АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь Дело № 33а-2465/2017
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Кураповой З.И.
судьи – Тимошенко Е.Г.,
судьи – Мостовенко Н.Р.,
при секретаре - Слабун О.Н.,
при ведении аудиопротоколирования,
с участием представителя ФИО1 - ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и его представителя ФИО2
на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.12.2016 года по делу № 2а-3950/2016
по административному иску ФИО1 и его представителя ФИО2
к Администрации Симферопольского района Республики Крым
о признании незаконным отказа, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав судью – докладчика Тимошенко Е.Г., руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.12.2016 года по делу № 2а-3950/2016 отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 и его представителя ФИО2 к Администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении к совершению определенных действий.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 и его представитель ФИО2 подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-3950/2016, приняв новое решение об удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что привело к вынесению неверного решения. Как указывает заявитель, ответчиком нарушены положения Федерального закона от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающих требовать от заявителя представления информации и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги. К заявлению истца о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, поданному в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым, были приложены копии документов, позволяющие идентифицировать обратившегося лица. С учетом изложенного орган местного самоуправления, по мнению заявителей, неправомерно отказал Седелкину С.Н. в выдаче градостроительного плана земельного участка. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае – строительству зданий.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
В соответствии п. 1 ст. 296 КАС РФ в случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются, в частности, верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов.
В судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик - Администрация Симферопольского района Республики Крым в судебное заедание явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФИО1 - ФИО2, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что на основании государственного акта серии № от ДД.ММ.ГГГГ Седелкину С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 0,5800 га, расположенный в <адрес> и предназначенный для ведения личного сельского хозяйства.
25.05.2016 года Седелкин С.Н. обратился в Администрацию Симферопольского района Республики Крым с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного в районе пгт. Гвардейское на территории Гвардейского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым.
Письмом от 23.06.2016 года №10299/01-108 администрация Симферопольского района Республики Крым сообщила Седелкину С.Н. о том, что в настоящее время правила землепользования и застройки на территории Симферопольского района не разработаны, а база информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым (ИСОГД) не создана. Разработанная в 70-90х годах существующая градостроительная документация, на основе которой в настоящее время должна осуществляться подготовка ГПЗУ, не содержит необходимые сведения для подготовки ГПЗУ, так как отличается от требований к составу и содержанию градостроительной документации, предъявляемых законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации. В отсутствии градостроительной документации, разработанной в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, топографической съемки, а также в отсутствии информационной базы ИСОГД осуществлять подготовку ГПЗУ на основе только обращения и правоустанавливающих документов на земельный участок не предоставляется возможным. Для возможности выдачи ГПЗУ Администрация Симферопольского района рекомендовала Седелкину С.Н. обратиться в Управление архитектуры и градостроительства в соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги «выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением Администрации Симферопольского района от 20.07.2015 №70-п.
Указанный ответ Администрации Симферопольского района Республики Крым обжалован ФИО1 и его представителем ФИО2 в Симферопольский районный суд Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что на территории Симферопольского района база информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не создана ввиду отсутствия информационных и технических ресурсов, отсутствуют правила землепользования и застройки, а градостроительная документация, отличается от требований к составу и содержанию, предъявляемым законодательством Российской Федерации, что, согласно п. 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации Симферопольского района от 20.07.2015 года №70-п, является основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием его границ, границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Порядок подготовки градостроительного плана земельного участка регламентирован частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой регламентировано, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
В силу статьи 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 2014 года) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 января 2015 года) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 N 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательством, так и судебной практикой.
В соответствии с пунктом 7 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года №44, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется на основании:
- правил землепользования и застройки, за исключением объектов федерального, регионального и местного значения;
- проектов планировки и застройки, планов детальной планировки и детальных планов территории, действующих до вступления в силу Федерального конституционного закона;
- схемы расположения земельных участков, при наличии градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, для размещения объектов, включенных в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790.
Согласно сведениям администрации Симферопольского района Республики Крым в настоящее время правила землепользования и застройки на территории Симферопольского района не разработаны, а база информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым (ИСОГД) не создана. Разработанная в 70-90х годах существующая градостроительная документация, на основе которой в настоящее время должна осуществляться подготовка ГПЗУ, не содержит необходимые сведения для подготовки ГПЗУ, так как отличается от требований к составу и содержанию градостроительной документации, предъявляемых законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации. Градостроительная документация, разработанная в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Постановлением администрации Симферопольского района от 20.07.2015 года №70-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка». Пунктом 2.3 административного регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю утвержденного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или письменного мотивированного уведомления об отказе в выдаче ГПЗУ.
Согласно пункту 2.9 указанного Административного регламента основанием для отказа в выдаче ГПЗУ может быть отсутствие утвержденной градостроительной документации.
Таким образом, содержащиеся в письме администрации Симферопольского района Республики Крым от 23.06.2016 года №10299/01-108 сведения не противоречат вышеуказанным положениям нормативно-правовых актов, в том числе, административному регламенту, устанавливающему сроки и последовательность административных процедур и административных действий при предоставлении муниципальной услуги.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Принимая во внимание отсутствие предусмотренной законом совокупности вышеназванных условий, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО1 и его представителя ФИО2, с учетом изложенных в ней доводов.
Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Административное исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в полном объеме, действиям администрации Симферопольского района Республики Крым, послужившим выдаче Седелкину С.Н. письменного мотивированного уведомления об отказе в выдаче ГПЗУ, дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам жалобы, нарушений положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», администрацией Симферопольского района Республики Крым при рассмотрении заявления Седелкина С.Н. о выдаче градостроительного плана земельного участка, не допущено.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу ФИО1 и его представителя ФИО2 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.12.2016 года по делу № 2а-3950/2016 – оставить без удовлетворения.
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 28.12.2016 года по делу № 2а-3950/2016 – оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Курапова З.И.
Судьи:Тимошенко Е.Г.,
Мостовенко Н.Р.