ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-235/20 от 28.01.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Галкина Н.А. № М-6647/19-33а-235/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 января 2020 года Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Макаровой Л.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу ФИО1 на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2019 года об оставлении административного искового заявления без движения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Великого Новгорода № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее - ОСП Великого Новгорода № 1) ФИО2 о признании действий, выразившихся в возбуждении исполнительного производства, незаконными.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 30 ноября 2019 года получила по почте постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Великого Новгорода № 1 ФИО2 от 21 октября 2019 года о возбуждении в отношении нее на основании судебного приказа <...> от 26 сентября 2018 года исполнительного производства <...>-ИП с предметом исполнения – взыскание налога и пеней в размере 4467 рублей 01 копейки в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Новгородской области (далее – Инспекция). Действия судебного пристава-исполнителя, по ее мнению, являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства направлено ей 27 ноября 2019 года и получено ею 30 ноября 2019 года, задолженность по налогам в связи с переплатой имеет перед нею Инспекция, что подтверждается имеющимися у нее квитанциями.

Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2019 года, с учетом определения от 23 декабря 2019 года об исправлении описок, административное исковое заявление ФИО1 оставлено без движения, ФИО1 предложено в срок до 20 декабря 2019 года устранить следующие недостатки административного искового заявления: указать дату и место рождения административного истца; указать доказательства, которые административному истцу известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; указать нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); указать сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие); указать наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сформулировать требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (с указанием в чем конкретно выразились незаконные действия); указать сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении; если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения; приложить к административному иску копию ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении; приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

В частной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемого определения как незаконного, ссылаясь в обоснование доводов на указание судьей в определении сведений о номере исполнительного производства и наименовании взыскателя не соответствующих действительности.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение об оставлении административного искового заявления без движения, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308, частью 1 статьи 315 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Требования к содержанию административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определены пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125, частью 2 статьи 220 КАС РФ.

В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125, пунктом 7 части 2 статьи 220 КАС РФ такое административное исковое заявление должно содержать дату и место рождения административного истца, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

Оставляя административное исковое заявление ФИО1 без движения и предлагая ей указать в административном исковом заявлении дату и место рождения административного истца, нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие), судья районного суда обоснованно исходил из того, что административное исковое заявление таких сведений не содержит, а потому данный вывод суд апелляционной инстанции находит правильным.

Вышеприведенные положения закона обязывают административного истца точно следовать процессуальным нормам, регулирующим порядок обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем обжалуемое определение в этой части как отвечающее требованиям процессуального закона отмене не подлежит.

Доводы частной жалобы о допущенных судьей в обжалуемом определении описок в написании номера исполнительного производства и наименования взыскателя отмену определения не влекут, поскольку, как следует из материалов дела, исправление судьей описок в названном определении осуществлено в соответствии со статьей 184 КАС РФ.

Вместе с тем, выводы судьи о необходимости оставления административного искового заявления без движения в связи с не указанием в административном исковом заявлении доказательств, которые административному истцу известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; не указанием сведений об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие); не указанием наименования, номера, даты принятия оспариваемого решения, даты и места совершения оспариваемого действия (бездействия); не указанием сведений о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, и в случае подачи такой жалобы - необходимости указания даты ее подачи и результата ее рассмотрения, а также приложения к административному исковому заявлению копии ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица на жалобу; отсутствием в административном исковом заявлении сформулированных требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, с указанием в чем конкретно выразились незаконные действия; не приложением документов, подтверждающих обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, не основаны на положениях действующего законодательства,

Согласно части 2 статьи 220 КАС РФ административное исковое заявление также должно содержать наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия) (пункт 3); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве (пункт 5); сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения (пункт 9); требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (пункт 10).

В соответствии с частью 3 статьи 220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Из текста административного искового заявления ФИО1 следует, что в нем сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются действия судебного пристава-исполнителя, сведения об исполнительном производстве, сведения о дате и месте совершения оспариваемого действия, а также сведения о том, что указанные действия судебного пристава-исполнителя вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу она не обжаловала, содержатся. Сформулированное ФИО1 требование о признании действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 по возбуждению исполнительного производства <...>-ИП по делу <...> незаконными содержится в резолютивной части административного искового заявления.

В связи с изложенным выводы судьи в данной части противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ФИО1 копия постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2 о возбуждении исполнительного производства <...>-ИП от 21 октября 2019 года, в связи с вынесением которого оспариваются действия данного должностного лица службы судебных приставов, копия почтового конверта, подтверждающая, по мнению ФИО1, факт несвоевременного направления в ее адрес постановления о возбуждении исполнительного производства, к административному исковому заявлению приложены, что соответствует положениям пункта 3 части 1 статьи 126 КАС РФ.

Кроме того, обязывая административного истца приложить к административному исковому заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования, судья не учел, что в силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов при возбуждении исполнительного производства, в данном случае возложена на административного ответчика, уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также представление сторонами необходимых доказательств в соответствии со статьями 132-135 КАС РФ являются задачами подготовки дела к судебному разбирательству и не относятся к вопросам, разрешаемым на стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Требование о приведении административным истцом в административном исковом заявлении доказательств, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, предусмотрено частью 4 статьи 125 КАС РФ.

Вместе с тем такого требования к содержанию административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, положения статьи 220 КАС РФ не предъявляет.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об оставлении административного искового заявления без движения по названным мотивам также нельзя признать обоснованными.

При таких обстоятельствах, обжалуемое определение судьи в части указания на необходимость приведения в административном исковом заявлении доказательств, которые административному истцу известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, сведений об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), сведений о наименовании, номере, дате принятия оспариваемого решения, дате и месте совершения оспариваемого действия (бездействия), сведений о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, и в случае подачи такой жалобы - указания даты ее подачи и результата ее рассмотрения, приложения к административному исковому заявлению копии ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица на жалобу, приложения к административному исковому заявлению документов, подтверждающих обстоятельства, на которых он основывает свои требования, сформулировать требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (с указанием в чем конкретно выразились незаконные действия), как постановленное с существенным нарушением норм процессуального закона, на основании пункта 2 статьи 316 КАС РФ подлежит отмене.

В остальной части это же определение является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены и удовлетворения частной жалобы суд апелляционной инстанции не установил.

Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2019 года в части указания на необходимость приведения в административном исковом заявлении доказательств, которые административному истцу известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, сведений об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), сведений о наименовании, номере, дате принятия оспариваемого решения, дате и месте совершения оспариваемого действия (бездействия), сведений о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, и в случае подачи такой жалобы - указания даты ее подачи и результата ее рассмотрения, приложения к административному исковому заявлению копии ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица на жалобу, приложения к административному исковому заявлению документов, подтверждающих обстоятельства, на которых он основывает свои требования, сформулировать требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (с указанием в чем конкретно выразились незаконные действия) отменить.

В остальной части это же определение оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Л.В. Макарова