ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2432/2021 от 20.07.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Данилова О.И. Дело № 33а-2432/2021

Докладчик Федосова Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» июля 2021 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.

судей Федосовой Н.Н. и Захарова Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-1831/21 по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Советского районного суда г. Липецка от 21 апреля 2021 года, которым постановлено:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ур. <адрес>, задолженность поуплатетаможенныхплатежейв размере 353 092 (триста пятьдесят три тысячи девяносто два) рубля 32 копейки, а также пени в размере 118 065 (сто восемнадцать тысяч шестьдесят пять) рублей 24 копейки, а всего 471 157 (четыреста семьдесят одну тысячу сто пятьдесят семь) рублей 56 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования города Липецка государственную пошлину в сумме 7912 руб.

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ростовскаятаможняобратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 овзыскании задолженности поуплатетаможенныхплатежейв размере 353 092,32 рубля и пени в размере 118 065,24 рублей, а всего 471 157,56 рублей, ссылаясь на то, что ответчикиком 20.06.2016 года через таможенный пост МАПП ФИО2 осуществлен временный ввоз транспортного средства ВАЗ 210655 <данные изъяты> 2001 года выпуска. На указанное транспортное средство оформлен временный ввоз сроком до 20.06.2017 года. Однако в установленный срок указанное транспортное средство не было вывезено с территории Союза.Таможенныеплатежи, подлежащиеуплате, до настоящего времени неуплачены. В соответствии с положениями ст.75Налогового кодекса РФ должником должна бытьуплаченапеня.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь, в том числе на длительность сроков подачи настоящего иска, что привело к значительному увеличению платежей.

Административный истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений административного истца, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

В соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего во время возникновения рассматриваемых правоотношений, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, действующего с 1 января 2018 года (далее - ТК ЕАЭС), в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с не вывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находится на таможенной территории Союза, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, заключенного в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года, и действовавшего во время возникновения рассматриваемых правоотношений, транспортные средства для личного пользования, временно ввезенные с освобождением от уплаты таможенных платежей, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.

В соответствии со статьей 14 указанного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (пункт 4).

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 5).

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующим суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза (пункт 7).

В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действовавшей во время возникновения рассматриваемых правоотношений, до принятия мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона.

Согласно части 5 статьи 152 вышеуказанного Закона требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Требование в соответствии с данным Законом не выставлялось.

Из материалов дела следует, что 20.06.2016 года ФИО1 ввез натаможеннуютерриториюТаможенногосоюза черезтаможенныйпост МАПП Мамаев КурганТаганрогской таможнитранспортное средство автомобиль ВАЗ 21065 <данные изъяты>, 2001 года выпуска, объем двигателя 1500 куб.см., оформив на указанное транспортное средство временный ввоз.
Срок временного ввоза установлен до 20.06.2017 года.

До настоящего времени вышеуказанное транспортное средство не вывезено в установленный срок с территории Союза.

Должнику было направлено уведомлениеобуплатетаможенныхплатежей от 06.05.2020 года по имеющимся в распоряжениитаможенногооргана адресам: <адрес>, и <адрес>. Кроме того, по адресу, установленному судом <адрес>, таможней также было направлено уведомление обуплатетаможенныхплатежей, о чем свидетельствуют списки почтовых отправлений и отчеты об отслеживании отправлений.

Задолженность поуплатетаможенныхплатежейи пени должником до настоящего времени не погашена.

Определением мирового судебного участка № 28 Советского судебного района г. Липецка от 28.08.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 таможенных платежей, который отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 28 15.09.2020 года, с настоящим иском в суд административный истец обратился 10.02.2021г.

Возражая против требований, административный ответчик ссылался на то, что автомобиль был ввезен на территорию РФ с территории ДНР, где проходили боевые действия, он купил ТС по доверенности, чтобы въехать, автомобиль в плохом состоянии, и находился на ремонте с июня 2017г. по настоящее время, он ничего не стоит, не эксплуатируется, что либо с ним сделать он не может, поскольку не является официально собственником ТС, в связи с чем, он не смог его вывезти в установленные сроки, в настоящее время прежний собственник умер.

Согласно договору-заявке на ремонт автомобиля от 23.08.2018г., содержащемуся в материалах дела № 2а-3112/2020 о выдаче судебного приказа, автомобиль ВАЗ <данные изъяты>, находился в ремонте с июня 2017 года по 23.06.2018 года.

Суд первой инстанции, анализируя данный документ, пришел к правильному выводу, что документов, подтверждающих гибель ТС, либо его угон, хищение, ответчиком не представлено, а нахождение автомобиля в ремонте не может служить основанием для освобождения от обязанности по уплате таможенных платежей.

Вместе с тем, из сообщения УМВД России по Липецкой области от 19.04.2021г. следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрел гражданство Российской Федерации на основании ч.7 ст. 14 ФЗ РФ от 31.05.2002г., решение № 2425 от 17.06.2016 года. Видом на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации не документировался.

Т.е., на момент ввоза на территорию РФ автомобиля, ФИО1 уже являлся гражданином РФ. Таможенный орган не был лишен возможности получить и располагать данной информацией в течение годичного срока, предоставленного ему для вывоза товара. Кроме того, порядок взимания таможенных пошлин для граждан РФ, ввозящих на территорию РФ иностранные товары, иной.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 собственником автомобиля ВАЗ <данные изъяты> не является, ТС находится в пользовании ФИО1 на основании доверенности от 25.09.2009 года. Согласно свидетельству о регистрации ТС собственником автомобиля является ФИО11

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Налогового кодекса РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В таможенном праве имеют место сходные сроки контроля (п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС, подп. 1 п. 8 ст. 71 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта взамен отмененного решения лишь в порядке проведения таможенного контроля и в соответствующие сроки (ч. 2 ст. 263 Закона о таможенном регулировании).

Как следует из п.7 ст. 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

В соответствии со ст.150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего на дату возникновения спорных правоотношений), принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу ч. 5, 6. п.п.1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действующего с 04.08.2018 года), взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В настоящее время Таможенным кодексом Евразийского экономического союза также предусмотрен трехлетний срок давности проведения таможенного контроля (ст. 99).

В Постановлении КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П разъяснено, что, поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том, что, штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего, целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика.

Исходя из содержания вышеприведенных законоположений трехлетний пресекательный срок принудительного взыскания таможенных платежей включает не только срок на выставление требования (уведомления), но и срок обращения в суд за принудительным взысканием.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 года №7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации..." также указано на недопустимость применения конфискации товаров и транспортных средств (таможенной санкции) независимо от времени совершения или обнаружения таможенных правонарушений, и необходимость впредь до установления соответствующих ограничительных сроков, применять трехлетний срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Данные законоположения соотносятся с общим принципом недопустимости бессрочного принудительного взыскания таможенных платежей, и должны учитываться в рассматриваемом административном деле.

Трехлетний срок обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании таможенных платежей административным истцом пропущен, поскольку срок временного ввоза транспортного средства истек20.06.2017 года, с заявлением о выдаче судебного приказа таможенный орган обратился 17.07.2020г., т.е. уже за пределами трехлетнего срока. Заявление было возвращено мировым судьей в связи с неподсудностью, и повторно заявление подано 20.08.2020 года. Административное исковое заявление в связи с отменой 15.09.2020 года судебного приказа, подано только 10.02.2021 года.

Вынесение мировым судьей впоследствии отмененного судебного приказа, не исключает отказ в удовлетворении административного иска ввиду истечения срока для обращения в суд при установлении фактических обстоятельств, связанных с исчислением сроков.

В данном случае правоотношения являются публично-правовыми, а установленные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о пропуске административным истцом предельного трехлетнего срока принудительного взыскания таможенных платежей.

Таким образом, поскольку судом первой инстанции были допущены при рассмотрении дела нарушения норм процессуального и материального права, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Липецка от 21 апреля 2021 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска административного истца Ростовская таможня к ФИО1о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное определение составлено 20 июля 2020 года.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна

Судья

Секретарь