ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-23868/2015 от 27.10.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Отрошко В.Н. Дело № 33а-23868/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.,

судей: Якубовской Е.В., Диянова С.П.,

по докладу судьи Якубовской Е.В.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.

при секретаре < Ф.И.О. >9.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Ейского межрайонного на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2014 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд 28 октября 2014 года с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты; обязании министерства здравоохранения Краснодарского края организовать на территории Ейского района обеспечение отдельных групп населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты; обязании МБУЗ МО Ейский район <...> обеспечить предоставление мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты, путем определения организации по обеспечению приемки, учета, хранения и отпуска лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, дезинфецирующих средств и специализированных продуктов лечебного питания. Также Ейский межрайонный прокурор обратился в суд 05 ноября 2014 года с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о запрете МБУЗ МО Ейский район <...> производить выписку лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, бесплатное лекарственна обеспечение, после предварительного согласования с аптечной организации осуществляющей отпуск данных лекарственных препаратов и медицинских изделий, о наличии лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий в аптеке, а также согласования заведующими отделениями МБУЗ МО Ейский район <...> и посещении кабинета, в котором производится выписка рецептов; обязании МБУЗ МО Ейский район <...> организовать назначение и выписывание лекарственных препаратов для медицинского применения медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, бесплатное лекарственное обеспечение, лечащим врачом, фельдшером. акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, без каких-либо предварительных согласований с аптечной организацией, осуществляющей отпуск данных лекарственных препаратов, иными липами; запрете МБУЗ МО Ейский район <...> МУП Ейского городского поселения Ейского района <...> снимать рецепты с отсроченного обслуживания по актам, письмам, иными способами, не предусмотренными действующими нормативно-правовыми актами; обязании МБУЗ муниципального образования Ейский район <...> осуществлять формирование потребности на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, бесплатное лекарственное обеспечение, с учетом фактических объемов лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, необходимых на год для надлежащего и полного лекарственного обеспечения указанных категорий граждан и обеспечить подачу данной заявки в министерство здравоохранения Краснодарского края. Определением Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2014 года требования прокурора объединены в одно производство.

Обжалуемым решением суда Ейскому межрайонному прокурору в удовлетворении требований о признании незаконным действия МБУЗ МО Ейский район <...> МУП <...> отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Стукова Д.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А. и представителя МБУЗ МО Ейский район <...> возражавших против удовлетворения апелляционного представления, полагавших решение Ейского городского суда от 01 декабря 2014 года законным и обоснованным, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, соглашением № <...> от <...> года заключенным между министерством здравоохранения КК и МБУЗ МО Ейский район <...> предусмотрено предоставление денежных средств МО Ейский район в сумме <...> рублей на осуществлении мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами. 13 января 2014 года ответчик уведомлен о выделении ему денежных средств. Дополнительным соглашением от <...> года одобрено выделение ответчику <...> рублей.

Ейской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами установлено, что 30 сентября 2014 истек срок действия контракта, заключенного МБУЗ МО Ейский район <...> и МУП <...> от 20 июня 2014 года по обеспечению приемки, учета, хранения и отпуска лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. дезинфецирующих средств и специализированных продуктов лечебного питания в рамках территориальной программы.

Новый контракт по состоянию на 27 октября 2014 года (на момент подачи в суд заявления) заключен не был, по причине несвоевременного финансирования из краевого бюджета. Финансирование обеспечения указанных государственных полномочий осуществлено 14 октября 2014 года, электронный аукцион назначен на 31 октября 2014 года.

Таким образом, на протяжении месяца (октябрь 2014 года) не организовано предоставление мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты.

Однако судом первой инстанции данным обстоятельствам не давалась оценка, требования прокурора об оспаривании бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края и об обязании министерства здравоохранения Краснодарского края совершить определенные действия судом не обсуждались и по существу не рассмотрены, хотя в судебном заседании участвовавший в деле помощник прокурора поддержал требования в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурора также указывалось на бездействие министерства здравоохранения Краснодарского края по своевременному финансированию мер социальной поддержки.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка формирования заявки на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг на территории Краснодарского края, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.04.2014 года № 1824 (далее – Порядок № 1824), в медицинских организациях края: врач (фельдшер) представляет руководителю медицинской организации информацию о потребности в медицинской продукции на установленный период. Руководитель медицинской организации при получении потребности от врача на медицинскую продукцию обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность на планируемый период с учетом возможности замены импортной медицинской продукции на отечественную и передает в аптечную организацию, осуществляющую отпуск медицинской продукции отдельным категориям граждан (далее – аптечная организация), на согласование (при наличии 2 и более аптечных организаций – согласование осуществляется со всеми).

В силу п.п. 5, 6 Порядка № 1824 аптечная организация при согласовании сводной потребности учитывает остатки медицинской продукции в аптеке, расход и количество принятых на отсроченное обеспечение рецептов. Подписанная руководителями и заверенная печатями медицинской и аптечной организациями сводная потребность передается медицинскими организациями в орган управления здравоохранения муниципального образования края. При отсутствии органа управления здравоохранения муниципального образования сводная потребность формируется центральной районной больницей.

Пунктом 7 Порядка № 1824 установлено, что органы управления здравоохранения муниципальных образований края анализируют потребности в медицинской продукции, поступившие от медицинских организаций, находящихся на его территории, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, и осуществляют свод. Подписанная руководителем и заверенная печатью органа управления здравоохранения муниципального образования края (при его отсутствии центральной районной больницы) сводная потребность передается в министерство здравоохранения Краснодарского края для защиты в установленные сроки, согласно доведенному графику.

В силу п. 8 Порядка № 1824 министерство здравоохранения Краснодарского края в соответствии с доведенным графиком приглашает главных специалистов органов управления здравоохранения муниципальных образований края для защиты заявки в присутствии членов комиссии. Для анализа и защиты представленной заявки необходимо представить аргументированную пояснительную записку с учетом местной структуры заболеваемости, а также стандартов лечения отдельных нозологических групп заболеваемости.

Материалами дела достоверно установлено, что МБУЗ МО Ейский район <...> заявка о нуждаемости в льготных лекарственных препаратах на 2014 год направлена в министерство здравоохранения Краснодарского края не в соответствии с действительной потребностью, ввиду чего вывод суда о том, что объем и количество медицинских препаратов не зависит от ответчика МБУЗ МО Ейский район <...> является неправильным.

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о законности предварительных согласований выписки рецептов по причине отсутствия прямого запрета в законе и допустимости выписки рецептов по решению врачебной комиссии, поскольку законодательством установлена процедура льготного лекарственного обеспечения, что является запретом для применения иных процедур лекарственного обеспечения. При этом, нормы о выписке рецептов по решению врачебной комиссии в данном случае вообще не применимы, поскольку в заявлении прокурора не идет речь о выписке рецептов по решению врачебной комиссии, данная процедура не оспаривается.

В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку судом неверно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства по делу.

Вместе с тем судебной коллегией установлено, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не давалась оценка требованиям прокурора об оспаривании бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края, об обязании министерства здравоохранения Краснодарского края выполнить определенные действия, эти требования судом не обсуждались и по существу не рассмотрены, хотя были поддержаны помощником прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии процессуальной возможности принятия нового решения без перехода на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции по требованиям, которые хотя и были заявлены в суде первой инстанции, но судом не рассматривались и не проверялись, на что указано также в постановлении суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда от 02 сентября 2015 года, принятого по настоящему делу. Однако ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает возможности перехода на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление Ейского межрайонного прокурора Ролетнего Д.И. удовлетворить.

Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 01 декабря 2014 года отменить.

Направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.

Председательствующий

Судьи