Дело № 33а-2452
Судья Казаков М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2017 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой И.Ю.,
судей Поповой Н.В., Степанова П.В.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 27 декабря 2016 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление Витте В.А. к Войсковой части ** о признании незаконным решения от 28.09.2016г., возложении обязанности согласовать разрешение на строительство «индивидуальных жилых домов» на земельном участке с кадастровым номером **, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Администрации Пермского муниципального района Пермского края Титовой Я.С., представителя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Баевой Т.П., представителя Войсковой части ** Исуповой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Земельный участок с кадастровым номером **, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, целевое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находится в общей долевой собственности (по 1\6 доли в праве) Витте В.А., В., Ш1., Ш2. и В.
29.08.2016г. Администрация Пермского муниципального района обратилась к командиру Войсковой части ** о согласовании строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, в том числе на земельном участке с кадастровым номером **.
Письмом от 28.09.2016г. врио командира Войсковой части ** сообщено, что земельные участки, указанные в обращении, располагаются в зоне «Г» с максимальным уровнем звука более 80 дБ(А) в ночное время суток, в указанной зоне запрещается размещение жилых зданий.
Витте В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Войсковой части ** о наличии либо отсутствии полномочий у административного ответчика на согласование строительства жилых домов в силу ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, признании незаконным отказа от 28.09.2016г., возложении обязанности согласовать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером **, мотивируя тем, что оспариваемый отказ является незаконным, информация об уровне шума ничем не подтверждена.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Пермского муниципального района просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Жалоба мотивирована тем, что приказ Министерства обороны Российской Федерации от 02.11.2006г. № 059 «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации», на который ссылается административный ответчик, является секретным и доступен ограниченному кругу лиц. В ст. 20 КАС Российской Федерации определена подсудность дел, связанных с государственной тайной. Судом дана неверная правовая оценка ГОСТ 22283-2014. Административным ответчиком не представлены сведения о методах и условиях измерения шума, оспариваемый отказ нарушает права граждан.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными в силу следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций Правительство Российской Федерации Постановлением от 11.03.2010 N 138 утвердило Федеральные Правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
Согласно абзацам первому и второму пункта 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 46 Воздушного кодекса проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Следовательно, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии со статьей 12 Закона о благополучии населения при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Согласно СНиП 2.07.01-89, Приложение 2 (Обязательное) Требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов, согласованию подлежит размещение всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" (пункт 3.3., таблица 1) на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать следующих значений: днем эквивалентный уровень звука 55 дБ(А), максимальный уровень звука при единичном воздействии 75 дБ(А), ночью эквивалентный уровень звука 45 дБ(А), максимальный уровень звука при единичном воздействии 65 дБ(А).
Согласно таблице № 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96. "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы", уровень шума на территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, не должен превышать 55 дБа днем и 45 дБа ночью. Данные санитарные нормы утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36, введены в действие с момента утверждения, являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 1034-р "Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации" аэродром Пермь (Большое Савино) является государственным, находится в ведении Минобороны России.
Земельный участок, на котором располагается аэродром, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника-подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью указанного имущества, осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, что следует из положений пп. «а,б,п» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны России от 25.02.2015г. № 110, является структурным подразделением Минобороны России, которое реализует полномочия по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Полномочия собственника аэродрома по согласованию строительства делегированы старшим авиационным начальникам аэродромов в соответствии с письмом Первого заместителя Министра обороны России от 26.08.2014г. Данное обстоятельство подтверждается позицией ФГКУ «Приволжско - Уральское ТУИО «Минобороны России», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, что следует из письменных пояснений его представителя.
Старшим авиационным начальником аэродрома Пермь (Большое Савино) является командир Войсковой части **.
Аналогичный вывод следует из п. 14 приказа Министра обороны России № 275 от 24.09.2004 "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации".
С учетом требований закона и установленных по делу фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение принято компетентным должностным лицом, спорный земельный участок находится в пределах приаэродромной территории с максимальным уровнем звука более 80 дБ(А) в ночное время суток, что противоречит установленным нормативными актами требованиям.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом Министра обороны Российской Федерации № 059 от 02.11.2006 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации", выпиской из приказа с отражением таблицы № 24 "Характеристики зон, определяющие степень пригодности к застройке территорий в окрестностях аэродрома", выкопировками из Приложения 1 к отчету ФГУП ГосНИИ ГА: "Разработка рекомендаций по внесению изменений в инструкцию по производству полетов аэродрома совместного базирования Пермь (Большое Савино) и проведение научных исследований по вопросу строительства второй искусственной взлетно-посадочной полосы". Книга 2 "Карты шума и загрязнения атмосферного воздуха", в частности, каратами с отражением контуров максимального уровня звука. Доказательств иного суду не представлено.
Доводы заинтересованных лиц о том, что уровень измерения шума проводился не в соответствии с установленными нормами, судом отклонен как несостоятельный, выводы суда в указанной части подробно мотивированы, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Само по себе обстоятельство того, что сведения по ограничению использования территории не внесены в ГКН, основанием для удовлетворения заявленных требований не является.
Нарушений правил подсудности спора судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, сводятся к переоценке обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пермского муниципального района Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи