Судья: Чистилова А.А. Дело <данные изъяты>а-23545/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М., при помощнике судьи Налапкине А.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 сентября 2019 года по делу по административному иску ФИО1 к Министерству жилищной политики Московской области об отмене разрешения на строительство. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителя Министерства жилищной политики <данные изъяты> – ФИО3, установила: ФИО1, с учетом имевшего место уточнения заявленных требований, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищной политики Московской области об отмене разрешения № RU50-5-12598-2018 от 26.12.2018 года на строительство нежилого объекта – «Комплекса по обработке и размещению твердых коммунальных отходов» (мусоро-перерабатывающий комплекс – далее МПК). В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Ченцовский с.о., в районе д. Сахарово, СНТ «Сахарово», уч. <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, площадью 787 кв.м. В городском округе Сергиев Посад в настоящее время планируется строительство мусороперерабатывающего комплекса и полигона ТКО. Строительство Сергиево-Посадского МПК будет производиться на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадью 266146 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, городской округ Сергиев Посад, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово, и кадастровым номером <данные изъяты> площадью 297767 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, городской округ Сергиев Посад, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово. 26.12.2018 года ООО «Сергиево-Посадский МПК» Министерством строительного комплекса Московской области было выдано разрешение № RU50-5-12598-2018 на строительство нежилого объекта – МПК на территории Сергиево-Посадского района. ФИО1 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных в городском округе Сергиев Посад, в котором проживает вместе с семьей. Вместе с тем, строительство на территории городского округа Сергиев Посад МПК и полигона ТКО приведет к нарушению конституционного права ФИО1 на благоприятную окружающую среду, поскольку строительство будет производиться на земельных участках, на которых строительство объектов подобного назначения запрещено. По мнению ФИО1, в ходе проверки проектной документации административным ответчиком не были проведены надлежащим образом исследования земельных участков, расположенных в городском округе Сергиев Посад на предмет возможности размещения на них МПК и полигона ТКО. Размещение полигона ТКО и МПК на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> невозможно в силу отсутствия необходимых гидрогеологических условий. Выдача оспариваемого разрешения на строительство нарушает ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого разрешения) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Частью 4 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Согласно Положению о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 г. № 688/35, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах жилищной политики и градостроительной деятельности, за исключением строительства объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, участвующим в реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в обеспечении реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории Московской области. В соответствии с п. 13.2 указанного Положения Министерство в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, осуществляет выдачу (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдачу (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства). Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, площадью 787 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Ченцовский с.о., в районе д. Сахарово, СНТ «Сахарово», уч. <данные изъяты>, и расположенного на нем жилого дома. ООО «Сергиево-Посадский МПК» обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплекс по переработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» в соответствии со ст. 51 ГрК РФ. 26 декабря 2018 года Министерством жилищной политики Московской области выдано ООО «Сергиево-Посадский МПК» разрешение на строительство № RU50-5-12598-2018 в отношении объекта капитального строительства «Комплекс по переработке и размещению твердых коммунальных отходов на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области». Перечень документов, которые подаются с заявлением о выдаче разрешения на строительство, установлен ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. В ходе рассмотрения судом первой инстанции установлено, что ООО «Сергиево-Посадский МПК» представило необходимый комплект документов, предусмотренный ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в том числе градостроительный план земельного участка, а также акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов археологического наследия Селище «Сахарово 1» (Бородкино), XVII/XVIII-XX вв., Селище «Сахарово 2» (Лихенино), XVII/XVIII-XX вв.; технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях; положительное заключение ГАУ МО «Московская государственная экспертиза» от 29.11.2018 года № 50-1-1-2-1685-18. В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Министерство жилищной политики, проверив представленный ООО «Сергиево-Посадский МПК» комплект документов не усмотрело оснований, предусмотренных п. 13 ст. 51 ГрК РФ, для отказа в выдаче разрешения на строительство. Довод апелляционной жалобы о том, что уполномоченный на выдачу разрешений орган обязан проводить не только проверку наличия документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, но и оценку их содержания, подлежит отклонению, поскольку не основан на требованиях действующего законодательства. В силу п. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Приведенной нормой права уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган не наделен правом оценки положительного заключения проектной документации. Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на нарушения требований Федерального закона «Об экологической экспертизе», СП 320.1325800.2017, СанПиН 2.1.7.1038-01 по существу сводятся к несогласию с положительным заключением проектной документации. Вместе с тем, в рамках данного административного дела с требованиями об оспаривании положительного заключения проектной документации ФИО1 не обращалась. Поскольку Главой 22 КАС РФ не предусмотрено оснований для выхода за пределы заявленных требований, то у суда первой инстанции не возникло законных оснований для проверки соответствия положительного заключения требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», СП 320.1325800.2017, СанПиН 2.1.7.1038-01. ФИО1 не представила доказательств нарушения оспариваемыми разрешением на строительство ее прав на благоприятную окружающую среду. При этом, судебная коллегия учитывает, что пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 установлено, что размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно - защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей. Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу земельный располагается на расстоянии более 1,5 км от земельного участка на котором осуществляется оборудование полигона твердых бытовых отходов, что не противоречит пункту 3.2 Санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. Из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 мая 2017 года № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226). Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца. Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено. Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановил законное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 09 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |