ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2443/2022 от 28.06.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

Судья Сычёва О.А.                                                                           Дело №33а-2443/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                     28 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В., 

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,   

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 10 февраля 2022 года по делу № 2а-352/2022, по которому постановлено: 

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать неправомерным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части непринятия в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:752 в районе п.Пригородный                       г. Ульяновска, ул.Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов.

Возложить обязанность на Правительство Ульяновской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки на части земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:752 в районе ул.Речная в п.Пригородный г.Ульяновска, в водоохранной зоне р.Грязнушка, расположенной в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области Евдокимовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Сапаровой Р.Х., не согласившейся с апелляционными жалобами, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (с 01.04.2022 полномочия переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на основании указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 №118) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проведенных прокуратурой мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства выявлено, что на находящемся в собственности Ульяновской области земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:752 по ул.Речная в п.Пригородный г.Ульяновска в водоохранной зоне р.Грязнушка в 77 метрах от уреза воды несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, навалы грунта) на площади 120 кв.м, что угрожает окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц.

В целях устранения выявленных нарушений 12.05.2021 прокурором в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области было внесено представление, которое рассмотрено, однако мер по устранению нарушений не принято. 20.08.2021 в ходе совместного выезда Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области установлено, что нарушения продолжают иметь место. Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является лицом, ответственным за данный земельный участок, наличие несанкционированной свалки свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:752, расположенном в поселке Пригородный на границе водоохраной зоны реки Грязнушка и обязать административных ответчиков ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на указанном земельном участке.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена  администрация муниципального образования «город Ульяновск», заинтересованными лицами привлечены Финансовое управление администрации города Ульяновска, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, ООО «Контракт-Плюс», Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Указывает, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является распорядителем земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а не владельцем или пользователем таких земельных участков. Судом не принято во внимание, что предъявленные прокурором требования носят неопределенный характер, поскольку не содержат координаты характерных точек местоположения несанкционированной свалки.

Считает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и предъявлены к ненадлежащему ответчику, ввиду того, что полномочия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления.

Судом не принято во внимание, что по тексту административного иска прокурор указывает твердые коммунальные отходы, в просительной же части административного иска просит признать незаконное бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, а также ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора.

Административным истцом не представлено доказательств вины ответчика в ухудшении качества земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:752.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Правительству Ульяновской области.

В обоснование жалобы указывает, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, осуществляя полномочия Ульяновской области, как собственника земельных участков, несет обязанность по осуществлению мероприятий по недопущению их загрязнения. Указанное Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета и рассчитывает необходимое количество бюджетных средств для обеспечения своей деятельности, дает заявку в Министерство финансов Ульяновской области. Правительство Ульяновской области, как коллегиальный орган, рассматривает предложения по формированию областного бюджета.

Неисполнение уполномоченным исполнительным органом своих обязательств, не может являться основанием для возложения на Правительство Ульяновской области обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки. Правительство Ульяновской области не бездействовало, а в полном объеме приняло необходимые меры по организации ликвидации несанкционированной свалки. Полагает, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В заседание апелляционной инстанции, кроме представителей административного истца, Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

В соответствии со ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в связи со следующим.

Как установлено судом, в ходе проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено наличие несанкционированной свалки на земельном участке водоохранной зоны р.Грязнушка в п.Пригородный г.Ульяновска (кадастровый номер участка 73:19:000000:752).

В результате совместного выезда 20.08.2021, проведенного Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:752 в районе п.Пригородный г.Ульяновска Ульяновской области, по ул.Речная, в водоохранной зоне р.Грязнушка, в 77 метрах от уреза воды несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, пластиковые бутылки, полиэтиленовая упаковка, куски фанеры, рубероид и др.). Площадь складирования около 120 кв.м, объем отходов составляет примерно 80 куб.м.

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:752, площадью 77 775 кв.м +/- 2440 кв.м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, МО «город Ульяновск», с ограничением (обременением) в том числе, в виде водоохранной зоны р.Грязнушка (овраг Бухтеевский) находится в собственности Ульяновской области.

Право собственности зарегистрировано 07.11.2014. Границы земельного участка установлены. Данных об арендаторах земельного участка не имеется.

Наличие на земельном участке несанкционированной свалки нарушает требования действующего законодательства, ставит под угрозу безопасность  окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Принимая решение о признании неправомерным бездействия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и Правительства Ульяновской области в части непринятия в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:752 в районе п.Пригородный г. Ульяновска, ул.Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, а также возлагая на Правительство Ульяновской области как собственника земельного участка обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки, суд исходил из того, что административными ответчиками не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении названного земельного участка.

Ни Правительством Ульяновской области, ни Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области не было принято эффективных мер в пределах своей компетенции по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении указанного земельного участка. В суд не представлено доказательств того, что в рамках своих полномочий, в том числе в рамках реализации государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», Правительством Ульяновской области проведена оперативная работа и (или) предусмотрено финансирование мероприятий по устранению несанкционированной свалки на части земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:752.

Данные выводы являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего административного дела и принятия по нему решения в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 №85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

На основании указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 №118 О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 01.04.2022 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено. Его полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Возложение на Правительство Ульяновской области обязанности по принятию организационных решений в целях ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, находящемся в собственности Ульяновской области, основано на правильном применении судом норм права, регулирующих порядок взаимодействия Правительства Ульяновской области с возглавляемыми им профильными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

Довод апелляционных жалоб о том, что не установлено виновное лицо, на которое должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, не опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку при таких обстоятельствах в силу закона такая обязанность возлагается на собственника земельного участка.

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на собственника земельных участков.

Ссылка в апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на то, что обязанность по осуществлению мероприятий по недопущению их загрязнения земельного участка лежит на Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, осуществляющим полномочия Ульяновской области, как собственника земельного участка, и являющимся главным распорядителем средств областного бюджета, не освобождает Правительство Ульяновской области от обязанности в пределах своих полномочий по формированию бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок и координации действий исполнительных органов власти в данном направлении.

Довод о том, что прокурором не представлено точных координат расположения несанкционированной свалки на земельном участке, не опровергает установленные судом обстоятельства о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 73:19:000000:752 в районе ул.Речная в п.Пригородный г.Ульяновска, в водоохранной зоне р.Грязнушка, расположенной в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, несанкционированной свалки ориентировочной площадью 120 кв.м. Данная свалка имеет значительную площадь и визуально определяется.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предусмотренных                     ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.             

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий 

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.07.2022.