Судья Колотовкина Е.Н. Дело № 33а-24274/2020 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М., при помощнике судьи Жуковой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании от 28 сентября 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Чеховского городского суда Московской области от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению культурного наследия Московской области о признании незаконным заключения от 30 июля 2019 года, заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, представителя Главного управления культурного наследия Московской области ФИО3, у с т а н о в и л а : Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Главному управлению культурного наследия Московской области о признании незаконным заключения от 30.07.2019. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что указанное заключение подразумевает проведение дорогостоящей экспертизы на предмет установления в границах земельного участка, на котором располагается объект недвижимого имущества, объектов культурного наследия. Земельный участок на момент его предоставления не имел ограничений, так же как не были выданы охранные свидетельства на предмет нахождения земельного участка в охранных границах земель культурного наследия; также были выданы все документы на строительство жилого дома, поэтому оснований для проведения экспертизы не имеется. Просил признать незаконным заключение Главного управления культурного наследия Московской области от 30.07.2019 о необходимости проведения историко-культурной экспертизы путем археологической разведки на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности. Представитель административного ответчика Главного управления культурного наследия Московской области административный иск не признал. Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Чехов Московской области административный иск не поддержал. Решением Чеховского городского суда Московской области от 26.05.2020 в удовлетворении административного иска отказано. Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Разбирательством по административному делу установлено, что ФИО1 на основании договора дарения от 25.05.2019 является собственником земельного участка площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером 50:31:0030143:15, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального строительства», расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский р-он, сп Любучанское, <...> уч. 43, Главным управлением культурного наследия Московской области ФИО1 было выдано заключение от 30.07.2019 о том, что указанный земельный участок расположен в границах достопримечательного места «Поле Молодинской битвы 1572 года», являющегося объектом культурного наследия на основании распоряжения Главного управления культурного наследия Московской области от 26.06.2019 № 35-РВ-174 «О включении в перечень выявленных объектов культурного наследия Московской области объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в виду достопримечательного места–«Поле Молодинской битвы 1572 года»; что у Главного управления культурного наследия Московской области отсутствуют данные о том, что на земельном участке располагаются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, которые можно установить в силу положений Федерального закона № 73-ФЗ на основании историко-культурной экспертизы; и что возможность освоения земельного участка может быть определена только после утверждения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места–«Поле Молодинской битвы 1572 года». Руководствуясь положениями ст.ст. 30, 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, суд свое решение мотивировал теми обстоятельствами, что поскольку у Главного управления культурного наследия Московской области отсутствуют данные о том, что на земельном участке административного истца располагаются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, то возможность его освоения может быть определена только после утверждения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, которые можно установить в силу положений Федерального закона № 73-ФЗ на основании историко-культурной экспертизы. Суд также исходил из того, что оспариваемое заключение от 30.07.2019 было принято административным ответчиком в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании того, что земельный участок административного истца расположен в границах достопримечательного места–«Поле Молодинской битвы 1572 года», являющегося на основании распоряжения Главного управления культурного наследия Московской области от 26.06.2019 № 35-РВ-174 объектом культурного наследия. Суд также исходил из того, что оспариваемое заключение от 30.07.2019 носит информационный характер на предмет расположения земельного участка в границах объекта культурного наследия с разъяснениями положений действующего законодательства. Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве по следующим основаниям. Ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» одной из целью проведения историко-культурной экспертизы называет определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 названного закона. В соответствии в абз. 3 ст. 30 указанного Федерального закона к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в п.п. 3, 4 и 7 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Таким образом, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. В рассматриваемой ситуации инициатором проведения экспертизы (заказчиком работ) в силу закона выступает лицо, заинтересованное в хозяйственном освоении земельного участка. При этом п. 1 ст. 31 указанного Федерального закона определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Необходимо также отметить, что требования ст. 36 указанного Федерального закона, предусматривающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, распространяются на всю территорию, подверженную хозяйственному воздействию, с целью исключения негативных последствий такого воздействия для перечисленных объектов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. Ст. 28 указанного Федерального закона одной из целью проведения историко-культурной экспертизы называет определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 названного закона. В соответствии с абз. 3 ст. 30 указанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ) к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в п.п. 3, 4 и 7 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Таким образом, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Поскольку условие, когда анализируемая норма вступает в действие, определено как случай, когда орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, довод административного истца о применении положений ст. 31 указанного Федерального закона исключительно в случаях выявления или наличия таких объектов, ошибочен. В силу абз. 3 ст. 30 указанного Федерального закона в действующей редакции (в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, в случае, относятся к объектам экспертизы если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с п. 34.2 п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона (введен Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ). В соответствии с п. 56 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до утверждения в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28 28, абз. 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона). Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с п. 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границ территорий, не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы. При этом, п. 1 ст. 31 указанного Федерального закона определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Земельный участок административного истца расположен в границах достопримечательного места «Поле Молодинской битвы 1572 года», являющегося объектом культурного наследия на основании распоряжения Главного управления культурного наследия Московской области от 26.06.2019 № 35-РВ-174 «О включении в перечень выявленных объектов культурного наследия Московской области объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в виду достопримечательного места–«Поле Молодинской битвы 1572 года». Возможность освоения земельного участка может быть определена только после утверждения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места–«Поле Молодинской битвы 1572 года», а поскольку у Главного управления культурного наследия Московской области отсутствуют данные о том, что на земельном участке располагаются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, то до хозяйственного освоения земельного участка должна проводиться историко-культурная экспертиза земельного участка, инициатором которой может быть лицо, заинтересованное в хозяйственном освоении земельного участка. С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решение суда. При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Чеховского городского суда Московской области от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |