ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2368/18 от 02.07.2018 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-2368/2018

Судья: Воронцова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 02 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Уварова В.В.,

судей: Епифановой С.А., Корнеевой А.Е.

при секретаре: Колодиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Исраиловой Амины Рустамовны к УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным решения об аннулировании свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании рассмотреть заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

по апелляционной жалобе УМВД России по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 апреля 2018 года

Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Исраилова А.Р. обратилась в суд с административным иском к УМВД России по Тамбовской области, в котором просила признать незаконными и отменить решение об аннулировании свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязать рассмотреть заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

В обоснование иска указано, что Исраилова А.Р. является гражданином р. Таджикистан. Представительством МВД России в р. Таджикистан ей было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 21.04.2017 года. В свидетельство включены члены семьи: Розиков Д.Н. (супруг), Розикова Я.Д. (дочь, *** г.р.), Исраилова Л.М. (мать), Исраилов Р.К. (отец), Исраилов У.Р. (брат), Исраилов А.Р. (брат).

06.10.2017 года Исраилова А.Р. для постановки на учет в качестве участника Государственной программы предоставила в УМВД России по Тамбовской области отрывной талон бланка уведомления о пребывании по адресу: г.Тамбов, ул. ***, д. 5/1.

На основании распоряжения УМВД России по Тамбовской области от 05.12.2017 года № 18 проведена проверка в отношении места пребывания/проживания иностранных граждан по указанному адресу. В рамках проверки установлено, что Исраилова А.Р. и члены ее семьи по вышеуказанному адресу никогда не проживали и были поставлены на учет без намерения предоставления жилого помещения для проживания принимающей стороной *** Н.Ю.. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 322.2 УК РФ.

На основании пп. «г» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» решением УМВД России по Тамбовской области от 14.12.2017 года свидетельство участника Государственной программы СС - № *** от 21.04.2017 года аннулировано, Исраилова А.Р. и члены ее семьи лишены статуса участника Государственной программы в связи с сообщением о себе заведомо ложных сведений.

Ввиду утраты статуса участника Государственной программы 16.01.2018 года УМВД России по Тамбовской области по результатам рассмотрения заявления Исраиловой А.Р. от 18.10.2017 года вынесло заключение о невозможности приема в гражданство Российской Федерации в связи с прекращением условий, установленных ч. 7 ст.. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Административный истец указала, что ни она, ни члены ее семьи заведомо ложных сведений о себе не представляли. Оспариваемые решения лишают ее и членов ее семьи прав как участника Государственной программы и препятствуют в получении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16.04.2018 года административное исковое заявление Исраиловой А.Р. удовлетворено.

Решение УМВД России по Тамбовской области от 14.12.2017 года об аннулировании свидетельства участника Государственной программы СС - № *** от 21.04.2017 года признано незаконным, данное свидетельство обязаны восстановить.

Действия УМВД России по Тамбовской области по ненадлежащему рассмотрению заявления Исраиловой А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации и заключение от 16.01.2018 года о невозможности приема в гражданство Российской Федерации признаны незаконными, УМВД России по Тамбовской области обязано рассмотреть заявление Исраиловой А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

УМВД России по Тамбовской области обязано сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и Исраиловой А.Р. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Тамбовской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Отменяя решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, суд посчитал, что из положений Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. № 528 «Об утверждении положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» следует, что решение об аннулировании свидетельства принимается исключительно в случае сообщения ложных сведений в заявлении и прилагаемых к нему документах. Такой вывод суда первой инстанции, по мнению автора жалобы, является ошибочным и основанным на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Указывает, что постановка на учет в качестве участника Государственной программы в территориальном органе внутренних дел является неотъемлемой частью оформления свидетельства и предоставление при этом ложных сведений, в том числе недостоверных сведений о месте пребывания, не допускается. За подобные нарушения законодательством предусмотрена такая мера административного воздействия, как аннулирование свидетельства участника Государственной программы. Удовлетворяя административное исковое заявление, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не учел, что «постановка на миграционный учет» и «постановка на учет в качестве участника Госпрограммы» - различные понятия. Судом указано, что процедура регистрации по месту пребывания не входит в предмет административного регулирования по выдаче свидетельства участника Государственной программы. Однако свидетельство участника Государственной программы аннулировано в связи с предоставлением недостоверных сведений при постановке на учет в качестве участника Государственной программы, а не при постановке на миграционный учет по месту пребывания. При этом факт изменения Исраиловой А.Р. адреса регистрации на место фактического пребывания ее и членов ее семьи впоследствии, на который ссылается суд в своем решении, не имеет правового значения для данного дела, так как не опровергает предоставление ложных сведений при постановке на учет в качестве участника Государственной программы.

Также противоречит действующему законодательству вывод суда о том, что заявление о приеме в гражданство Исраиловой А.Р. рассмотрено ненадлежащим образом. 10.10.2017 года Исраилова А.Р. обратилась в УМВД России по г. Тамбову с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с п. 7 статьи 14 Федерального закона в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, то есть в упрощенном, а не в общем порядке. На момент принятия решения о приеме в гражданство свидетельство участника Государственной программы Исраиловой А.Р. было аннулировано. Таким образом, отсутствовало одно из непременных условий для приема в гражданство Исраиловой А.Р. в упрощенном порядке, а именно - статус участника Государственной программы. В связи с этим, заключением УМВД от 16.01.2018 года принято решение считать прием Исраиловой А.Р. в гражданство Российской Федерации невозможным в связи с прекращением условий, установленных частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Кроме того, в заявлении о приеме в гражданство от 18.10.2017 года Исраилова А.Р. также указала ложные сведения о месте своего жительства в строках 31-32, что является основанием отклонения заявления о приеме в гражданство.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании представителем УМВД России по Тамбовской области Копченкиной Л.М., выслушав возражения представителя Исраиловой А.Р. по доверенности Дементьевой Т.А., оснований к отмене решения суда апелляционная инстанция не находит.

Из материалов дела видно, что принимая решение от 14 декабря 2017г. об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, выданное Исраиловой А.Р. и членам её семьи, административный ответчик сослался на пп.»г» п.25 Указа Президента РФ от 22 июня 2006г. № 637, указав, что Исраилова А.Р. при постановке на учет в качестве участника программы в УВМ УМВД России по Тамбовской области сообщила о себе заведомо ложные сведения. В отрывном талоне бланка уведомления о пребывании она указала адрес места пребывания г.Тамбов, ул.***, д.5/1, тогда как при проверке выяснилось, что по данному адресу Исраилова А.Р. и члены её семьи были зарегистрированы, но фактически не проживали. Данные действия административный ответчик расценил как сообщение о себе заведомо ложных сведений.

Однако, суд первой инстанции обоснованно не согласился с принятым решением и признал его незаконным, сославшись на положения Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Как в Административном регламенте, утвержденном приказом УФМС № 166 от 14.05.2012 года, так и в регламенте, утвержденном приказом МВД России № 842 от 07.11.2017г., государственная услуга по оформлению и выдаче свидетельства участника программы оканчивается фактом выдачи свидетельства, административная процедура по регистрации соотечественников по месту их пребывания уже на территории России не входит в предмет административного регулирования, результатом которого является выдача свидетельства. Фактов того, что при получении свидетельства участника программы Исраилова А.Р. сообщила о себе заведомо ложные сведения, установлено не было.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, Исраилова А.Р. до принятия решения УМВД России по Тамбовской области от 14 декабря 2017 года 6 декабря 2017 года изменила адрес регистрации на место фактического пребывания её и членов её семьи по ул.***, 94 города Тамбова.

Кроме этого, как видно из постановления дознавателя ОД ОП № 3 УМВД Росси по городу Тамбову от 21 марта 2018 года (л.д.85), в отношении Исраиловой А.Р. были совершены мошеннические действия. В целях постановки на регистрационный учет, регистрации и проживания по адресу г.Тамбов, ул.*** д.5/1 она передала неустановленному в ходе дознания лицу 63.000 рублей, однако указанное жилое помещение семье Исраиловой А.Р. так и не было предоставлено. Поэтому, несмотря на регистрацию по указанному адресу, фактически она и её семья в спорное жилое помещение не вселялась по вине законного представителя несовершеннолетнего собственника жилого помещения *** Н.Ю. и неустановленного в ходе дознания лица, получившего за проживание денежные средства в сумме 63.000 рублей. Также было установлено, что именно *** Н.Ю. уведомила отдел по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области о прибытии иностранных граждан и фиктивно поставила на миграционный учет семью Исраиловой А.Р. в октябре-ноябре 2017 года по вышеуказанному адресу.

Указанные обстоятельства дают основания полагать, что со стороны Исраиловой А.Р. отсутствовал факт заведомо ложного сообщения в миграционный орган о месте жительства и пребывания её семьи.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что УМВД России по Тамбовской области своим решением от 14 декабря 2017 года аннулировало свидетельство участника Государственной программы СС - № 00447177 от 21 апреля 2017 года Исраиловой А.Р. и членов её семьи без наличия на то законных оснований.

Таким образом, разрешая административный иск, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В апелляционной жалобе представителя административного ответчика не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в материалах дела, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда. По существу жалоба сводится к переоценке выводов суда по оценке исследованных доказательств, однако оснований к такой переоценке не приведено, а приведенные нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с требованиями КАС РФ могли бы быть таковыми. Довод жалобы о том, что процедура по регистрации участников Государственной программы по месту их пребывания на территории России является неотъемлемой частью оформления свидетельства является несостоятельным, поскольку противоречит положениям Административного регламента по оказанию государственной услуги по оформлению и выдаче свидетельства участника Государственной программы по переселению, из которых следует, что оказание услуги оканчивается выдачей свидетельства, которое Исраилова А.Р. получила 21 апреля 2017г. и претензий по документам, на основание которых оно было выдано, не заявлено. Рассуждения в апелляционной жалобе о различных значениях понятий «постановка на миграционный учет» и «постановка на учет в качестве участника Госпрограммы» к предмету административного иска отношения не имеют.

На основание изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция

Определила:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу УМВД России по Тамбовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: