ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-24344/17 от 09.08.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Хлюстов В.В. Дело № 33а-24344/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,

при секретаре Саховаровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2017 года апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Можайского района Московской области, представление Можайской городской прокуратуры

на решение Можайского городского суда Московской области от 10 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Можайского района Московской области к Совету депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области о признании незаконными решений о формировании избирательной комиссии,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения прокурора Корнилова П.С., представителя Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области Рычкова С.В.,

установила:

территориальная избирательная комиссия Можайского района (далее – ТИК Можайского района) обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов с/п Борисовское Можайского муниципального района МО (далее – Совет депутатов с/п Борисовское), просила возложить на Совет обязанность устранить нарушение законодательства путем признания незаконным решения от 26.06.2017г. <данные изъяты> «Об отклонении кандидатур на должность члена избирательной комиссии сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района <данные изъяты>», признать незаконным решение Совета депутатов с/п Борисовское от 26.06.2017г. <данные изъяты> «О назначении членов избирательной комиссии сельского поселения Борисовское» в части назначения членами избирательной комиссии Кутаревой И.В. и Морозовой М.В., и принять новое решение о включении в состав избирательной комиссии сельского поселения Борисовское предложенных территориальной избирательной комиссией <данные изъяты> кандидатур Чигаревой О.П. и Шумилиной Н.М.

В обоснование указано, что оспариваемым решением Совета депутатов с/п Борисовское решением Совета депутатов с/п Борисовское от 26.06.2017г. <данные изъяты> предложение административного истца о назначении кандидатур Чигаревой О.П. и Шумилиной Н.М. в члены избирательной комиссии вместо выбывших членов комиссии, было отклонено без законных оснований, соответственно, решением административного ответчика от 26.06.2017г. <данные изъяты> назначены члены избирательной комиссии с/п Борисовское без учета предложений ТИК <данные изъяты>.

Представитель административного истца, Ильин А.Ю., в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика, Рычков С.В., в судебном заседании иск не признал.

Участвовавший в деле прокурор, Зенина А.С., в судебном заседании считала требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а оспариваемые решения административного ответчика – не соответствующими закону и подлежащими отмене.

Решением Можайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

ТИК <данные изъяты> подана апелляционная жалоба, Можайской городской прокуратурой - апелляционное представление, просят отменить решение суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 24 того же Федерального закона, избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

В соответствии с пунктом 10.1 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК России от <данные изъяты><данные изъяты> (в ред. от <данные изъяты>), в соответствии с пунктом 11 статьи 29 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии в период избирательной кампании орган, назначивший такого члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22, 24 - 27 Федерального закона. В иной период орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена участковой избирательной комиссии не позднее чем в трехмесячный срок, а нового члена иной избирательной комиссии - не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена избирательной комиссии. При этом, с учетом того, что речь идет не о полном формировании комиссии, а о замещении вакантного места, срок приема предложений, определенный в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона, может быть сокращен. Сообщение о приеме предложений по замещению вакантного места публикуется в установленном порядке, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий члена участковой избирательной комиссии.

Как установил суд, решением избирательной комиссии МО от 25.11.2013г. <данные изъяты> была сформирована территориальная избирательная комиссия <данные изъяты> в количестве 8 человек со сроком полномочий на 5 лет, на которую решением избирательной комиссии <данные изъяты> от 02.04.2015г. <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии Можайского муниципального района.

Решением Совета депутатов с/п Борисовское от 24.03.2015г. <данные изъяты> в состав избирательной комиссии с/п Борисовское были назначены восемь членов с правом решающего голоса, из которых: один предложен трудовым коллективом, один – собранием граждан по месту жительства, четыре – политическими партиями «ЛДПР», «КПРФ», «СР» и «Единая Россия», и два – ТИК <данные изъяты>.

Решениями Совета депутатов с/п Борисовское от 30.05.2017г. №<данные изъяты> были сложены полномочия пяти членов избирательной комиссии с/п Борисовское с правом решающего голоса, из которых: один – предложенный собранием граждан по месту жительства, два – политическими партиями «КПРФ» и «Единая Россия», и два – ТИК <данные изъяты>.

<данные изъяты> Совет депутатов с/п Борисовское принял решение <данные изъяты> «Об информационном сообщении о приеме предложений в состав избирательной комиссии с/п Борисовское», которое было опубликовано в местном печатном издании «Новая Жизнь» с установлением срока подачи документов до <данные изъяты>.

<данные изъяты> Советом депутатов с/п Борисовское принято решение о внесении изменений в решение от 30.05.2017г., а именно, срок приема предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии с/п Борисовское с правом решающего голоса был сокращен до 17.00 часов <данные изъяты>. Данное решение было непосредственно доведено до ТИК <данные изъяты> и политических партий <данные изъяты> путем размещения на официальном сайте Совета депутатов и непосредственного вручения копий решения, а также опубликовано в газете «Новая Жизнь» <данные изъяты>.

<данные изъяты> в Совет депутатов с/п Борисовское были поданы документы кандидатов в члены избирательной комиссии с/п Борисовское: Кутаревой И.В. – предложена жителями д. Лыткино; Данилиной Е.М. – предложена политической партией «КПРФ»; Толкунова С.А. – предложен коллективом МКУ «УМТД».

<данные изъяты> в Совет депутатов с/п Борисовское были поданы документы кандидатов в члены избирательной комиссии с/п Борисовское: Чигаревой О.П., Шумилиной Н.М. и Юлдашевой В.Н. – предложены ТИК <данные изъяты> решением от 22.06.2017г. <данные изъяты>; Морозовой М.В. – предложена жителями <данные изъяты>; Богучарского А.Н. – предложена политической партией «Единая Россия».

Решением Совета депутатов с/п Борисовское от 26.06.2017г. <данные изъяты> со ссылкой на п.11 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатуры Чигаревой О.П. и Шумилиной Н.М. были отклонены.

Решением Совета депутатов с/п Борисовское от 26.06.2017г. <данные изъяты> членами избирательной комиссии с/п Борисовское были назначены Богучарский А.Н., Данилина Е.М., Кутарева И.В., Юлдашева В.Н. и Морозова М.В.

Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались представителями сторон в судебном заседании, поэтому в силу положений ст.65 КАС РФ счел их объективно и достоверно установленными.

Учитывая, что срок полномочий избирательной комиссии с/п Борисовское по состоянию на 30 мая 2017 года не истек, но полномочия пятерых членов комиссии были досрочно сложены, суд пришел к выводу, что действия Совета депутатов с/п Борисовское по принятию в тот же день решения об информационном сообщении о приеме предложений в состав избирательной комиссии с/п Борисовское с последующим сокращением срока приема документов до 23 июня 2017 года являются не противоречащими действующему законодательству.

Суд, проанализировав положения пунктов 10.2 и 10.3 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, пункта 8 статьи 24, пунктов 7 и 7.1 статьи 25, пункта 7 статьи 26, пункта 5 статьи 27, пунктов 9 и 9.1 статьи 24 Федерального закона, с учетом досрочного сложения полномочий членов избирательной комиссии с/п Борисовское, предложенных политическими партиями «КПРФ» и «Единая Россия», а также принимая во внимание предложение теми же партиями новых кандидатов в члены избирательной комиссии взамен выбывших, с их последующим назначением в члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, правильно указал, что у ТИК Можайского района имелось право на предложение трех кандидатур для назначения в члены избирательной комиссии с/п Борисовское с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 12.1 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, при подготовке и рассмотрении на заседании избирательной комиссии, представительного органа муниципального образования вопросов о формировании избирательных комиссий рекомендуется использовать следующие формы документов: а) примерную форму письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии (приложение №1); б) перечень документов, необходимых при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий (приложение №2); в) примерную форму протокола собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы по выдвижению кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии (приложение №3).

В соответствии с Приложением №2 к Методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий для иных субъектов права внесения кандидатур в состав избирательных комиссий, к которым относятся территориальная избирательная комиссия муниципального района, должны быть представлены: решение представительного органа муниципального образования, избирательной комиссии предыдущего (действующего) состава, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; две фотографии лица, предлагаемого в состав избирательной комиссии, размером 3 x 4 см (без уголка); письменное согласие гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии (приложение №1); копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о гражданстве и месте жительства лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии; копия документа лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии (трудовой книжки либо справки с основного места работы), подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копия документа, подтверждающего сведения о роде занятий, то есть о деятельности, приносящей ему доход, или о статусе неработающего лица (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий).

Оценив представленное письменное согласие Шумилиной Н.М. на ее назначение в состав избирательной комиссии, суд установил, что в нарушение формы приложения №1 к вышеуказанным Методическим рекомендациям отсутствует указание наименования субъекта права внесения предложения, а также о месте рождения кандидата, уровне его образования, специальности, квалификации в соответствии с документом, подтверждающим сведения об образовании и (или) квалификации.

Представленный протокол собрания избирателей от 09.06.2017 года также не соответствует форме приложения №3, т.к. в его вводной части отсутствует указание на выдвижение кандидатуры в состав конкретной избирательной комиссии, отсутствуют указания на принятые собранием избирателей решения о выборе председателя и секретаря собрания, к протоколу не приложен обязательный список избирателей, принявших участие в работе собрания, тогда как приведенный в тексте самого протокола список избирателей не удостоверен подписями избирателей. Кроме того, к предложению о выдвижении Шумилиной Н.М. приложены две фотографии форматом менее 3х4 см, на которых имеется левый уголок.

Также и в представленном суду письменном согласии Чигаревой О.П. на ее назначение в состав избирательной комиссии, в нарушение формы приложения №1 к вышеуказанным Методическим рекомендациям отсутствует указание наименования субъекта права внесения предложения, а также о занимаемой должности по месту работы кандидата, уровне его образования, специальности, квалификации в соответствии с документом, подтверждающим сведения об образовании и (или) квалификации, отсутствует указание улицы населенного пункта места жительства кандидата. Представленный протокол собрания избирателей от 14.06.2017 года также не соответствует форме приложения №3, т.к. в его вводной части отсутствует указание на выдвижение кандидатуры в состав конкретной избирательной комиссии, отсутствуют указания на принятые собранием избирателей решения о выборе председателя и секретаря собрания, к протоколу не приложен обязательный список избирателей, принявших участие в работе собрания, тогда как приведенный в тексте самого протокола список избирателей не удостоверен подписями избирателей. Кроме того, к предложению о выдвижении Чигаревой О.П. приложены две фотографии форматом менее 3х4 см.

Таким образом, суд обоснованно счел установленным нарушение ТИК Можайского района требований методических рекомендаций ЦИК РФ при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии.

Судом также принято во внимание, что административным истцом, как субъектом, внесшим предложение по кандидатурам в состав избирательной комиссии, вышеуказанные недостатки не были исправлены в срок, установленный для внесения предложений.

Доводы об обязанности административного ответчика предоставить время для устранения недостатков представленных документов, судом отвергнуты, как противоречащие действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, когда административным истцом был нарушен порядок внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии, суд не может признать выдвижение ТИК <данные изъяты> кандидатур Шумилиной Н.М. и Чигаревой О.П. для назначения членами избирательной комиссии с/п Борисовское правомерным, в связи с чем, суд счел оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов с/п Борисовское об отклонении данных кандидатур – законным и обоснованным. с чем судебная коллегия соглашается.

В соответствии с п.9.3 ст.24 Федерального закона №67-ФЗ, в случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Суд пришел к верному выводу о соответствии закону решения Совета депутатов с/п Борисовское о назначении членов избирательной комиссии с/п Борисовское, в оспариваемой административным истцом части – назначения Кутаревой И.В. и Морозовой М.В. членами избирательной комиссии.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого решения суда не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Можайского городского суда Московской области от 10 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТИК <данные изъяты>, апелляционное представление Можайской прокуратуры – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи