ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23629/18 от 03.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-23629/2018

г.Уфа. 03 декабря 2018 года.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Нурисламова Ф.Т.

судей Гибадуллиной Л.Г.

ФИО1

при секретаре Валетдиновой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании частично недействительным постановления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и возмещении судебных расходов,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований Индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании частично недействительным постановления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и возмещении судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании частично недействительным постановления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и возмещении судебных расходов, в обоснование заявленных требований указав следующее.

дата постановлением Администрации адрес№...-п утверждена Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе адрес РБ».

дата постановлением Администрации ГО адрес№...-п внесены изменения в указанную программу и ограничен круг предпринимателей, которые могут получать субсидии в рамках программы, а именно, уточнена формулировка пункта 4.4: «Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в период с дата до момента обращения за финансовой поддержкой», который ранее предусматривал предоставление субсидий по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены с дата, то есть, фактически внесенными изменениями установлен запрет на получение финансовой поддержки по обязательствам, которые фактически исполнены и оплачены в период с дата по дата.

По мнению административного истца, указанные изменения носят дискриминационный характер, поскольку ставят в неравное положение малые предприятия, оплачивавшие лизинговые платежи в 2014 года по сравнению с теми, кто оплачивал их в 2013 году или в 2015 году, следовательно, изменения ограничивают конкуренцию.

С учетом изложенных обстоятельств, на основании положений Федеральных законов «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и «О защите конкуренции», Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№..., административный истец просил: признать постановление Администрации адрес от дата№...-п недействительным в части пункта 12, которым внесены изменения в пункт 4.4 Муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе адрес Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа адрес от дата№...-п (в редакции от дата№...-п), а именно: «Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в период с дата до момента обращения за финансовой поддержкой»; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в размере 4 500 рублей.

Судом принято приведенное выше решение, на которое административный истец ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований, в обоснование доводов жалобы указав доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении и поддержанные стороной истца в ходе судебного разбирательства.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По смыслу данного положения нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав, свобод и законных интересов заявителя является необходимым условием для признания такого нормативного акта недействующим полностью или в части.

В силу положений части 3 статьи 7 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от дата №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в том числе, заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

Согласно пунктам 8 и 17 статьи 4 Федерального закона от дата № 135-ФЗ под дискриминационными условиями понимаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи и иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Под признаками ограничения конкуренции понимается: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Согласно требованиям п.п. 1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Государственной программой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в адрес», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в адрес».

Также в соответствии с пп. «в» пункта 1.6 Порядка предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития МСП, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., условиями предоставления этой поддержки является соответствие положений муниципальных программ в части порядка и условий предоставления финансовой поддержки общим требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., и требованиям, установленным разделом 2 Порядка (республиканского).

Указанным Порядком предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в адрес» (на день принятия Порядка) предусматривалось возможность предоставления субсидий соответствующим субъектам по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в период с дата до момента обращения за финансовой поддержкой.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... указанный период ограничен с дата до момента обращения за финансовой поддержкой, а Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... - с дата до момента обращения за финансовой поддержкой.

Как следует из материалов дела, дата постановлением главы Администрации городского округа адрес№...-п утверждена Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе адрес Республики Башкортостан», в качестве приложения №... к которому предусмотрен Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

дата постановлением Администрации адрес№...-п внесены изменения в пункт 4.4 Приложения №... к указанной программе, согласно которой: «Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в период с дата до момента обращения за финансовой поддержкой», который ранее был изложен в следующей редакции: «Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в период с дата до момента обращения за финансовой поддержкой».

Принимая во внимание, что указанная Муниципальная программа, в которую постановлением №...-п от дата внесены оспариваемые истцом изменения, принята с учетом положений Государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в адрес», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., применение которой рекомендовано указанным постановлением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ИП ФИО2

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с законом.

Кроме того, как правильно указал районный суд, Государственной и Муниципальной программами установлены условия, наличие которых дает право на получение соответствующей субсидий, а не ограничивается круг лиц, которые вправе обратиться за получением соответствующих субсидий, путем их выделения не по какому-либо признаку в одной либо разных группах. В связи с чем указание необходимости наличия договоров лизинга, обязательства по которым фактически исполнены и оплачены в определенной промежуток времени, в силу вышеуказанных положений Федерального закона от дата № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Бюджетного кодекса РФ не может быть расценено как ограничение конкуренции либо создание дискриминационных условий.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, подтвержденные письменными доказательствами по делу, свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы административного истца.

Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию ее автором положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта. При рассмотрении дела нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта, районным судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий Нурисламов Ф.Т.

Судьи Гибадуллина Л.Г.

ФИО1

справка: судья Набиев Р.Р.