ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2395/18 от 12.09.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Дубинский В.В. Дело № 33а-2395/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2018 года, город Калуга

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего судьи Власова Е.В.,

судей Амеличевой С.А. и Жудова Н.В.,

при секретаре Деминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В.

дело по апелляционной жалобе Ибрагимовой З.А. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 28 мая 2018 года по административному исковому заявлению Ибрагимовой Зайнуры Азамовны к Управлению по вопросам миграции Управления МВД России по Калужской области, отделу по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Обнинску об оспаривании отказа в принятии заявления на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации и восстановлении прав,

установила:

Ибрагимова З.А., гражданка Республики Таджикистан, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействием отказ отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Обнинску (далее - ОВМ ОМВД России по городу Обнинску) принять ее заявление на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Просит возложить обязанность на ОВМ ОМВД России по городу Обнинску принять от нее названное заявление.

В обоснование завяленных требований указано, что в феврале 2018 года Ибрагимовой З.А. в ОВМ ОМВД России по городу Обнинску было подано заявление о выделении квоты для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее – РВП), а в марте 2018 года в это подразделение было представлено заявление со всеми необходимыми документами для получения РВП. Однако в принятии заявления сотрудником ОВМ ОМВД России по городу Обнинску было отказано по непредусмотренным в законодательстве основаниям.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции Ибрагимова З.А. требования административного искового заявления поддержала.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ОВМ ОМВД России по городу Обнинску, УВМ УМВД России по Калужской области.

Решением Обнинского городского суда Калужской области от 28 мая 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Ибрагимовой З.А. отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом поданных дополнений) ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, как незаконного и необоснованного.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Ибрагимовой З.А. и ее представителя Цветковой Ю.А., просивших об удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Ибрагимова З.А. прибыла 28 декабря 2017 года в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (л.д.29).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 данного Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 данного Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 2581-р предусмотрена для Калужской области квота в количестве 1500 разрешений для выдачи в 2018 году иностранным гражданам и лицам без гражданства на временное проживание в Российской Федерации.

Постановлением администрации города Обнинска от 18 июля 2017 года № 1101-п было утверждено Положение «О порядке работы межведомственной комиссии при администрации города Обнинска по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выделении квоты для получения разрешения на временное проживание» (л.д.50,51).

Указанным актом органа местного самоуправления предусмотрено, что заявление о выделении квоты от иностранных граждан и лиц без гражданства принимаются в ОВМ ОМВД России по городу Обнинску (пункт 5 Положения), по результатам рассмотрения заявлений выносится одно из следующих решений: а) рекомендовать принять заявление о выдаче РВП к рассмотрению; б) рекомендовать заявителю обратиться с заявлением о выделении квоты для получения РВП в более поздний срок (пункт 7 Положения).

Установлено, что 05 февраля 2018 года Ибрагимовой З.А. через ОВМ ОМВД России по городу Обнинску было подано заявление о выделении квоты, установленной для Калужской области на 2018 год для получения разрешения на временное проживание (л.д.38).

Это заявление было рассмотрено на заседании комиссии при администрации города Обнинска по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выделении квоты для получения разрешения на временное проживание 21 февраля 2018 года и по нему принято решение данной комиссии рекомендовать ФИО7 обратиться с заявлением о выделении квоты для РВП в более поздний срок (л.д.54-56).

После этого, как видно из дела, 13 марта 2018 года Ибрагимова З.А. обратилась в ОВМ ОМВД России по городу Обнинску в целях подачи заявления для получения разрешения на временное проживание.

В силу пункта 2 статьи 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

5) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 данного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и этой статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 данного Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: 1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации; 2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года; 3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 13 марта 2018 года сотрудником ОВМ ОМВД России по городу Обнинску заявление Ибрагимовой З.А. на получение РВП не принято.

Ибрагимовой З.А. 13 февраля 2018 года начальнику ОВМ ОМВД России по городу Обнинску подано заявление о несогласии с отказом в принятии ее заявления на получение РВП, на которое ей за исх. от 11 апреля 2018 года дан ответ об отсутствии нарушений со стороны сотрудников ОВМ ОМВД России по городу Обнинску (л.д.64).

Оспаривая непринятие в ОВМ ОМВД России по городу Обнинску заявления на получение РВП, Ибрагимова З.А. обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Приказом МВД Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 891 утвержден Административный регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Указанным Административным регламентом, также как и вышеназванным Федеральным законом, предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в подразделение по вопросам миграции по месту предполагаемого проживания вместе с соответствующим заявлением, в том числе документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком.

Пунктом 44 упомянутого Административного регламента предусмотрено, что заявление и документы к рассмотрению не принимаются: если нарушены требования к форме и содержанию заявления (п.44.1), при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных (п.44.2); если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала (п.44.3); если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям (п.44.4); если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее шести месяцев, или недействительным документом (п.44.5); если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание (п.44.6); если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания) (п.44.7).

При рассмотрении дела достоверно установлено, что Ибрагимовой З.А. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации были нарушены требования к содержанию заявления, поскольку в нем и в качестве места пребывания, и в качестве места предполагаемого жительства указана <адрес>, которая Ибрагимовой З.А. никогда для постоянного либо временного проживания не использовалась в период ее нахождения в России и не планировалась для использования в качестве места проживания, что было подтверждено самой административной истицей при рассмотрении дела в суде.

Также достоверно установлено, что к указанному заявлению о выдаче РВП не приложен какой-либо из требуемых законодательством документ, подтверждающий владение Ибрагимовой З.А. русским языком, что видно из содержания представленного в суд заявления Ибрагимовой З.А., оформленного для целей получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела достоверно установлено, что Ибрагимовой З.А. не были выполнены требования законодательства, предъявляемые уже на стадии подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. С учетом этого суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного административного иска.

Апелляционная жалоба не содержит каких-либо заслуживающих внимания и основанных на доказательствах доводов, которые бы ставили под сомнение обоснованность выводов, изложенных в решении суда первой инстанции.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно был определен предмет судебного разбирательства, верно распределено бремя доказывания значимых для дела обстоятельств; каких-либо нарушений норм материального либо процессуального права, которые бы могли повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта, судом не было допущено.

Доводы о чинимых административному истцу препятствиях в суде первой инстанции на использование помощи представителя являются несостоятельными. Суд первой инстанции с учетом положений части 1 статьи 55 КАС Российской Федерации правильно не допустил к участию в деле в судебном заседании 24 апреля 2018 года в качестве представителя Ибрагимовой З.А. ФИО8, поскольку документ о наличии у последней высшего юридического образования суду не был представлен. В дальнейшем, после того, как разбирательство по делу было отложено, ничто не препятствовало Ибрагимовой З.А. воспользоваться услугами представителя, имеющего высшее юридическое образование, в соответствии с положениями КАС Российской Федерации.

При этом в суде апелляционной инстанции на стороне Ибрагимовой З.А., по ее письменному ходатайству, участвовал представитель, имеющий высшее юридическое образование. Административному истцу и ее представителю в рамках судебного процесса была предоставлена возможность привести все имеющиеся доводы, которые могли бы, по их мнению, повлиять на разрешение рассматриваемого административного спора.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Обнинского городского суда Калужской области от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимовой З.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи