судья Нефёдова Л.А. дело № 33а-2381/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«06» сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Лукоянова А.Н.,
судей Зиновьевой О.Н. и Добровольской Т.В.,
с участием прокурора Петрова К.Д.,
при секретаре Полищук Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-3027/2023, УИД 44RS0001-01-2023-002626-07) по апелляционной жалобе Коновалов В.Ю. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 июня 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Коновалов В.Ю..
Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав заключение прокурора Петрова К.Д., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области (далее также – ИК-1) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя требования тем, что Коновалов В.Ю., осужденный приговором Шарьинского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 158 (кража), частью 1 статьи 161 (грабеж) УК РФ, к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, отбывает наказание в ИК-1 с 09 июня 2021 года, подлежит освобождению 14 июля 2023 года. За время отбытия наказания имеет 12 взысканий, поощрений не имеет, характеризуется удовлетворительно. Административный истец, ссылаясь на положения пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (совершение преступления в период нахождения под административным надзором), просил установить в отношении Коновалов В.Ю. административный надзор на срок, установленный законодательством, с административными ограничениями в виде явки 3 раза в месяц в органы внутренних дел для регистрации.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 23 июня 2023 года, с учетом определения того же суда от 10 июля 2023 года об исправлении описки, в отношении Коновалов В.Ю. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Шарьинского районного суда Костромской области от 12 марта 2021 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, и запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением времени, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Срок административного надзора предписано исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционной жалобе Коновалов В.Ю. выражает несогласие с решением суда в части количества явок в орган внутренних дел для регистрации, полагая чрезмерным установленное количество. Просит изменить количество явок на регистрацию с трёх до двух.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными или освобождающимися из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее также – Закон об административном надзоре).
Согласно статье 2 данного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения указанными в нем лицами, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 3 статьи 5 того же Федерального закона административный надзор в отношении указанного лица устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 01 апреля 2020 года в отношении Коновалов В.Ю. по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона об административном надзоре, установлен административный надзор на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Шарьинского районного суда Костромской области от 20 апреля 2015 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. На период административного надзора судом были установлены следующие административные ограничения: являться два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 12 января 2021 года Коновалов В.Ю. установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В период нахождения под административным надзором Коновалов В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., совершил преступления, предусмотренные пунктом «г» части 2 статьи 158 (кража), частью 1 статьи 161 (грабеж) Уголовного кодекса Российской Федерации, за которые осужден приговором Шарьинского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ к лишению свободы на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с осуждением к лишению свободы административный надзор, установленный в отношении Коновалов В.Ю. решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ, был прекращён.
По последнему приговору Коновалов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области.
Согласно характеристике, представленной исправительным учреждением, Коновалов В.Ю. поступил в колонию из СИЗО-2 <адрес>, где содержался под стражей. По месту отбытия наказания характеризуется отрицательно. Допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что на него наложено 12 взысканий, поощрений не имел. К установленному порядку отбывания наказания относился отрицательно. Отбывал наказание в обычных условиях. К воспитательным мероприятиям относится удовлетворительно. Занятия по социально-правовым вопросам посещал, к разъяснениям норм Российского законодательства относился без интереса. Библиотеку учреждения посещал. В кружковой работе участия не принимал. Имеет полное среднее образование. Проходил обучение в профессиональном образовательном учреждении по профессии токарь, отношение к учебе было удовлетворительное. Трудоустроен в УТТ Цех электротехнических изделий, принимал участие в работах без оплаты труда по благоустройству исправительного учреждения, к труду относится удовлетворительно. В отношениях с администрацией вежлив, корректен. В коллективе осужденных уважением не пользовался, имел нейтральный круг общения. Социальные связи с близкими родственниками поддерживал в установленном законом порядке путём переписки и телефонных переговоров, получение посылок и передач. На профилактическом учете учреждения не состоял. Задолженность по исполнительным листам не имеет, погасил. Вину в совершенном преступлении признал полностью.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и руководствуясь нормами Закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Коновалов В.Ю. как лица, освобождающегося из мест лишения свободы, в связи с наличием у него непогашенной судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Срок административного надзора и порядок его исчисления определены судом в соответствии с требованиями статьи 5 Закона об административном надзоре.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 названного Закона установление административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Устанавливая Коновалов В.Ю. административные ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации и запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов следующего дня, за исключением времени, связанного с исполнением трудовых обязанностей, суд учел характер и степень тяжести преступлений, за которые осужден Коновалов В.Ю., неоднократность их совершения в период нахождения под административным надзором, данные, характеризующие его личность, и пришел к обоснованному выводу о том, что данные ограничения являются необходимыми для предупреждения совершения освобождаемым из мест лишения свободы Коновалов В.Ю. преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Назначенные ограничения соответствуют целям и задачам административного надзора, и чрезмерными в данном случае не являются.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают и не могут являться основанием к отмене или изменению решения.
Учитывая неоднократное совершение Коновалов В.Ю., находившимся под административным надзором, преступлений, за которые он был осужден к лишению свободы, судебная коллегия полагает обоснованным установление административного ограничения в виде обязательной явки для регистрации в количестве 3 раза в месяц.
Меньшее количество явок не позволит решить задачи административного надзора по предупреждению совершения Коновалов В.Ю. преступлений и других правонарушений, по оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом судебная коллегия отмечает, что поднадзорное лицо вправе при определённых условиях, установленных Законом об административном надзоре (добросовестное соблюдение административных ограничений, положительные характеристики по месту жительства и по месту работы, и др.), ходатайствовать о частичной отмене административных ограничений или досрочном прекращении административного надзора.
Решение постановлено судом при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, верном применении норм материального права и соблюдении требований процессуального закона.
Поскольку обстоятельств, влекущих в силу статьи 310 КАС РФ отмену судебного решения, не выявлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалов В.Ю. – без удовлетворения.
На судебные акты могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: