ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2443/2021 от 02.08.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Жданкина И.В.

№ 33а-2443/2021 (10RS0006-01-2021-000467-53)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейСоляникова Р.В., Коваленко В.В.

при ведении протокола помощником судьиМакаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Лахденпохского районногосуда Республики Карелия от 14.05.2021 по административному делу № 2а-193/2021 по административному исковому заявлению Старикова А. С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административныйиск заявлен по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Минимущество), выраженным в письме от 22.12.2020 №2492/12.4-21, Старикову А.С. отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 10:10:0010142:(...), площадью 8749 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Хийтольское сельское поселение, п. Тиурула, о. Кильпола, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, по мотивам нахождения испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.Полагая, что испрашиваемый земельный участок не расположен в каких-либо запретных зонах, административный истец просил суд признать отказ административного ответчика незаконным.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом отказе, а также в отзыве на административное исковое заявление.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда.

Участвующая в заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи представитель административного истца Турбинская М.Л. против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 21.12.2020 Стариков А.С. обратился в Минимущество с заявлением о предоставлении на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в аренду указанного выше земельного участка.

03.02.2021 решением, оформленным письмом № 2492/12.4-21, Минимущество отказало Старикову А.С. в предоставлении в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Не согласившись с решением административного ответчика, административный истец 13.04.2021 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение вынесено в установленный законом срок, полномочным органом, оформлено в соответствии с требованиями закона, вместе с тем доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (часть 3).

В соответствии с требованиями пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов,если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Частью 2 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Применительно к правовым и фактическим основаниям оспариваемого отказа на Минимуществе лежала обязанность посредством предоставления надлежащих доказательств подтвердить факт нахождения спорного участка в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Однако надлежащих доказательств, отвечающих требованиям статей 61, 70 КАС РФ, подтверждающих указанный выше факт, Минимуществом не представлено, а его утверждение о расположении спорного участка в зонах с особыми условиями использования территории опровергается ответами государственных органов, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос.

Минимуществом в оспариваемом решении не приведены конкретные положения актов, нарушение которых исключает предоставление спорного участка на испрашиваемом истцом праве.

Из сведений, представленных ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» (письмо от 23.04.2021 № 748), следует, что пересечения границ испрашиваемого земельного участка с государственным лесным фондом отсутствуют.

Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение – нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).

В силу части 3 статьи 115 ЛК РФ в ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 48 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации.

В силу частей 2-4 статьи 49 указанного Федерального закона рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно. Порядок образования рыбохозяйственных заповедных зон, виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть запрещены или ограничены в рыбохозяйственных заповедных зонах, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ответом на запрос суда, данным Северо-Западным ТУ Росрыболовства от 29.04.2021 № 07-12/4867, рыбоохранные зоны или рыбохозяйственныезаповедные зонына территории Лахденпохского района Республики Карелия не установленных.

При этом в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743, и Правилами образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1005, рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству, а решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны принимает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению указанных зон.

По данным органов местного самоуправления испрашиваемый земельный участок расположен за границей сельского населенного пункта и является полевым.

По мнению судебной коллегии, зона запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, установленная документами территориального планирования Хийтольского сельского поселения (решение Совета Хийтольского сельского поселения от 21.02.2014 № 4/4-3), не может по указанным выше основаниям служить причиной отказа в предоставлении земельного участка, поскольку согласно положениям градостроительного законодательства зоны с особыми условиями использования территории лишь отображаются на картах к документам территориального планирования, но не устанавливаются ими.

В этой связи при отсутствии данных о наличии правовых оснований для установления упомянутой зоны с особыми условиями использования территории нормы, содержащие ее отображение в документах территориального планирования,в силу части 2 статьи 15 КАС РФ не подлежат применению.

Соответственно, при таких обстоятельствах сама по себе схема зон с особыми условиями использования территорий не может подтверждать расположение конкретного земельного участка относительно зон с особыми условиями и использования территории (зона запретных нерестовых полос по берегам рек и озер).

Также судебная коллегия учитывает, что пункт 15 Правил установления рыбоохранных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743, допускает при условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, необходимых для сохранения условий воспроизводства водных биологических ресурсов, хозяйственную и иная деятельность в рыбоохранных зонах. При этом согласно пунктам 16, 17 указанных Правил только при принятии Федеральным агентством по рыболовству решения об установлении рыбоохранных зон может быть в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов в границах рыбоохранных зон запрещена распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Таким образом, в рыбоохранной зоне сельскохозяйственная деятельность не запрещена, а должна вестись с рядом ограничений.

Согласно пункту 4 Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1005, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны, а также устанавливает виды хозяйственной и иной деятельности, которые запрещены или ограничены в такой рыбохозяйственной заповедной зоне, по перечню согласно приложению.В данном перечне указаны такие виды деятельности, как распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Следовательно, в рыбохозяйственной заповедной зоне сельскохозяйственная деятельность может вестись как с ограничениями, так и без них, объем ограничений устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при образовании рыбохозяйственной заповедной зоны.

С учетом изложенного даже при условии нахождения земельного участка в зоне, в которой в дальнейшем могут быть установлены рыбоохранная зона, рыбохозяйственная заповедная зонаи в пределах которой могут находиться нерестоохранные полосы лесов, испрашиваемый земельный участок возможно с соблюдением ряда ограничений использовать для целей производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Поскольку соответствующих решений уполномоченных органов федеральной власти по образованию на испрашиваемом земельном участке рыбоохранной зоны или рыбохозяйственной заповедной зоны не имеется, в указанных зонах в любом случае сельскохозяйственная деятельность не запрещена, соблюдение правообладателем земельного участка ограничений, наложенных указанным выше законодательством, является предметом самостоятельного правового регулирования и не входит в круг обстоятельств, подлежащих выяснению при предоставлении земельного участка, постольку судебная коллегия находит основания для отказа предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, указанные в оспариваемом решении, незаконными.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 14.05.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи