ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2346/18 от 16.04.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-2346/2018

Строка 021а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«16» апреля 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего-судьи Дёминой О.В.,

судей Доровских И.А., Кобзевой И.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кобзевой И.В.

административное дело по административному исковому заявлению Кубарева Александра Николаевича, Кубаревой Ирины Александровны, в том числе действующей в интересах несовершеннолетних детей Кубаревой Ксении Александровны и Кубаревой Виктории Александровны, к администрации городского округа город Воронеж в лице Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об оспаривании действий (бездействия) и решений,

по апелляционной жалобе Кубарева Александра Николаевича, Кубаревой Ирины Александровны, в том числе действующей в интересах несовершеннолетних детей Кубаревой Ксении Александровны и Кубаревой Виктории Александровны, поданной представителем по доверенности Чуйковым Андреем Николаевичем, на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 ноября 2018 года.

(судья районного суда Сахарова Е.А.)

У С Т А Н О В И Л А :

Административные истцы обратились в суд с названным выше административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просили суд признать молодую семью в составе 3 (трех) человек нуждающейся в жилом помещении с 01 июня 2013 года, а также Кубареву К.А. в составе данной семьи, нуждающейся в жилом помещении с даты ее рождения и всех 4 (четырех) членов семьи по дату вынесения приказа №535 от 20 апреля 2018 года «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Кубаревой И.А.» включительно; признать приказ №535 от 20 апреля 2018 года «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Кубаревой И.А.» незаконным, недействующим с момента его издания; обязать включить в списки молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» молодую семью Кубаревых в составе 4-х человек; признать молодую семью, имеющей достаточные доходы и денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставления социальной выплаты; признать приказ №962 от 18 июля 2018 года «Об исключении из списка молодых семей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» молодой семьи Кубарева А.Н.» в составе 3 человека, в связи с тем, что семья не подтвердила наличие доходов или иных денежных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей расчет социальной выплаты в размере 1064136,40 рублей незаконным и недействующим с момента его издания; признать приказ №971 от 19 июля 2018 года «Об отказе во включении в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» молодой семьи Кубарева А.Н. в составе 4-х человек незаконным и недействующим с момента его издания; признать факт предоставления молодой семьей в составе 4-х человек документов, необходимых для получения социальной выплаты по федеральной программе основное мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», указанных в п. 19 Правил, своевременно и в полном объеме; обязать зачислить в списки молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» молодую семью Кубаревых в составе 4-х человек.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 15 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных Кубаревым А.Н., Кубаревой И.А., в том числе действующей в интересах несовершеннолетних детей Кубаревой К.А. и Кубаревой В.А., требований отказано (т.2 л.д.126-127,128-144).

В апелляционной жалобе Кубаревым А.Н., Кубаревой И.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения (т.2 л.д.194-201).

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Чуйков А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по доверенности Стебакова Г.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала, что решение является законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 08 мая 2009 года Кубарев А.И. обратился с заявлением в Администрацию городского округа город Воронеж о включении его семьи с составом три человека в список участников муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье - доступное жилье (2005-2010г.г.)».

К заявлению была приложена копия свидетельства о заключении брака (т.1 л.д.134), фамилия Кубаревой И.А. до брака - Венгерова, брак зарегистрирован 15 сентября 2007 года.

На момент подачи указанного заявления Кубаревы были зарегистрированы по адресу <адрес> комн.2.

Согласно уведомлению Управления организации работы с молодежью администрации городского округа город Воронеж №1172/1576 от 14 мая 2009 года молодая семья в составе: супруг Кубарев А.Н., супруга Кубарева И.А., дети - Кубарева В.А. по основаниям, указанным в решении Воронежской городской Думы от 23 июня 2005 года №77-II (в ред. решения от 04 октября 2006 года №190-II, от 23 апреля 2008 года №122-II) «О муниципальной целевой программе улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье - доступное жилье» (2005-2010г.г.), является участником настоящей программы (т.1 л.д.48).

Письмом Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж от 15 июня 2011 года №1/1-06-2636 Кубарев А.И. был уведомлен о том, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище 2011-2015 г.г.». В рамках данной программы постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18 марта 2011 года №263 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015г.г.)». Кубареву А.Н. предлагалось явиться в управление для написания заявления о намерении продолжать участие в долгосрочной муниципальной целевой программе на указанных в сообщении условиях (т.1 л.д.143).

06 июля 2011 года Кубарева И.А. обратилась в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности с заявлением в котором указала, что является Участником муниципальной программы «Молодой семье -доступное жилье 2005-2010г.г», с условиями новой программы на 2011-2015 годы ознакомлена и желает принимать участие в новой программе (т.1 л.д.145).

Письмом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №1576/733 от 21 января 2014 года Кубаревой И.А. сообщено, что в связи с внесениями изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации долгосрочная муниципальная целевая программа «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015г.г.)» вошла в муниципальную программу городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», как подпрограмма «Молодой семье - доступное жилье (2014-2020г.г)», в связи с чем ей необходимо написать заявление о намерении продолжать участие в вышеназванной программе на указанных в сообщении условиях. В сообщении был указан перечь документов, необходимых для предоставления (т.1 л.д.52-53).

Письмом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №3444269 от 04 марта 2015 года Кубаревой И.А. сообщено о необходимости в срок до 05 апреля 2015 года явиться в Управление для рассмотрения вопроса дальнейшего участия в вышеназванной программе (т.1 л.д.146).

Уведомлением Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №9166233 от 18 января 2018 года Кубаревой И.А. было сообщено о необходимости явки в срок до 25 января 2018 года с документами для рассмотрения вопроса о предоставлении свидетельства о праве получения социальной выплаты в 2018 году (т.1 л.д.147).

05 февраля 2018 года Кубарева И.А. обратилась с заявлением в Управление жилищных отношений, в котором указала, что в связи невозможностью подтвердить платежеспособность, просит не включать ее в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году (т.1 л.д.50, 151).

22 марта 2018 года Кубаревы обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж с заявлением, в котором просили рассмотреть вопрос о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с возможностью довключения в списки на социальные выплаты в 2018 году со ссылкой на соглашение от 11 января 2018 года, которое было приложено к заявлению (т.1 л.д.153, 154-155).

09 апреля 2018 года Кубарева И.А. обратилась в Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж с заявлением о признании членов семьи нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с приложением необходимых документов (т.1 л.д.79)

Письмом Управления жилищных отношений № 9514140 от 17 апреля 2018 года Кубаревым было разъяснено, что список претендентов на получение социальной выплаты уже сформирован, кроме того, указано на непредставление документов по уведомлению от 18 января 2018 года. Также указано, что по состоянию на 01 сентября 2017 года в городском округе город Воронеж сформирован сводный список участников подпрограммы, номер в указанной очереди молодой семьи Кубаревых на получение социальной выплаты - 196 (т.1 л.д.157-159).

Приказом начальника Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №535 от 20 апреля 2018 года отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Кубаревой И.А. В основание отказа, со ссылкой на ст. 53, п.1,2 ст.54 ЖК РФ, решение Воронежской городской Думы от 07 июля 2005 №102-II, ч.3,4 п.2.8. Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 07 апреля 2016 года №242, указано, что Кубареву А.Н. принадлежит: ? (15,4 кв.м.) доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 61, 6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом на праве собственности, обшей площадью 106,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес><адрес> (дата регистрации права-14 ноября 2014 года, дата государственной регистрации прекращения права-12 марта 2018 года). Кубаревой И.А. на праве собственности принадлежала комната в коммунальной квартире общей площадью 18,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> комн.2 (дата государственной регистрации - 05 ноября 2004 года, дата государственной регистрации прекращения права - 27 февраля 2015 года). По состоянию на 12 марта 2018 года - дату отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего супругу заявителя Кубареву А.Н. на праве собственности, уровень обеспеченности жилой площадью членов семьи Кубаревой И.А. составлял (по 26,65 кв.м. на одного человека) более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07 июля 2005 года №102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м, общей площади на одного человека. Таким образом, молодой семьей Кубаревых не представлены документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в предоставлении жилого помещения, а также не истек срок, в течение которого молодая семья может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, т.е. не ранее чем через пять лет со дня отчуждения пригодного для проживания жилого помещения (т.1 л.д.160).

10 июля 2018 года от Кубарева А.Н. в Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж поступило заявление о включении в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» (т.1 л.д.174), заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (т.1 л.д.175-181), копия сертификата на материнский капитал (т.1 л.д.182).

Заключением Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 16 июля 2018 года молодая семья Кубаревых не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, поскольку не подтвердила наличие доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, на сумму 1064136,40 (т.1 л.д.185-186).

Письмом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №10175293 от 16 июля 2018 года Кубареву А.Н. сообщено, что молодая семья Кубаревых не признана имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (т.1 л.д.184).

Приказом руководителя Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №962 от 18 июля 2018 года молодая семья Кубаревых исключена из списков молодых семей-участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с тем, что молодая семья Кубаревых не подтвердила наличие доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, на сумму 1064136,40 (т.1 л.д.188-189). О чем сообщено Кубареву А.Н. письмом №10175293 от 19 июля 2018 года (т.1 л.д.190).

Приказом руководителя Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №971 от 19 июля 2018 года молодой семье Кубаревых отказано во включении в состав основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по городскому округу город Воронеж, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 Правил и непредставлением в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 и 19 Правил (т.1 л.д.192-193).

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.51,53 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года №71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма в Воронежской области», Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 12 октября 2011 года № 909 (ред. от 08 мая 2014 года) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях", Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050), Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 18 марта 2011 года N 263 (ред. от 19 ноября 2013 года) "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье (2011 - 2015 годы)", проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что действия и решения (приказы) Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, принятые в отношении Кубаревых, соответствуют требованиям действующего законодательства, осуществлены в пределах полномочий органа местного самоуправления, прав и законных интересов истцов не нарушают.При этом суд указал, что оснований для признания молодой семьи Кубаревых нуждающейся в жилом помещении на 01 июня 2013 года по дату вынесения приказа №535 от 20 апреля 2018 года «Об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов молодой семьи Кубаревой И. А.» не имеется, поскольку до 09 апреля 2018 года семья Кубаревых не обращалась с заявлением о признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений и уполномоченным органом ранее решения о признании молодой семьи Кубаревых нуждающимися в предоставлении жилых помещений не принималось.

Оспариваемые приказы, по мнению суда первой инстанции, являются законными и обоснованными, поскольку установлено, что семья Кубаревых ухудшила свои жилищные условия, не была признана нуждающейся в предоставлении жилых помещений и имеющей, достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, соответственно, не представила административному ответчику документы, предусмотренные п.18 и п.19 Правил.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку.

Статьей 5 Закона Воронежской области от 30 ноября 2005 года № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма в Воронежской области» установлено, что ежегодно в четвертом квартале орган местного самоуправления проводит проверку сведений граждан, состоящих на учете. В случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, то гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся с учетом новых представленных документов.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".

Согласно п. 6 приведенных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п.п.1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.8, 3.9 Постановления администрации городского округа город Воронеж от 12 октября 2011 года № 909 (ред. от 08 мая 2014 года) "Об утверждении Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны молодые семьи, постоянно проживающие на территории городского округа город Воронеж. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж. Нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Молодые семьи, которые с намерением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения Указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что на момент обращения семьи Кубаревых с заявлением от 09 апреля 2018 года о признании их нуждающимися в предоставлении жилых помещений, оснований для их признания нуждающимися не было, поскольку административным ответчиком было установлено, что 12 марта 2018 года Кубарев А.Н. произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности с 14 ноября 2014 года жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с.<адрес><адрес>, площадью 106,6 кв.м, при этом с момента отчуждения не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности приказа административного ответчика № 535 от 20 апреля 2018 года об отказе в признании нуждающимися в предоставлении жилых помещений членов семьи Кубаревой И.А. сомнений не вызывает.

