Судья Попова В.В. дело № 33а-24384/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2019 г. город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Гриценко И.В., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.,
при секретаре Маркиной И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Краснодарскому краевому общественному благотворительному фонду помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость» о ликвидации юридического лица,
с апелляционной жалобой представителя административного ответчика Литвинова А.В. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - УМЮ РФ по КК, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Краснодарскому краевому общественному благотворительному фонду помощи неимущим и малообеспеченным граждан «Социальная справедливость (далее ККОБФ «<...>», Фонд) о ликвидации юридического лица.
В обоснование исковых требований указано, что решение о государственной регистрации Фонда принято 27 марта 1996 г., учетный <...>, сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены <...> за основным государственным регистрационным номером (ОЕРН) <...>, изменения в учредительные документы внесены <...> за ЕРН <...>. Председателем Фонда является Динаев М.С.
28 мая 2018 г. была назначена внеплановая выездная проверка Фонда, срок проверки установлен с 31 мая 2018 г. по 28 июня 2018 г.
В связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица, комиссией Управления на основании пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 28 июня 2018 г. был составлен акт о невозможности проведения внеплановой проверки.
В связи с нарушением Фондом требований пункта 4.2, подпункта 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также пункта 5 статьи 12 Федерального закона № 294- ФЗ, в отношении Фонда был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4.1 КоАП РФ, который направлен мировому судье судебного участка № 62 ЦВО г. Краснодара, который по результатам рассмотрения протокола признал Фонд виновным в совершении административного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства. Жалоба Фонда на постановление оставлена без удовлетворения.
С 26 сентября 2018 г. по 22 октября 2018 г. в отношении Фонда на основании распоряжения Управления проводилась внеплановая выездная проверка в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ.
По результатам проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства, отраженные в Акте проверки: должностным лицам органа государственного контроля не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, при этом ранее за аналогичное нарушение Фонд был привлечен к административной ответственности; муниципальное помещение, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности Фонда, в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний; обязательный ежегодный аудит Фонда не производился; не предоставляется ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности в орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации; не обеспечен в полном объеме открытый доступ СМИ к ежегодной отчетности.
Также не была предоставлена информация о наличии благотворительных программ, сведения об их утверждении, что свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований статей 10, 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». При этом, данное нарушение допущено повторно.
В адрес руководящего органа Фонда вынесены предупреждения об устранении нарушений, которые в срок не устранены, в связи с чем, были вынесены повторные предупреждения, однако указанные нарушения также устранены не были.
В ходе проверки на предмет расходования денежных средств и иного имущества Фонда было установлено, что ответчик имеет расчетный счет в АБ «<...>» (ОАО). Согласно выписке движения денежных средств по счету и справки, поступившей в Управление, в течение подлежащего проверке периода основная часть денежных средств, полученных на благотворительность, расходовалась на хозяйственные расходы (<...> руб.).
По вышеуказанным обстоятельствам административный истец просил ликвидировать Краснодарский краевой общественный благотворительный фонд помощи неимущим и малообеспеченным граждан «<...>».
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 декабря 2018 г. административные исковые требования УМЮ РФ по КК удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Литвинов А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Первомайского районного суда г. Краснодара отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Литвинов А.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители УМЮ РФ по КК по доверенностям Бондарев Д.А., Виковская И.Н. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что решение о государственной регистрации Краснодарского краевого общественного благотворительного фонда помощи неимущим и малообеспеченным граждан «<...>» принято <...> Управлением юстиции администрации Краснодарского края (правопреемником которого в настоящее время является Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю).
Сведения о внесении записи в ЕГРЮЛ внесены <...> за основным государственным регистрационным номером <...>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 19 октября 2018 г., адресом местонахождения ККОБФ «<...>» является: <...>. Лицом, имеющим право действовать от имени Фонда без доверенности, является Динаев М.С.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Согласно положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, относит к полномочиям Минюста России принятие решений о государственной регистрации некоммерческих организаций. В пункте 5 указанного Положения установлено, что Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Согласно утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 3 марта 2014 г. № 26 Перечню управлений МЮ РФ по субъектам РФ Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю является территориальным органом Минюста России.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Судом первой инстанции установлено, распоряжением Управления от 24 сентября 2018 г. <...>-р назначено проведение внеплановой выездной проверки Фонда в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» -<...>.
Проверка назначена в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с составлением Управление <...> акта о невозможности проведения внеплановой выездной проверки, назначенное распоряжением от 28 мая 2018 г. <...>.
22 октября 2018 г. Управлением составлен акт проверки <...>, в котором отражены выявленные в деятельности Фонда нарушения.
Установлены следующие нарушения: должностным лицам органа государственного контроля не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, при этом ранее за аналогичное нарушение Фонд был привлечен к административной ответственности; муниципальное помещение, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности Фонда, в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний; обязательный ежегодный аудит Фонда не производился; не предоставляется ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности в орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации; не обеспечен в полном объеме открытый доступ СМИ к ежегодной отчетности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» к компетенции высшего органа управления благотворительной организацией, которым является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации, относится, в том числе, утверждение благотворительных программ.
В силу статьи 17 названного Федерального закона от 11 августа 1995 г. благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.
Между тем, информация о наличии благотворительных программ представлена не была, как и сведения об их утверждении, что свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований статей 10, 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». При этом данное нарушение допущено повторно.
Также установлено, что в связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика направлялись повторные предупреждения об устранении нарушений, на которые Фонд не реагировал.
В силу требований части 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное помещение по <...>, предоставленное в безвозмездное пользование для деятельности благотворительного фонда в проверяемый период использовалось лицами, участвующими в деятельности фонда для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, что подтверждено представленными материалами, информацией департамента внутренней политики администрации Краснодарского края. По данному факту Управлением в адрес Фонда вынесены предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1, части 2 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.
По факту данного нарушения в адрес ответчика ранее выносилось предупреждение от 23 июля 2015 г., в связи с чем, установленное при проверке нарушение требований данного закона является повторным.
В соответствии с частями 1-5 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Так, орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана.
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
Также благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
Между тем, доказательства исполнения названных требований материалы дела не содержат, что говорит о нарушениях вышеизложенных норм действующего законодательства.
При данных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости и правомерности ликвидации Фонда и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с указанными выводами суда первой инстанции, с установленными судом обстоятельствами, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении настоящего иска не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Литвинова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: