ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2397/2022 от 22.07.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Серазетдинов Д.Р. Дело № 33а-2397/2022

УИД 70RS0017-01-2022-000198-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Кулинченко Ю.В., Марисова А.М.,

при секретаре Климашевской Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-185/2022 по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области, действующего в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области и обязании осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде

по апелляционной жалобе Главы Новокривошеинского сельского поселения ФИО1 на решение Кривошеинского районного суда Томской области от 18.05.2022,

заслушав доклад судьи Кулинченко Ю.В.,

установила:

исполняющий обязанности прокурора Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения статей 1, 4, 5, 6, 10, 21, 29 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», абз.7 п.1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, указал, что в нарушение указанных норм законодательства администрацией Новокривошеинского сельского поселения до настоящего времени предоставление 7 муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт администрации не обеспечено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Глава Новокривошеинского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями по существу согласился, но При этом просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 31.12.2023, мотивировав тем, что до конца 2022 года администрации необходимо провести актуализацию оказываемых населению муниципальных услуг.

Обжалуемым решением Кривошеинского районного суда Томской области от 18.05.2022 постановлено исковые требования исполняющего обязанности прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить; признано незаконным бездействие администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; на администрацию Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района возложена обязанность осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Глава Новокривошеинского сельского поселения ФИО1 просит изменить решение суда в части срока его исполнения – до 31 декабря 2023 г. В обоснование жалобы указывает, что в ходе судебного разбирательства администрацией Новокривошеинского сельского поселения была подтверждена позиция о том, что для исполнения решения суда необходимо больше времени чем указывает административный истец.

Относительно апелляционной жалобы ФИО1 поданы возражения о безосновательности ее доводов и законности судебного решения. Уважительных причин для предоставления ответчику более длительного срока, за исключением недостаточности в поселении денежных средств, о чем указывал в судебном заседании представитель ответчика, не представлено.

Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Кривошеинского района Томской области проведен анализ состояния законности деятельности администрации Новокривошеинского сельского поселения, в результате которого были выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.

Как следует из ответа администрации Новокривошеинского сельского поселения от 21.02.2022 на представление прокурора, предоставление семи муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт администрации не обеспечено в связи с отсутствием бюджетных средств. В настоящее время прорабатывается вопрос осуществить перевод данных услуг в электронный вид через администрацию Томской области без использования бюджетных средств администрации Новокривошеинского сельского поселения. Предполагается, что данный вопрос в полной мере будет решен к первой декаде декабря 2022 года.

Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие администрацией Новокривошеинского сельского поселения необходимых мер для оказания муниципальных услуг в электронном виде создают административные барьеры для реализации неотъемлемого права заявителей на получение муниципальных услуг.

Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в отношении реализации положений данного Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 того же Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства № 1993-р от 17.12.2009 утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение № 2 к данному распоряжению определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Так, первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 01.12.2010. Второй этап заключается в размещении на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 01.01.2011. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), срок реализации этапа до июля 2012. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 01.01.2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 01.01.2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме муниципальных услуг органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 указанных Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Суд первой инстанции верно оценил пояснения ответчика об отсутствии в бюджете администрации Новокривошеинского сельского поселения достаточных денежных средств для устранения выявленных недостатков необоснованными, поскольку законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с наличием либо отсутствием финансовой возможности. Сама по себе недостаточность финансирования муниципального образования не может являться уважительной причиной не исполнения, возложенных на администрацию поселения обязанностей.

Требование апеллянта об увеличении срока исполнения судебного решения до 31.12.2023 ничем не обоснованно и не подтверждено. Доказательств необходимости для предоставления административному ответчику более длительного срока исполнения решения, кроме как отсутствие финансовой возможности, не представлено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов о допущенных судом первой инстанций нарушений норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кривошеинского районного суда Томской области от 18.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Новокривошеинского сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кривошеинский районный суд Томской области.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение принято в окончательной форме 5 августа 2022 г.