ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2464/17 от 16.10.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард 16 октября 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:

председательствующего Мосиявич С.И.,

судей коллегии Домрачева И.Г. и Мочаловой Н.В.,

при секретаре Перепёлкиной М.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. генерального директора акционерного общества «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» Кострулина Ю.И. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 14 июля 2017 г.по административному иску Новоуренгойского транспортного прокурора.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия

установила:

и.о. Новоуренгойского транспортного прокурора Строд В.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском, в котором, с учётом уточнённого в суде требования участвующего в деле прокурора Павловской Е.В., просил возложить на АО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» (далее - Новоуренгойский ОАО, Общество) привести официальный сайт: <данные изъяты> в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 4 месяцев со дня вступления решения в силу.

В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов при пользовании услугами воздушного транспорта было выявлено, что Общество в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечило на сайте беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации: не представлена версия для слабовидящих в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

Представители Общества Краснов Е.В. и Семичев И.Л. полагали заявленный административный иск необоснованным. Согласно их позиции Обществом не нарушены требования нормативных правовых актов, в том числе ГОСТа Р 52872-2012, поскольку последний утверждён для добровольного применения. Общество является оператором, осуществляющим аэропортовую деятельность, им созданы необходимые условия для пользователей - инвалидов, в том числе по зрению. Доступность на сайты для инвалидов по зрению обеспечивается настройками самого компьютера, который расположен в разделе «пуск» (правый нижний угол монитора)-панель управления- экран. В нём можно настроить монитор под требования, необходимые для конкретного лица, являющегося инвалидом по зрению.

Суд рассмотрел и разрешил дело с вынесением решения об удовлетворении административного иска. На акционерное общество «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» возложена обязанность размещения на официальном сайте в информационно-телекоммунитационной сети «Интернет» геперссылку на альтернативную версию веб-сайта аэропорта для инвалидов по зрению, с установлением срока в четыре месяца со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе и.о. генерального директора Новоуренгойского ОАО Кострулин Ю.И., оспаривая выводы суда, послуживших основаниями для удовлетворения административного иска, привел те же, что в отзыве на иск и в суде, доводы об отсутствии нарушений закона у Общества при предоставлении услуг инвалидам по зрению. В том числе, Обществом выполняется приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24: на территории аэропорта осуществляется звуковое и визуальное оповещение, обеспечивающее информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услугах и порядке их оказания. В жалобе приведены производители программных обеспечений, позволяющие инвалидам по зрению и слабовидящим получать доступ к необходимому программному обеспечению в сети Интернет, а также работать на ПК, путем настроек самого компьютера и наличия установленных специальных программ и соответствующего оборудования.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловская Е.В. привела доводы о законности решения.

Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца - прокурора Бубенко В.Н., судебная коллегия пришла к выводу о необоснованности апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Административный ответчик, бездействие которого оспорено прокурором путём предъявления в суд иска реализует полномочия по исполнению и применению законов в отношении неопределенного круга лиц. Поскольку требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Новоуренгойского ОАО является перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию (л. 17-19).

Новоуренгойский ОАО создан путем преобразования федерального государственного унитарного авиационного предприятия «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» на основании распоряжения Правительства РФ от 15.08.2003 № 1165-р и является его правопреемником. Единственным акционером Общества является Ямало-Ненецкий АО, которому принадлежит 100% акций в уставном капитале Общества (пункты 1.1, 1.2 Устава).

Основной целью создания Общества является извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг (пункт 4.1 Устава).

В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации, от имени субъектов Российской Федерации осуществляют соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если в государственной или муниципальной собственности находится 100% акций акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества - общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в соответствии со статьями 47-49 названного Закона.

Для реализации своих предложений Обществом используется и сайт: <данные изъяты>, расположенный на домене www.nux.aero, тем самым предлагает свои услуги путем оферты.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (пункт 1 части 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Судом установлено, что 30.05.2017 Новоуренгойской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Уральской транспортной прокуратуры от 18.04.2017 по активизации работы в сфере защиты прав граждан, в том числе с ослабленным зрением проведен мониторинг официальных сайтов поднадзорных транспортной прокуратуре аэропортов на предмет исполнения последними требований Воздушного кодекса РФ, Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24, а также требований ГОСТ Р 58272-2012 «Интернет - ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению».

По результатам проверки выявлено, что официальный сайт Общества в сети Интернет, расположенный по адресу: <данные изъяты>, не имеет альтернативной версии для инвалидов по зрению, которое должно иметь минимальное число графических элементов и соответственно не имеет гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих (л. 9-16).

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного иска в силу следующего.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,инвалидови пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 9 Конвенции «О правах инвалидов» (Принятарезолюцией 61/106Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицирована РФ в соответствии с Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможностьинвалидамвести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспеченияинвалидамдоступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающихдоступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы.

Как следует из положения статьи 21 Конвенции, государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалидымогли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми в статье 2 настоящей Конвенции, включая в том числе: снабжениеинвалидовинформацией, предназначенной для широкой публики, вдоступныхформатах и с использованием технологий, учитывающих разные формыинвалидности, своевременно и без дополнительной платы; принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех другихдоступныхспособов, методов и форматов общенияповыборуинвалидов; активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой публике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг вдоступныхи пригодных дляинвалидовформатах; побуждение средств массовой информации, в том числе предоставляющих информацию через Интернет, к превращению своих услуг вдоступныедляинвалидов; признание и поощрение использования жестовых языков.

В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 05.08.2008 № 450-рп «О подписании Конвенции о правах инвалидов» Российская Федерация является государством-участником Конвенции.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов в РФ).

Согласно его части 1 социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 14 названного Закона о социальной защите инвалидов в РФ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункты 5 и 6 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», с датой введения в действие 1 января 2014 года (далее - Стандарт, ГОСТ Р 52872-2012).

Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

Согласно пункту 3.1.1 Стандарта доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Части 4,5 ГОСТ Р 52872-2012 предусматривают требования к компонентам Интернет-ресурсов. Так, в соответствии с п.4.2 при разработке интернет-ресурсов,доступныхдляинвалидовпозрению, необходимо придерживаться основных принципов, таких как воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрениямогут их воспринимать; управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушениемзрения; понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушениемзрения; надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушениемзрения.

Согласно требованиям, закрепленными в пунктах 4.3, 4.5, 4.6, 5.1.2, 5.1.3 ГОСТ Р 52872-2012, для обеспечениядоступностиинтернет-ресурсов дляинвалидовпозрениюприменяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются: дисплеи для слабовидящих по ГОСТ Р 52871, аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

Для полноценного доступаинвалидовпозрениюк интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста.

Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.

Пунктом 5.1.1. Стандарта предусмотрено, что интернет-ресурс должен содержать текстовую версию всего нетекстового контента для отображения этого контента в альтернативных форматах, удобных дляинвалидовпозрению(увеличенный шрифт, шрифт Брайля, возможность доступа с использованием синтезаторов речи). Весь нетекстовый контент, представленный пользователю, имеет эквивалентную текстовую версию.

Объем контента. Часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2 - 3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15 (уровень AAA) (пункт 5.1.2. Стандарта).

Графические файлы. Графический файл, несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжен поясняющим текстом. Для этого при включении в веб-страницу ссылки на графический файл (язык HTML) необходимо указать данный поясняющий текст в атрибуте ALT (уровень A) (пункт 5.1.3. ГОСТ Р 52872-2012).

Как установлено пунктом 5.1.7.4. ГОСТ Р 52872-2012 размер шрифта текста может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности (уровень AA).

Согласно пункту 5.1.7.7 Стандарта визуальное отображение: для визуального отображения блоков текстадоступенмеханизм для достижения следующих характеристик (уровень AAA):

- цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем;

- ширина строки не превышает 80 символов;

- текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому полям);

- межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза;

- размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран;

- изображение текста. Изображение текста используется только для украшения или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации, например, изображение логотипа (уровень AAA).

Приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24 утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 ).

Согласно названному Порядку пассажиры из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности для бронирования и заключения договора воздушной перевозки могут обратиться к перевозчику или агенту перевозчика, в том числе по электронной почте, либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы (пункт 3).

Пунктом 12 Порядка установлено, что обслуживающая организация посредством звукового и визуального оповещения в аэропорту, а при наличии официального сайта аэропорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» также на сайте, обязана обеспечить информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания.

Новоуренгойский ОАО является, в том числе перевозчиком пассажиров, багажа, почты, груза и др. Информация об осуществлении Обществом своей деятельности размещена на официальном сайте Новоуренгойского ОАО: NUX.AERO - <данные изъяты>.

Однако альтернативная версия официальногосайта АО «Новоуренгойский ОАО» отсутствует, чем нарушаются требования вышеуказанных нормативных правовых актов при предоставлении информации об организации и осуществляемой ею деятельности в части адаптируемости, доступностиинформации и информативности для слабовидящих и для инвалидов по зрению.

Таким образом, возражения Общества на административный иск, которые повторно приведены в апелляционной жалобе, при рассмотрении и разрешении дела получили правильную и всестороннюю оценку, отклонены судом первой инстанции как противоречащие требованиям нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 307-308, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 14 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» без удовлетворения.

Председательствующий Мосиявич С.И.

Судьи: Мочалова Н.В.

Домрачев И.Г.