ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-23843/2018
12 декабря 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Васильевой Г.Ф., Сагетдиновой А.М.
при секретаре Сиразевой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МРИФНС России №33 по Республике Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., выслушав объяснение представителя МРИФНС России №33 по РБ Кот Ф.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 33 по РБ обратилась в суд с иском к Галямову Д.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 44 064 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в размере 969 руб. 41 коп., в обосновании требований указав, что в установленный законом срок налог ответчиком уплачен не был, поэтому ему направлено требование об уплате задолженности, которое налогоплательщиком не исполнено. 22 сентября 2017 года по заявлению МИФНС России №33 по РБ вынесен судебный приказ о взыскании с Галямова Д.А. задолженности по транспортному налогу, пени, однако определением мирового судьи судебного участка № 8 по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ от 06 декабря 2017 года судебный приказ отменен. В настоящее время задолженность налогоплательщика не погашена.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2018 года взыскано с Галямова Д.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан сумму задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 44 064 руб. В части взыскания пени в размере 969 руб. 41 коп. в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога отказано. Взыскано с Галямова Д.А. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Уфа Республика Башкортостан» государственную пошлину в размере 1521 руб. 92 коп.
Не согласившись с решением суда, МРИФНС №33 по Республике Башкортостан в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения в части отказа во взыскании пени по налогу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Требования о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В статье 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
Согласно нормам ст.57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что инспекция правомерно начислила Галямову Д.А. транспортный налог за 2016 год в размере 44064 руб.
Вместе с тем, с решением суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании пени по транспортному налогу за период 2016 года ввиду того, что ответчик в спорный период находился в местах лишения свободы, нельзя согласиться.
Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Налогового кодекса РФ, согласно которой не предусмотрено в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налогов и (или) пени указанное выше обстоятельство.
Согласно разъяснениям, данным в п.57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса РФ», пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату, подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ч.3 ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга. Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) (ч.8 ст.75).
Иных оснований не начисления пени законом не установлено.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд РФ в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Судебным приказом от 27 сентября 2017 года с Галямова Д.А. в пользу ИФНС взыскана задолженность по обязательным платежам. Определением мирового судьи от 06 декабря 2017 года судебный приказ от 27 сентября 2017 года отменен в связи с поступлением возражений Галямова Д.А. В связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Учитывая, что пени начислены по причине несвоевременной неуплаты транспортного налога, оплата на настоящий момент отсутствует, налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, оспариваемые суммы пеней подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая требования налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по пене подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части, а также в части взыскания госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований МРИФНС России №33 по Республике Башкортостан к Галямову Д.А. во взыскании пени, взыскании с Галямова Д.А. в доход бюджета муниципального образования Городской округ город Уфа РБ государственной пошлины. В отмененной части принять новое решение.
Взыскать с Галямова Дамира Анасовича в пользу МРИФНС России №33 по Республике Башкортостан пени в сумме 969,41 рубль.
Взыскать с Галямова Дамира Анасовича в доход бюджета муниципального образования Городской округ город Уфа РБ государственную пошлину в размере 1 551 рубль.
В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Г.Ф. Васильева
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Чирухина Е.В.