ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23818/18 от 18.12.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-23818/2018

Судья: Есенина Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

Стаховой Т.М., Ивановой Ю.В.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2018 года апелляционные жалобы Черновой А. Г., Чернова С. В. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2018 года по административному делу № 2а-2676/2018 по административному исковому заявлению Черновой А. Г., Чернова С. В. к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконными решений.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца Чернова С.В., административного истца Черновой А.Г., представителя административных истцов – Баевой Е.А., представителя административного ответчика – Кондратьевой-Рудой О.П., заинтересованного лица Кравченко И.П., судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Чернова А.Г., Чернов С.В. обратились в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать незаконными и отменить:

- отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга в предоставлении Черновой А.Г., Чернову С.В. государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма - комнаты №... площадью 16,90 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> – уведомление от <дата>№..., подписанное заместителем главы администрации <адрес> Санкт-Петербурга Захаровым В.Б.;

- распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата>№...-р о предоставлении освободившегося жилого помещения по договору социального найма – комнаты №... площадью 16,90 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>Кравченко И.П.;

- решения жилищной комиссии администрации <адрес> Санкт-Петербурга, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений администрации <адрес> Санкт-Петербурга.

В обоснование требований административного иска Чернова А.Г., Чернов С.В. указали, что с 1994 года проживают в комнате, площадью 18,7 кв.м., расположенной в 7-ми комнатной квартире, общей площадью 152,1 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Осенью 2017 года в квартире освободилась комната №... площадью 16,90 кв.м. и Жилищный отдел администрации <адрес> Санкт-Петрбурга письмом от <дата>№... уведомил Чернову А.Г. о том, что она и члены ее семьи могут подать документы для признания права на освободившееся помещение. Администрация Кировского района Санкт-Петербурга уведомлением от <дата>№..., подписанным зам. главы администрации Захаровым В.Б., отказала административным истцам в предоставлении государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма комнаты №... площадью 16,90 кв.м., освободившейся в их квартире. Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата>№...-р эта комната по договору социального найма была предоставлена Кравченко И.П. Принятое решение администрация Кировского района Санкт-Петербурга обосновала тем, что в случае предоставления спорной комнаты Черновой А.Г. и Чернову С.В. будет превышена норма жилищной обеспеченности, и сослалась на наличие у Кравченко И.П. преимущественного права на получение этой комнаты в порядке ч. 1 ст. 59 ЖК РФ. По мнению административных истцов, данные решения являются незаконными и подлежат отмене, поскольку рассчитывая норму жилищной обеспеченности Черновой А.Г. и Чернова С.В., администрация Кировского района Санкт-Петербурга исходила из того, что административные истцы являются единой семьей. Вместе с тем, как указывают административные истцы, семьей они не являются с <дата>, с момента прекращения их брака. Таким образом, именно с этого момента в соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от <дата>№... «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норма предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на Чернову А.Г. и Чернова С.В. должна составлять не по 18 кв.м. на каждого, как на членов семьи, состоящей из двух и более человек (о чем указывается в уведомлении), а 33 кв.м. – как для одиноко проживающих граждан. При данных обстоятельствах, в случае предоставления спорной комнаты в 16,90 кв.м., с учетом доли общей площади коммунальной квартиры, жилищная обеспеченность Черновой А.Г. составила бы 22,37 кв.м., а Чернова С.В. – 24,75 кв.м. и наоборот, что не превышало бы норму предоставления жилых помещений по договору социального найма в 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан. Также административными истцами указано, что после предоставления Кравченко И.П. спорной комнаты норма ее жилищной обеспеченности оказалась превышенной почти на 3 кв.м. На учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, административные истцы были поставлены более 30 лет назад – <дата>, состоят на данном виде учета до настоящего времени. Кравченко И.П. поставлена на данный учет значительно позже.

Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2018 года административные дела по искам Черновых С.В., А.Г. объединены в одно производство.

Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2018 года в удовлетворении требований административных исков отказано.

В апелляционных жалобах административные истцы просят решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

На основании ордера на жилую площадь в общежитии от <дата>№..., выданного ОАО «Советская звезда» Черновой А.Г. на состав семьи из двух человек (она и муж Чернов С.В), административные истцы занимают комнату №..., жилой площадью 18,70 кв.м., расположенную в <адрес> корпус 1 по <адрес>.

Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №..., вступившим в законную силу <дата>, за супругами Черновой А.Г. и Черновым С.В. признано право пользования комнатой №..., жилой площадью 18,70 кв.м., расположенной в <адрес> с правом заключения договора социального найма.

На основании распоряжения администрации от 05.05.2015 № 436 «Об исключении жилых помещений в общежитии по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга» вышеуказанное здание включено в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга.

Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата>№...Чернова А.Г., Чернов С.В. признаны нанимателями комнаты №..., жилой площадью 18,70 кв.м., расположенной в <адрес>.

<дата> между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга» и Черновой А.Г. был заключен договор социального найма №... на комнату №..., жилой площадью 18,70 кв.м., в <адрес> корпус №... по <адрес>, с включением в договор социального найма мужа Чернова С.В..

Брак между Черновой А.Г. и Чернова С.В. расторгнут <дата>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака II-АК №....

Дополнительным соглашением от <дата> в договор социального найма от <дата>№... внесены изменения, основанием для внесения изменений явилось расторжение брака между супругами Черновой А.Г. и Черновым С.В. В договоре социального найма указано, вместо «Чернов С.В. - муж» на «Чернов С.В. – бывший муж».

Согласно справке о регистрации (форма 9), выданной отделом вселения и регистрационного учета Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга» занимаемая бывшими супругами Черновыми А.Г. и С.В. комната №..., жилой площадью 18,70 кв.м. распложена в 7-ми комнатной коммунальной <адрес> общей площадью 152,10 кв.м. в <адрес>.

Как следует из справки жилищного отдела администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Чернова А.Г. и Чернов С.В. с <дата> состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, номер учетного дела №....

<дата> в вышеуказанной коммунальной квартире освободилось жилое помещение – комната №..., жилой площадью 16,90 кв.м..

О данном обстоятельстве <дата> администрация Кировского района Санкт-Петербурга уведомила жильцов коммунальной 7-ми комнатной <адрес>, разъяснив право подать документы для признания права на освободившееся жилое помещение в срок до <дата>.

С заявлениями о предоставлении по договору социального найма комнаты №..., жилой/общей площадью 16,90/22,37 кв.м., расположенной в <адрес> в порядке ст. 59 ЖК РФ, обратились:

- <дата> через Санкт-Петербургский ГКУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» совместно Черновы А.Г., С.В., занимающие комнату №..., жилой площадью 18,70 кв.м., состоящие на учете в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с <дата>;

- <дата>Кравченко И.П., занимающая комнату №..., жилой площадью 10,0 кв.м., состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Кировского района Санкт-Петербурга с <дата>.

Районной жилищной комиссией Кировского района Санкт-Петербурга <дата> приняты решения о предоставлении на основании ч.1 ст.59 ЖК РФ освободившегося жилого помещения Кравченко И.П. и об отказе Черновым А.Г., С.В. в предоставлении данного помещения в дополнение к занимаемому.

Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата>№...-р комната №..., жилой/общей площадью 16,90/22,37 кв.м., по договору социального найма предоставлена Кравченко И.П. на основании ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, со снятием ее с жилищного учета.

Уведомлением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата>№... в адрес Черновой А.Г. отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, со ссылкой, что в случае предоставления административным истцам освободившегося жилого помещения №..., жилой площадью 16,90 кв.м., общей площадью 22,37 кв.м. по договору социального найма в дополнение к занимаемому жилому помещению, жилищная обеспеченность составит: 24,75 кв.м. +22,37 кв.м. = 47,13 кв.м., что будет превышать норму предоставления на 11,13 кв.м..

Между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга» и Кравченко И.П.<дата> заключен договор социального найма №... в отношении комнаты №... в коммунальной <адрес>.

<дата>Чернова А.Г. повторно обратилась за предоставлением государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма на 1 человека, без указания бывшего мужа Чернова С.В..

В эту же дату (<дата>) с аналогичным заявлением обратился Чернов С.В..

Решениями районной жилищной комиссией Кировского района Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении данных заявлений отказано, со ссылкой на отсутствие в настоящее время освободившегося жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в коммунальной квартире.

Отказывая в удовлетворении требований административных исков, суд первой инстанции исходил из того, что при прочих равных условиях, в случае предоставления комнаты №..., жилой/общей площадью 16,90/22,37 кв.м., административным истцам в дополнение к ранее занимаемой комнате общая площадь превысит норму предоставления более чем на 9 кв.м., в то время, как при предоставлении этой комнаты Кравченко И.П. такое значительное превышение отсутствует, в связи с чем, принимая решение о предоставлении освободившегося жилого помещения иному лицу, администрацией Кировского района Санкт-Петербурга не было допущено нарушений жилищного законодательства.

Судебная коллегия с данным выводом суда считает возможным согласиться.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, общая площадь включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д. При этом в общую площадь согласно пункту 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно пункту 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга.

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения, в том числе по основаниям, установленным статьей 59 Жилищного кодекса РФ, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 50 и пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

Согласно пункту 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

В силу пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.

Следовательно жилищным законодательством установлены ограничения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с превышением нормы предоставления, что распространяется и на получение их по основаниям статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Методика расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры определена Инструкцией о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 N 80-п.

Согласно методике расчета, при расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей всех жилых комнат. Общая площадь квартиры определяется как сумма всех частей квартиры, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

При расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры общая площадь коммунальной квартиры делится на жилую площадь коммунальной квартиры и умножается на жилую площадь, занимаемую гражданами.

С учётом размера площади освободившегося жилого помещения в виде одной комнаты №... в <адрес> - 16,90 кв.м., а также площади жилого помещения, занимаемого административными истцами, при предоставлении данным претендентам освободившегося жилого помещения, общая площадь занимаемых ими жилых помещений будет значительно превышать норму предоставления общей площади на семью (152,1:114,9)*(18,70+16,90))=47 кв.м., при предельно допустимом 45 кв.м. (36+9), в связи с чем отсутствуют основания для признания превышения допустимым в силу действия положения части 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

При таких обстоятельствах, утверждение истцов о том, что они имеют преимущественное право на занятие спорной комнаты является ошибочным, Черновы А.Г.и С.В. в силу вышеуказанных норм материального права лишены возможности претендовать на освободившееся помещение по основаниям договора социального найма, а равно и оспаривать право иных лиц, в данном случае право Кравченко И.П., на получение освободившейся комнаты.

В то же время суд первой инстанции обоснованно указал на то, что превышение общей площади при предоставлении Кравченко И.П. спорной комнаты не превышает допустимого уровня (п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от <дата> N 407-65).

Таким образом, суд первой инстанции, определив, что размер общей площади, приходящейся на административных истцов, в случае предоставления им спорной комнаты будет значительно больше установленного законом превышения, правомерно пришёл к выводу об отсутствии у истцов права на занятие спорной комнаты, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исков.

Довод административных истцов о выборе претендента исходя из даты его постановки на учет не основан на нормах действующего жилищного законодательства.

Дата постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеет правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку предоставление жилой площади в данном случае осуществляется не в связи с реализацией органами государственной власти порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях (ст.57 Жилищного кодекса РФ), а в связи с освобождением комнаты в коммунальной квартире (ст.59 Жилищного кодекса РФ).

Учитывая, что оснований для применения статьи 57 Жилищного кодекса РФ у административного ответчика при принятии оспариваемых решений не имелось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение администрации <адрес> Санкт-Петербурга о предоставлении освободившейся комнаты административным ответчиком по договору социального найма исходя уровня жилищной обеспеченности, является законным.

Доводы административных истцов о том, что Кравченко И.П. неправомерно отнесена административным ответчиком к числу малоимущих граждан своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел.

В соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как следует из статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от <дата>№... «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения. Размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Методикой определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее-Методика), согласно пункту 1.2 которой ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанных в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Тем не менее, признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях на момент рассмотрения вопроса о принятии их на учёт не означает безусловную обязанность органа местного самоуправления (органа исполнительной власти) предоставить таким гражданам жилое помещение.

Порядок ведения органом местного самоуправления (органом исполнительной власти) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», такие сведения как доход состоящих на учёте граждан и стоимость находящегося в их собственности имущества (для граждан принятых на учёт после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 01 марта 2005 года), а также об обеспеченности состоящих на учёте граждан жилыми помещениями подлежат ежегодной актуализации.

Актуализация данных проводится уполномоченным органом и при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан и предоставления жилых помещений).

Как указано выше ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанных в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1.2 Методики).

В соответствии с п. 1.3 Методики, ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи.

Ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается путем деления общей суммы его доходов за расчетный период на число двенадцать.

Согласно п. 3.1 Методики, при определении ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, которые получены как в денежной, так и в натуральной форме.

Как следует из материалов дела, к заявлению Кравченко И.П. о предоставлении государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма от <дата> приложены сведения о доходах заявителя за двенадцать месяцев, предшествующих обращению: справки о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ.

При расчете ежемесячного дохода Кравченко И.П. за период с <дата> по <дата> на основании представленных сведений о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ установлено, что ежемесячный доход Кравченко И.П. составляет 15491,35 руб. (185896,23 руб.:12 мес.:1 чел.).

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2017 N 693 " Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за II квартал 2017 года" прожиточный минимум в Санкт-Петербурге за II квартал 2017 года в расчете на душу населения составил 10758 руб. 70 коп. (двукратный размер составляет – 21517,40 руб.).

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2018 N 177 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за IV квартал 2017 года", величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге за IV квартал 2017 года составляет в расчете на душу населения 10791 руб. 60 коп. (двукратный размер составляет 21583,20 руб.).

Подпунктом 2 пункта 4 Методики определения стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (приложение 2 к Закону Санкт-Петербурга от 9 июля 2005 года N 407-65) установлено, что стоимость жилых помещений находящихся в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина определяется на основании представленных сведений об инвентаризационной стоимости жилых помещений, которая определяется органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость <адрес> площадью (общей/жилой) 152,10/114,90 кв.м., расположенной по адресу; <адрес> по состоянию на <дата> составляет 948775 руб., что подтверждается соответствующей справкой ПИБ Юго-Западное ГУП «ГУИОН».

Кравченко И.П. в указанной квартире занимает комнату №... площадью (жилой/общей) 10,00/13,24 кв.м. и является ее собственником на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от <дата> № КИ/0/7299/К.

Расчет инвентаризационной стоимости жилого помещения находящегося в собственности Кравченко И.П. осуществлен административным ответчиком следующим образом 948755 руб. (инвентаризационная стоимость квартиры) : 152,10 кв.м. (общая площадь квартиры) х 13,24 кв.м. (размер общей площади, приходящейся на Кравченко И.П.) = 82587,22 руб..

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№.../пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2017 года» показатель средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади в Санкт-Петербурге утвержден в размере - 62228 руб. (десятикратный размер составляет 622 280 руб.)

Таким образом, Кравченко И.П., состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях, обоснованно была признана административным ответчиком малоимущей, что является необходимым условием для предоставления освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения на основании части 1 статьи 59 Жилищного кодекса РФ.

Административным ответчиком при решении вопроса о предоставлении освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения также осуществлялась проверка ежемесячного дохода административных истцов.

К заявлению Черновой А.Г., Чернова С.В. о предоставлении государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма от <дата> были приложены сведения о доходах заявителей за двенадцать месяцев, предшествующих обращению: справки о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ, справки из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Согласно справок формы 2-НДФЛ на Чернову А.Г. ее доход за период с <дата> по <дата> составил 357649,82 руб., по линии пенсионного фонда доход данного лица за тот же период составил 138176,85 руб.. Исходя из уровня совокупного дохода за двенадцать месяц определен ежемесячный доход Черновой А.Г., который составил 41318,88 руб. (495826,67 руб.:12).

Доход за двенадцать месяцев Чернова С.В. составил 138915,24 руб. (по справке 2-НДФЛ – 5585 руб., по справке УПФР – 133330,24 руб.. Ежемесячный доход Чернова С.В. составил 11576,27 руб. (138915,24 руб.:12 мес.).

Ежемесячный доход Черновых А.Г. и С.В., исчисленный по правилам первого абзаца пункта 1.3 Методики составил 26447,60 руб. ((495826,67+138915,24 руб.):12 мес.:2 чел.), что превышает двукратный размер прожиточного минимума на душу населения.

При таких обстоятельствах, на основании представленных сведений о доходах, приобщенных к заявлению от <дата> о предоставлении государственной услуги по предоставлению жилого помещения по договору социального найма администрация района пришла к обоснованному выводу, что доход Черновых А.Г. и С.В. за расчетный период превышает двукратный размер величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге.

Доводы административных истцов о том, что они не являются единой семьей, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку Чернова А.Г. и Чернов С.В., занимающие комнату №... в квартире расположенной по адресу: <адрес>, обратились за оказанием услуги по предоставлению освободившейся комнаты совместно, в целях дополнения освободившегося жилья к ранее занимаемому, в отношении которого они имеют равные права пользования.

То обстоятельство, что Черновы А.Г. и С.В. расторгли брак, сам по себе не свидетельствует о том, что они являются одиноко проживающими гражданами.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, семейное законодательство не регулирует жилищные отношения членов семьи.

Жилищные права и обязанности членов семьи возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В силу части 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным, прекращение ведения общего хозяйства.

Согласно абз. 4 п. 13 данного Постановления, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Таким образом, расторжение брака не является безусловным основанием для вывода о том, что Черновы А.Г. и С.В., имеющие равные права пользования и фактически занимающие на основании единого договора социального найма комнату в коммунальной квартире не являются членами семьи в том понимании, которое дано в Жилищном кодексе РФ.

Разрешая спор, суд первой инстанции также учел, что в порядке улучшения жилищных условий <дата> административным истцам было предложено в дополнение к занимаемому иное жилое помещение - комната в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>, процедура получения которого не завершена, в связи с притязаниями административных истцов на комнату №... площадью 16,90 кв.м. по адресу: <адрес>.

Выводы суда первой инстанции в решении подробно аргументированы, подтверждаются представленными по делу доказательствами, основаны на верном применении жилищного законодательства.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями материального права. Нарушений процессуальных норм, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.

Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: