, уполномоченным на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения;

2) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, с иным общественным объединением кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;

5) документы, указанные в частях 6, 6-1 и 8 статьи 27 настоящего Закона.

Частью 16 данной статьи предусмотрено, что если структурное подразделение политической партии, иного общественного объединения не является юридическим лицом, в соответствии с пунктом 4 части 8, пунктом 1 части 14 настоящей статьи представляется копия документа о государственной регистрации политической партии, иного общественного объединения или их подразделения более высокого уровня, чем данное подразделение.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Административные истцы заявили о нарушении окружной избирательной комиссией при регистрации кандидата в депутаты С.С.Г. требований подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на заседании Местного политического совета Местного отделения партии <данные изъяты>» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области принято решение о выдвижении С.С.Г. кандидатом в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва по одномандатному избирательному округу на выборах, назначенных на 18 сентября 2016 года.

ДД.ММ.ГГГГС.С.Г. обратился в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу по дополнительным выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска пятого созыва, представив документы для выдвижения кандидатов в депутаты. В частности, были представлены: копия паспорта, копия документа об образовании, справка с места работы, справка о партийности, справка о доходах и имуществе, копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «<данные изъяты>», решение Президиума Регионального политического совета Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании кандидатур для выдвижения в депутаты, решение о выдвижении кандидатов в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, заявление С.С.Г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

О принятии документов ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 17 минут кандидату выдано подтверждение.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 1 части 14 и пункта 16 статьи 29 Закона Сахалинской области № 35-ЗО, пришел к выводу о том, что законодатель допустил альтернативу предоставления в окружную избирательную комиссию либо решения о создании структурного подразделения, либо копии документа о государственной регистрации политической партии, иного общественного объединения или их подразделения более высокого уровня, чем данное подразделение, в силу чего кандидат не обязан был предоставлять в избирательную комиссию решение о создании выдвинувшего его местного отделения политической партии, не являющегося юридическим лицом.

Указанный вывод судебная коллегия находит ошибочным, поскольку он противоречит содержанию подпункта «а» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусматривающего обязанность кандидата представить в избирательную комиссию решение о создании не являющегося юридическим лицом структурного подразделения политической партии, выдвинувшего его.

При этом пунктами 2, 3 и 6 статьи 1 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом; федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

В этой связи пункт 16 части 14 статьи 29 Закона о муниципальных выборах в Сахалинской области в истолковании, данном ему судом первой инстанции, не может исключать предусмотренную федеральным законодателем обязанность по предоставлению решения о создании местного отделения политической партии, выдвинувшего кандидата, в случае если оно не является юридическим лицом.

Вместе с тем, неверный вывод суда в указанной части к принятию неверного по существу решения суда не привел.

Как следует из материалов дела, решение о создании местного отделения политической партии, выдвинувшего кандидата в депутаты на выборах 18 сентября 2016 года, в избирательную комиссию С.С.Г. представлено не было.

Вместе с тем, данные сведения, как и сведения, предусмотренные пунктами 2-4 статьи части 14 статьи 29 Закона о муниципальных выборах в Сахалинской области, направлены, прежде всего, на информирование избирателей об избирательном объединении, выдвинувшем кандидата, проверку соблюдения таким объединением процедуры выдвижения и выявление волеизъявления самого кандидата выступать от политической партии или иного избирательного объединения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представителем заинтересованного лица К.М.А. представлена выписка из протокола заседания Регионального политического совета Сахалинского регионального отделения Всероссийской партии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о создании на территории города Южно-Сахалинска Южно-Сахалинского местного отделения Всероссийской партии <данные изъяты>, а также выписка из протокола общего собрания Южно-Сахалинского местного отделения Всероссийской партии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о создании Южно-Сахалинского местного отделения Всероссийской партии <данные изъяты>.

Общеизвестным обстоятельством, не нуждающимся в доказывании в силу части 1 статьи 64 КАС РФ, является принятое 24 декабря 2003 года на 4 съезде партии решение о переименовании Всероссийской политической партии <данные изъяты> по Всероссийскую политическую партию «<данные изъяты>».

Представленные в окружную избирательную комиссию копии документов в совокупности с вышеуказанным решением о создании местного отделения партии, с достоверностью указывают на соблюдение политической партией процедуры выдвижения кандидата, а также подтверждают волеизъявление самого гражданина баллотироваться в соответствующем избирательном округе от названной политической партии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При таких данных, когда отсутствие среди документов, необходимых для регистрации С.С.Г., решения о создании местного отделения партии не привело к искажению, неполноте сведений о кандидате, не поставило его в преимущественное положение относительно других кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу , а также учитывая, что создание местного отделения партии, выдвинувшего кандидата, установлено в судебном заседании, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения административного иска у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Х.М.В. и З.Д.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Крылов Н.А.

Судьи

Лихачева С.А.

Неволина Е.В.