Доводы апелляционной жалобы Кубаревых о том, что административный ответчик должен был признать их нуждающимися на дату 01 июня 2013 года (дата заключения договора займа денежных средств для строительства либо приобретения жилья (т.2 л.д.37) повторяют позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции, указанные доводы были предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которой не имеется. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что как указал суд, впервые Кубаревы обратились с заявлением о признании их нуждающимися в жилом помещении 09 апреля 2018 года и требования о признании их нуждающимися с даты 01 июня 2013 года указанное заявление не содержало, в связи с чем ответчиком обоснованно исследовались те основания для признания семьи нуждающейся в предоставлении жилого помещения, которые имели место быть на дату подачи заявления от 09 апреля 2018 года.

В силу п.п. «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с п.п. «г», «д» п. 18 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" и "ж" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.п. «г», «д», «е» п.19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; копию кредитного договора (договора займа); документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.

В силу подпункта «б» пункта 22 указанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что семья Кубаревых не признавалась нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения договора займа. Кроме того, молодой семьей Кубаревых было представлено ответчику заявление от 05 февраля 2018 года о невозможности предоставить документы, подтверждающие платежеспособность и о невключении в список молодых семей - участников Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году (т.1 л.д.50).

10 июля 2018 года в адрес административного ответчика от семьи Кубаревых поступили заявления: о включении в состав участников Основного мероприятия; о признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 и 2019 годах и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

По результатам рассмотрения указанных заявлений и приложенных к ним документов заключением от 16 июля 2018 года истцам отказано в признании молодой семьи, имеющей достаточные доходы (семья не подтвердила необходимую сумму для получения социальной выплаты, расчет произведен в соответствии с требованиями Приказа департамента строительной политики Воронежской области от 04 мая 2016 года № 61-02-03/58) (т.1 л.д.185-186); приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 18 июля 2018 года № 962 молодая семья Кубаревых исключена из списка участников основного мероприятия, в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к участникам основного мероприятия: молодая семья не признана нуждающейся в жилых помещениях и не подтвердила «платежеспособность» (т.1 л.д.190); приказом Управления жилищных отношений от 19 июля 2018 года № 971 Кубаревым отказано во включении в состав участников Основного мероприятия (составом семьи 4 человека с даты подачи заявления 10 июля 2018 года, в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным п.6 Правил и непредставлением в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 и 19 Правил (т.1 л.д.192-193).

При наличии поданного семьей Кубаревых заявления от 05 февраля 2018 года о невозможности предоставить документы, подтверждающие платежеспособность, и отсутствия документа, подтверждающего их нуждаемость в предоставлении жилого помещения, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о законности и обоснованности приказов Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 18 июля 2018 года № 962 и от 19 июля 2018 года № 971 у судебной коллегии не имеется.

С учетом анализа приведенных норм действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами, установленными по делу, выводы районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Кубаревыми требований являются правомерными, поскольку в соответствии с п.18 и п.19 Правил на момент обращения в уполномоченный орган с целью получения социальной выплаты молодая семья должна иметь статус нуждающейся в жилом помещении, иметь об этом соответствующий документ, иметь в собственности жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа).

В рассматриваемом случае молодая семья Кубаревых не признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, жилого помещения, приобретенного с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) в собственности не имеет. При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что Кубаревы могли использовать социальную выплату в соответствии с подпунктом «е» п.2 Правил, несостоятелен.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кубаревых А.Н. и И.А., поданную представителем по доверенности Чуйковым А.Н., - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: