Судья: Тягай Н.Н. Дело № 33а-2428/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Бакулина А.А., судей Редченко Е.В., Климовского Р.В., с участием прокурора Териной Н.Н., при секретаре Кехтер А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2022 года апелляционную жалобу Надеждина Б. Б.ича на решение Химкинского городского суда Московской области от 25 октября 2021 года по делу по административному исковому заявлению Надеждина Б. Б.ча к участковой избирательной комиссии №3218 о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке №3218 и протокола об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы Химкинского одномандатного избирательного округа № 23, заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения представителя УИК № 3218 и ТИК г.Химки – Зотовой О.Н., заключение прокурора Териной Н.Н., установила: Надеждин Б.Б. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии №3218 о признании недействительными итогов голосования на избирательной участке №3218 и недействительным протокола об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы Химкинского одномандатного избирательного округа №23 на территории городского округа Химки Московской области. В обоснование своих требований указывалось, что административный истец принимал участие в выборах в Московскую областную Думу в качестве кандидата в депутаты. Административный истец ссылался, что при подведении итогов голосования на избирательном участке допущен ряд нарушений избирательного законодательства, которые, привели к невозможности выявления действительной воли избирателей на данном избирательном участке, а именно: многие избиратели не были внесены в книги учёта избирателей; книга с избирателями, подавшими заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, имеют признаки несоответствия подписей лицу, указанному в качестве председателя территориальной избирательной комиссии Кузьминым Н.В.; на участке использовались пишущие принадлежности, которыми их снабдила территориальная комиссия и физико-химические свойства которых не позволяют сохранить на избирательном бюллетене отметку о волеизъявлении избирателя (стираются после полного высыхания, испаряются при нагреве); избирательная документация, а также бюллетени для голосования хранились вне места нахождения комиссии; журналы (книги) учёта избирателей на момент подсчёта голосов не содержали установленных законом сведений, нарушен установленный законодательством порядок подсчета голосов. Решением Химкинского городского суда Московской области от 25 октября 2021 года в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной жалобе Надеждин Б.Б. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его на его незаконность и необоснованность. В судебном заседании суда апелляционной инстанции административного ответчика УИК 3218 и заинтересованного лица ТИК г.Химки против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, поддержала письменные возражения. Административный истец не явился, был извещен (л.д.86-87). Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона. Приведенные нормы также согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, где указывается, что лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подведении итогов, не позволяющие установить действительную волю избирателей, могут служить основанием для их отмены. С учетом этого, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей. Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что постановлением Московской областной Думы от 17 июня 2021 года № 29/150-П выборы депутатов Московской областной Думы были назначены на 19 сентября 2021 года. Решением Московской областной избирательной комиссии полномочия Окружной избирательной комиссии № 23 возложены на Территориальную избирательную комиссию города Химки. В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 01 июня 2021 года № 13/109 - с учетом изменений от 01 сентября 2021 г., голосование на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 г., проводилось в течение нескольких дней – 17 сентября, 18 сентября и 19 сентября 2021 года. Решением окружной избирательной комиссии Химкинского одномандатного избирательного округа № 23 от 22 июля 2021 года № 6 Надеждин Б.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы Химкинского одномандатного избирательного округа №23 на территории городского округа Химки Московской области. Итоги голосования на выборах депутатов Московской областной Думы на избирательном участке № 3218 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 23 от 20 сентября 2021 года. Как следует из перечня избирательных участков, являющегося Приложением к решению Избирательной комиссии Московской области от 17 августа 2021 г. за № 222/2134-6, на данном избирательном участке в день голосования было использовано техническое средство подсчета голосов - комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ-2017). Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что с учетом отсутствия ручного подсчета голосов по избирательным бюллетеням, предполагается исключение возможности фальсификации и искажения действительной воли избирателей, изложенной в данных бюллетенях, а также в силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в решении от 23 ноября 2010 года N ГКПИ10-1305, процедура применения комплекса обработки избирательных бюллетеней гарантирует достоверность подсчета голосов избирателей. Судом первой инстанции также отмечено, что протокол избирательной комиссии составлен и подписан в соответствии с требованиями статьей 67-68 названного Федерального закона большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса, подписан лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, содержит предусмотренную законом информацию о зарегистрированных кандидатах, о количестве избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, количестве выданных бюллетеней в помещении для голосования и вне помещения для голосования, количестве погашенных бюллетеней, бюллетеней находившихся в стационарных и переносных ящиках, а также недействительных, действительных, утраченных и неучтенных при получении. Голоса избирателей, согласно подведенным итогам голосования распределились между кандидатами и их общее число соответствует количеству бюллетеней, признанных действительными, контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено. Доказательств того, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, в материалах административного дела не имеется, расхождений в количестве выданных и имеющихся при подсчете избирательных бюллетеней не выявлено. Особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, жалоб не поступало. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии ненадлежащего хранения избирательной документации, повлекшего искажение действительной воли избирателей, судом первой инстанции не установлено. Суд первой инстанции также сослался, что несогласие административного истца с решением избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на соответствующем избирательном участке, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными. Доводы административного истца о несоответствии подписей в книгах списка избирателей и отсутствующих в книгах сведений, отклонены судом первой инстанции. Списки избирателей были составлены с использованием программного обеспечения ГАС «Выборы» в точном соответствии с требованиями пунктов 7, 11 статьи 17 указанного Федерального закона; списки избирателей были получены из вышестоящей избирательной комиссии, уточнялись вплоть до дня голосования; сведений о нарушении прав конкретных избирателей, о не включении либо о необоснованном включении в список избирателей не имеется. При этом в силу пункта 13 названной статьи участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги, каждая из которых не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя, а не председателя Территориальной избирательной комиссии. Утверждения административного истца об использовании письменных принадлежностей, обладающих свойствами исчезновения штрихов, признаны судом первой инстанции не обоснованными какими-либо достоверными доказательствами. Ссылки административного истца о нарушении порядка хранения признаны судом первой инстанции не имеющими правового значения, поскольку закон с этими обстоятельствами не связывает возможность отмены итогов голосования. С учетом изложенного, а также исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, которым отказано в удовлетворении административного иска. Применительно к предмету судебного разбирательства по настоящему административному делу – не согласие с итогами голосования на одном конкретном избирательном участке, протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы на избирательном участке № 3218 по одномандатному избирательному округу № 23 не содержит сведений о нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей на указанном избирательном участке. Установленное в ходе судебного разбирательства обстоятельство неправильного указания в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на выборах депутатов Московской областной Думы на избирательном участке № 3218 по одномандатному избирательному округу № 23 числа избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (строка № 1), является технической ошибкой, что было признано административным ответчиком, которая не повлияла на волеизъявление граждан на данном участке, так как все остальные строки протокола были заполнены в полном соответствии с данными, полученными в результате голосования. Данная техническая ошибка не повлияла на контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола участковой избирательной комиссии и не препятствовала внесению сведений из протокола в систему ГАС «Выборы», которая при наличии недостоверности в протоколе сведений автоматически не принимает их. Вопреки доводам в апелляционной жалобе контрольные соотношения, установленные приложением № 5 к названному Закону Московской области (в том числе по строке 1: строка 1 больше или равно строка 3 + строка 4), выполнены. Описка в строке 1 протокола, по своей сути, не указывает на существенные нарушения при подсчете голосов избирателей, не влечет недействительность самих итогов голосования, и не может повлечь повторный подсчет голосов избирателей, на что фактически направлен административный иск, а также не препятствовала внесению сведений из протокола в ГАС «Выборы», которая при наличии недостоверности сведений автоматически не принимает их. Особого мнения членов УИК 3218 к протоколу не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало, контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено. При таких обстоятельствах и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ в постановлениях от 15 января 2002 года № 1-П и от 22 апреля 2013 года № 8-П (о том, что основания для отмены итогов голосования могут служить не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства при подсчете голосов, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали бы условия невозможности установления действительной воли избирателей, и влекли бы необходимость повторного подсчета голосов. Каких-либо нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено. Ссылки в апелляционной жалобе на занятость административного истца в других процессах не относится к числу таких нарушений. О слушании дела в суде первой инстанции административный истец извещен, что не отрицается им в апелляционной жалобе. С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Химкинского городского суда Московской области от 25 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Надеждина Б. Б.ича – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |