ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2430-2019 от 21.08.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Макарова И.С.

№ 33а-2430-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

21 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

ФИО3

с участием прокурора

ФИО4

при секретаре

ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 об оспаривании отдельных положений нормативного- правового акта

по апелляционной жалобе административного истца ФИО6на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 мая 2019 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление ФИО6 о признании недействующим и подлежащем отмене пункт 2 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск».

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца ФИО6 по доверенности ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации города Мурманска по доверенности ФИО8, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Комитета по тарифному регулированию Мурманской области по доверенности ФИО9, поддержавшей позицию административного истца, заключение прокурора прокуратуры Октябрьского округа города Мурманска ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Постановлением администрации города Мурманска от 21 декабря 2018 года № 4454 «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск» установлена стоимость проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск согласно приложению к настоящему постановлению. Тарифы на проездные билеты введены в действие с 01 января 2019 года по 01 января 2020 года.

Согласно пункту 2 приложения к вышеуказанному постановлению стоимость льготного проездного билета для обучающихся очной формы обучения государственных областных профессиональных образовательных организаций, государственных областных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования иных организационно-правовых форм в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск составила: месячного проездного билета - в размере 898,00 рублей; декадного проездного билета - 305, 58 рублей.

Данное постановление и приложение к нему было опубликовано в средствах массовой информации - в газете «Вечерний Мурманск 22 декабря 2018 года №236.

ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Мурманска о признании недействующим и подлежащим отмене пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск», ссылалась на его несоответствие требованиям закона, имеющим большую юридическую силу. В частности, оспариваемая норма не соответствует постановлению администрации города Мурманска от 12 декабря 2018 года № 4316 «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск», приказу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07 декабря 2018 № 88 «Об утверждении порядка установления стоимости проездного билета на территории Мурманской области», Порядку предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся образовательных организаций Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 06 июля 2017 года № 342-ПП.

Указала, что стоимость проездного билета, указанная в оспариваемом приложении к постановлению, завышена, чем нарушаются её права как матери несовершеннолетнего ребенка, обучающегося в образовательном учреждении.

Просила признать недействующим и подлежащим отмене с момента принятия пункт 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – глава администрации города Мурманска ФИО10 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела.

Представитель административных ответчиков – администрации города Мурманска, главы администрации города Мурманска ФИО10 по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на соответствие оспариваемого нормативно-правового акта требованиям закона, имеющего большую юридическую силу. Постановление принято администрацией города Мурманска в соответствии с возложенными полномочиями, в надлежащей форме. Стоимость проездного билета для обучающихся определена, исходя из требований закона, и соответствует установленному порядку.

Представители заинтересованных лиц Комитета по тарифному регулированию Мурманской области по доверенности ФИО9, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области по доверенности ФИО11 в судебном заседании поддержали доводы административного искового заявления, указав о несоответствии оспариваемого административным истцом нормативного правого акта требованиям закона.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО6, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, приводя доводы, послужившие основанием для обращения в суд с административным иском.

В возражениях апелляционную жалобу администрация города Мурманска просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по тарифному регулировании. Мурманской области полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В отзыве на апелляционную жалобу Министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области ФИО12 полагал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, в связи с чем доводы апелляционной жалобы считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец ФИО6, административный ответчик должностное лицо - глава администрации города Мурманска ФИО10, представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации, подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации был утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающий, в том числе перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в случаях, установленных федеральными законами.

В пп. 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение такого вопроса, как установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п. 2 ст. 19 которого наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6.2. Закона Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-3MO «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области», статьи 3 Законом Мурманской области от 26 октября 2007 года № 901-01-ЗМО «О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области» органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования, а также государственными полномочиями по обеспечению предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования, обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 46 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 № 45-787, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области.

Согласно пунктам 1-3 статьи 17 Устава муниципального образования город Мурманск муниципальные правовые акты города, являющиеся нормативными правовыми актами, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта города, считается первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Мурманск» - официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска. Муниципальный правовой акт города подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее тридцати календарных дней после его принятия, если иной срок опубликования не установлен федеральными законами, законами Мурманской области, Уставом либо в самом муниципальном правовом акте.

Пунктом 2 статьи 49 Устава муниципального образования город Мурманск установлено, что по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных администрации города федеральным и областным законодательством, издаются постановления администрации города

Согласно пункту 4 и пункту 5 статьи 49 Устава муниципального образования город Мурманск правовой акт администрации города вступает в силу с момента его подписания главой администрации города, если в самом акте не предусмотрен иной срок. Нормативные правовые акты, а также правовые акты администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Как установлено судом и следует из материалов дела постановлением администрации города Мурманска от 21.12.2018 № 4454 «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск» установлена стоимость проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск для акционерного общества «Электротранспорт города Мурманска» (далее - тарифы на проездные билеты) согласно приложению к настоящему постановлению.

Пунктом 2 указанного приложения определена стоимость льготного проездного билета для обучающихся очной формы обучения государственных областных профессиональных образовательных организаций, государственных областных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования иных организационно-правовых форм: месячный проездной билет в размере 898,75 рублей (подпункт 2.1) и декадный проездной билет в размере 305,58 рублей ( подпункт 2.2).

Данное постановление и приложение 22 декабря 2018 года было опубликовано в газете «Вечерний Мурманск №236.

Проанализировав приведенные выше нормы, учитывая положения Устава города Мурманска, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый пункт 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска от 21.12.2018 N 4454 принят главой администрации города Мурманска в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей форме с соблюдением правил введения его в действие.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о соответствии оспариваемого положения нормативного правового акта требованиям закона. Суд в этой части не учел нормы материального права, которые подлежали применению к спорным правоотношениям.

Так, приказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07 декабря 2018 № 88 был утвержден Порядок установления стоимости проездного билета на территории Мурманской области, в соответствии с пунктом 8 которого полная стоимость проездного билета рассчитывается по следующей формуле: Тпр.б. = Кп х Т, где: Кп - условное количество перевозок пассажира, принимаемое для целей расчета тарифов за проездные билеты (месячные, декадные): для месячного проездного билета Кп = 50; для декадного проездного билета Кп = 17; Т - установленный органом местного самоуправления тариф на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования, с учетом социальной поддержки и социальной помощи в виде предоставления льгот на проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (при их наличии), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ( далее - Порядок № 88).

Пунктом 9 указанного Порядка № 88 определено, что льготная стоимость проездного билета обучающегося устанавливается исходя из полной стоимости проездного билета, рассчитанной в соответствии с пунктом 8, с учетом размера льгот, утвержденных Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 06 июля 2017 года № 342-ПП утвержден Порядок предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся образовательных организаций Мурманской области (далее- Порядок).

Постановлением Правительства Мурманской области от 26 апреля 2019г. № 193-ПП « О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области в части организации льготного проезда обучающихся» были внесены изменения в названный Порядок.

В соответствии с пунктом 2 указанного документа постановление вступило в силу со дня официального опубликования (опубликовано 30 апреля 2019 года) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

Согласно пункту 6 Порядка (в ред. от 26.04.2019) размер льготы на проезд обучающихся составляет: в городском сообщении - 50% от провозной платы, взимаемой перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства.

Проанализировав вышеуказанные положения нормативных правовых актов, судебная коллегия полагает, что приведенные положения подлежат применению при проверке оспариваемого административным истцом нормативного акта, в том числе учитывая их применение и действие с 01 января 2019 года.

Исходя из названных правовых норм, имеющих большую юридическую силу, льготная стоимость проездных билетов обучающихся установлена в пункте 2 приложения постановления администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года в нарушение указанного выше Порядка, установленного субъектом, и в нарушение Порядка № 88, установленного Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области, который является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен( тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере. Указанные нормативные правовые акты являются обязанными для применения на территории Мурманской области.

Как видно из содержания пункта 2 приложения постановления администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года, администрация города Мурманска при установлении льготного проездного билета для обучающегося применила максимально предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установленного постановлением администрации города Мурманска от 30 октября 2018 года № 3757 «Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск на 2019 год» в размере 35,95 рублей. Соответственно, стоимость месячного проездного билета составила в размере 898, 75 рублей и декадного проездного билета - в размере 305, 58 рублей.

Такое установление стоимости льготного проездного билета противоречит вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку определяет иной порядок ценообразования при расчете и последующем установлении стоимости льготного проездного билета. В частности, администрация города Мурманска, исходя из правовых норм, должна была рассчитать стоимость проездных билетов для обучающихся с учетом льгот при оплате проезда.

Так, постановлением от 12.12.2018 № 4316 «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск» установлена с 01.01.2019 мера социальной поддержки граждан в виде льготы при оплате ими проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск (далее - льгота) в виде уменьшения оплаты полной стоимости проезда, провоза багажа, определенной перевозчиком в соответствии с постановлением администрации города Мурманска об установлении соответствующему перевозчику регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск (далее - полная стоимость проезда, провоза багажа), до 32 рублей за разовую поездку, провоз багажа.

Соответственно, указанный размер льгот на проезд обучающихся в сумме 32 рубля должен быть принят при расчете льготного проездного билета для обучающихся. Данная сумма является провозной платой, взимаемой перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства.

Доводы административного истца о необходимости установления стоимости проездного билета на месяц в размере 800 рублей, исходя из оплаты проезда полной стоимости проезда в размере 32 рубля, заслуживают внимание, поскольку установленная пунктом 2 оспариваемого постановления администрации города Мурманска стоимость проездного билета для обучающегося в размере 898,00 рублей влечет нарушение прав административного истца.

С учетом установленного, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для признания пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска от 21.12.2018 N 4454 «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск» несоответствующим вышеуказанным положениям норм материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, поскольку имеют большую юридическую силу.

При этом судебная коллегия учитывает, что постановлением администрации города Мурманска от 27 мая 2019 года внесены изменения в оспариваемое постановление администрации города Мурманска от 21 декабря 2018 года № 4454, по которому была изменена стоимость проездных билетов для обучающихся. Данные изменения внесены в связи с принятым 26 апреля 2019 года постановлением Правительства Мурманской области № 193-ПП о внесении изменений в Порядок предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся образовательных организаций Мурманской области.

Вместе с тем, принятое администрацией города Мурманска вышеуказанное постановление не устранило допущенное нарушение при принятии оспариваемой нормы правового акта административным истцом.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (часть 2 статьи 215 КАС РФ).

С учетом приведенном норм и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судебная коллегия полагает, что необходимо признать недействующим пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года с момента его принятия, поскольку при принятии данной нормы были допущены нарушения закона, которые повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан по оплате проездного билета.

При таком положении судебная коллегия не может согласиться с законностью и обоснованностью постановленного решения суда и полагает его подлежащим отмене в силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 мая 2019 года отменить и принять по административному делу новое решение, по которому постановить: Признать недействующим с даты принятия пункт 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска № 4454 от 21 декабря 2018 года «Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск».

Сообщение о принятом решении опубликовать в течение одного месяца в официальном печатном издании органа местного самоуправления в газете « Вечерний Мурманск».

Взыскать с администрации города Мурманска в пользу ФИО6 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей».

председательствующий

судьи