ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-238/2016 от 18.02.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Киреев С.А. Дело № 33а-238/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Щегловой Е.С.,

судей Запятовой Н.А., Белоглазовой Н.В.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А. административное дело по апелляционному представлению Фурмановского межрайонного прокурора на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 19 октября 2015 года по административному исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Шамину К.С. о признании действий при проведении конкурса недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Шамину К.С., в котором с учетом уточнения требований просил:

- признать незаконными действия администрации Фурмановского муниципального района в лице главы администрации К.Д.И. по утверждению единой комиссии для целей проведения совместного конкурса на право заключения контракта «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог для нужд Фурмановского муниципального района, Ивановского муниципального района, Приволжского муниципального района, Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района, Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района» из числа членов специализированной организации, создание которой предусмотрено в Соглашении № ** «Об организационных мероприятиях, связанных с проведением совместного конкурса для нужд муниципальных заказчиков Ивановской области» от 01.06.2015 (приложение №2 к соглашению ** от 01.06.2015), в указанном составе; а также по выдаче доверенности на утверждение документации о закупке, проводимой в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- признать недействительной доверенность от 01.06.2015, выданную администрацией Фурмановского муниципального района в лице главы администрации К.Д.И. Шамину К.С.;

- признать незаконными действия Шамина К.С. по утверждению документации о совместном конкурсе на право заключения указанного выше контракта.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки в сфере исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявлены нарушения федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при организации и проведении совместного конкурса на право заключения контракта «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог для нужд Фурмановского муниципального района, Ивановского муниципального района, Приволжского муниципального района, Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района, Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района» в части незаконной передачи исключительных полномочий заказчика, предусмотренных ч. 1 ст. 40 закона, включая полномочия по утверждению конкурсной документации, по доверенности физическому лицу Шамину К.С., а также в части создания единой конкурсной комиссии по осуществлению закупок только из числа членов специализированной организации в отсутствие в составе комиссии представителей сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, что является нарушением ч. 3 ст. 25 закона.

Указанные действия допущены администрацией Фурмановского муниципального района в лице главы администрации К.Д.И., как организатором совместного конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог для нужд муниципальных заказчиков. В результате указанных действий Шаминым К.С. в нарушение закона утверждена документация о совместном конкурсе.

Прокурор полагает, что оспариваемыми действиями в совокупности нарушены основополагающие принципы обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 19 октября 2015 года в удовлетворении иска Фурмановскому межрайонному прокурору отказано.

В апелляционном представлении Фурмановским межрайонным прокурором ставится вопрос об отмене указанного судебного решения в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением и толкованием судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании участвующие в качестве представителей административного истца прокурор Моторов А.А. и Гурьева Е.А. поддержали апелляционное представление.

Представитель административного ответчика – администрации Фурмановского муниципального района – Чижикова Т.Е. и административный ответчик Шамин К.С. возражали против удовлетворения апелляционного представления, полагая решение суда законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» Куфтин А.А. просил оставить решение суда без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену судебного решения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции в полном объеме является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (часть 2).

В силу ст. 40 закона заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Из материалов дела усматривается, что 01 июня 2015 года между администрациями Фурмановского муниципального района, Ивановского муниципального района, Приволжского муниципального района, Коляновского и Богородского сельских поселений Ивановского муниципального района заключено соглашение №** о проведении совместного конкурса для нужд муниципальных заказчиков Ивановской области. Предметом указанного соглашения является проведение совместного конкурса на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог для нужд указанных муниципальных заказчиков.

Указанным соглашением стороны определили Администрацию Фурмановского муниципального района как организатора совместного конкурса, передав Администрации Фурмановского муниципального района часть своих полномочий по организаций и проведению совместного конкурса, в том числе утверждение состава комиссии, разработки и утверждения конкурсной документации, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе, размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении конкурса, предоставление конкурсной документации заинтересованным лицам, внесение изменений в извещение о проведении конкурса и (или) конкурсную документацию.

При этом стороны соглашения №** согласовали начальную (максимальную) цену контракта при проведении совместной закупки и организационные мероприятия, связанные с проведением совместного конкурса для нужд муниципальных заказчиков Ивановской области, определив поименный состав Единой комиссии для целей проведения конкурса из работников Специализированной организации, привлеченной организатором совместного конкурса на основании договора безвозмездного оказания услуг от 01 июня 2015 года.

Данное соглашение №**, являющееся приложением к Соглашению №**, утверждено организатором совместного конкурса – администрацией Фурмановского муниципального района в лице главы администрации.

В тот же день администрация Фурмановского муниципального района в лице главы администрации К.Д.И. уполномочила Шамина К.С. в рамках исполнения функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлять утверждение документации об электронном аукционе с правом подписания государственного (муниципального) контракта.

По итогам проведения совместного конкурса с единственным участником конкурса все муниципальные заказчики заключили самостоятельные муниципальные контракты.

Проверив и признав несостоятельными доводы прокурора (административного истца) о допущенных в ходе организации и проведения совместного конкурса нарушениях федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, суд проанализировал обстоятельства дела в части организации администрацией Фурмановского муниципального района совместного конкурса и оценил действия главы администрации по выдаче указанной доверенности Шамину К.С. и утверждению единой комиссии для проведения совместного конкурса из числа работников специализированной организации, а также последующие действия Шамина К.С. по утверждению конкурсной документации как не противоречащие действующему законодательству.

При этом суд исходил из того, что создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта не относятся к исключительно личностным действиям; указанные полномочия могут быть переданы представителю на основании выданной доверенности. В свою очередь Шамин К.С. действовал в рамках предоставленных ему полномочий на основании действующей доверенности.

Однако, в нарушение требований процессуального закона ни на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе рассмотрения дела по существу к участию в настоящем деле не были привлечены в качестве заинтересованных лиц Администрации Ивановского и Приволжского муниципальных районов, Коляновского и Богородского сельских поселений Ивановского муниципального района, являющиеся муниципальными заказчиками закупки, осуществляемой по итогам проведения совместного конкурса.

В соответствии со статьей 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Рассматривая и разрешая настоящее дело по существу, суд оценил законность действий главы администрации Фурмановского муниципального района как организатора совместного конкурса и уполномоченного доверенностью Шамина К.С. при осуществлении действий в рамках организации совместного конкурса по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления муниципальной закупки, что очевидно затрагивает права других муниципальных заказчиков как участников данных правоотношений, лишенныхвозможности в судебном заседании представлять свои пояснения (возражения) по иску прокурора и доказательства в их обоснование, то есть разрешил вопрос о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.

При таких обстоятельствах, разрешение судом заявленных прокурором требований в отсутствие представителей Администрации Ивановского и Приволжского муниципальных районов, Коляновского и Богородского сельских поселений Ивановского муниципального района, подлежавших привлечению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, является безусловным основанием для отмены судебного решения в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ и направления административного дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении настоящего дела по существу суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения и рассмотреть дело в строгом соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 19 октября 2015 года отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи