Дело № 33а-2360/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 14 августа 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Арзина И.В.,
судей Варлакова В.В., Дьяченко Ю.Л.,
при секретаре Комлевой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Далматово Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, по апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора на определение Далматовского районного суда Курганской области от 20 июня 2019 г., которым производство по административному делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Варлакова В.В. пояснения представителя Курганской транспортной прокуратуры – Драпиковской Т.М., судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации города Далматово Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства.
В обоснование требований указано, что обязанность предоставить такую услугу предусмотрена федеральным законом.
Между тем, в случае обращения пользователя воздушного пространства в орган местного самоуправления города Далматово для получения разрешения использования воздушного пространства над населенным пунктом – городом Далматово, реализовать данную муниципальную услугу не представляется возможным, поскольку порядок оказания данной услуги отсутствует, услуга в реестре муниципальных услуг не зарегистрирована.
12 марта 2019 г. главе города Далматово направлен запрос о наличии правового акта, регулирующего вопросы выдачи разрешения использования воздушного пространства над населенным пунктом.
19 марта 2019 г. получен ответ об отсутствии административного регламента.
9 апреля 2019 г. главе города Далматово вынесено представление об устранении нарушения законодательства, которое не исполнено.
Курганский транспортный прокурор просил признать незаконным бездействие административного ответчика и обязать разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги.
В судебном заседании помощник прокурора Далматовского района Курганской области Касенов Т.С. административное исковое заявление поддержал.
Представитель администрации города Далматово Далматовского района Курганской области – Лобова Н.Н. против заявленных требований возражала.
Представитель администрации Далматовского района Курганской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено определение о прекращении производства по делу.
В апелляционном представлении Курганский транспортный прокурор просит определение суда отменить.
Считает, что прокурор в силу части 2 статьи 1, части 1 статьи 39, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться с требованием о признании незаконным бездействия администрации города Далматово, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги.
Полагает, что возложение обязанности на орган местного самоуправления по разработке муниципального нормативного правового акта во исполнение требований федерального законодательства, не будет являться вмешательством в его компетенцию.
В заседании судебной коллегии представитель Курганской транспортной прокуратуры – Драпиковская Т.М. доводы апелляционного представления поддержала.
Другие участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены, что следует из уведомлений с отметками о вручении почтовой корреспонденции.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Курганский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, полагая незаконным бездействие администрации города Далматово Далматовского района Курганской области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять нормативный правовой акт, издание которого относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 1.1, 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, в силу приведенных положений закона прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – Правила).
Правилами установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, который предусматривает направление в оперативные органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на использование воздушного пространства.
В соответствии с пунктом 49 Правил авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
Таким образом, законодатель установил обязанность физических и юридических лиц получать разрешения на использование воздушного пространства над населенным пунктом.
Между тем, отсутствие нормативного правового акта органа местного самоуправления, регулирующего порядок выдачи разрешений на использование воздушного пространства над населенным пунктом – городом Далматово, создает препятствия в реализации прав граждан и юридических лиц, установленных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Далматово Далматовского района Курганской области и возложении на административного ответчика обязанности разработать и утвердить административный регламент, не могут рассматриваться, как вмешательство в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления.
В данном случае требования направлены на реализацию органом местного самоуправления положений федерального законодательства, определяющего порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для прекращения производства по настоящему административному делу.
Учитывая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, оспариваемое определение подлежит отмене, а дело – направлению в тот же суд для его рассмотрения по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Далматовского районного суда Курганской области от 20 июня 2019 г. отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Далматово Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства, направить в Далматовский районный суд Курганской области для рассмотрения по существу заявленных требований.
Председательствующий
Судьи: