ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-24760/18 от 19.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-24760/2018

19 декабря 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,

судей Васильевой Г.Ф., Сагетдиновой А.М.

при секретаре Шуматбаевой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., выслушав объяснение представителя Ширяевой Л.Л. – Солодкого Д.С., судебная коллегия

установила:

Ширяева Л.Л. обратилась в суд с иском к администрации МР Уфимский район РБ о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположении земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка, мотивируя тем, что 07 марта 2018 года обратилась в администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, с условным кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, площадью 125 кв.м., категории земли: земли населенных пунктов, целевое назначение: аренда, указав, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.

Решением от 29 марта 2018 года № 01-23/ш-767/г-734 администрацией МР Уфимский район РБ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям несоответствия испрашиваемого земельного участка утвержденному проекту планировки и не указании в заявлении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

Административный истец полагает, что выводы административного ответчика, изложенные в решении, являются необоснованными, доказательств несоответствия земельного участка проекту не предоставлено. Требование администрации об указании в заявлении конкретного вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является незаконным, не соответствующим требованиям действующего земельного законодательства.

Административный истец просил признать решение от 29 марта 2018 года № 01-23/ш-767/г-734 об отказе в утверждении схемы расположении земельного участка незаконным и обязать утвердить схему расположения земельного участка.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 года суд обязал Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения при рассмотрении заявления Ширяевой Л.Л., утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории №..., площадью 125 кв. м, по адресу: адрес

Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не соглашается с решением суда, просит отменить как незаконное и необоснованное. Указала, что ст.39 Земельного кодекса РФ, на которую ссылается суд, утратила силу с 01 марта 2015 года. В решении уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка указывается территориальная зона или вид разрешенного использования. Вид разрешенного использования в заявлении истца не указан, в связи с чем невозможно определить цель использования земельного участка. Кроме того, суд обязал администрацию утвердить схему земельного участка, что является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 07 марта 2018 года Ширяева Л.Л. обратилась в администрацию МР Уфимский район РБ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, с условным кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, площадью 125 кв.м., категории земли: земли населенных пунктов, целевое назначение: аренда, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.

Решением от 29 марта 2018 года № 01-23/ш-767/г-734 администрацией МР Уфимский район РБ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям несоответствия испрашиваемого земельного участка утвержденному проекту планировки и не указания заявителем вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности отказа ответчика, исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда.

В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с нормами ст.39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства; 5) принятие уполномоченным органом решения о проведение аукциона.

Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами?- - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

Подпункт 5 п.8 ст.39.10 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведение аукциона.

Статья 11.10 Земельного кодекса РФ в п.16 предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу положений п.14 ст.11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Положениями ст. 39.6 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Федеральным законодателем в п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по приведенному основанию предусмотрен и в случае обращения за предоставлением земельного участка в аренду путем проведения торгов (п. 5 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями п.п.2, 3 ст.37 Градостроительного РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Вид разрешенного использования, территориальная зона спорного земельного участка не определены, в заявлении истца об утверждении схемы земельного участка не указаны, доказательств этому в деле не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции обязал утвердить схему расположения земельного участка

Судебная коллегия отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Разрешение вопроса об утверждения схемы расположения земельного участка относится к исключительной компетенции Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.

В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, иск – отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ,

о п р е д е л и л а:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 октября 2018 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ширяевой Л.Л. к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан от 29 марта 2018 года №01-23/ш-767/г-734 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка отказать.

Председательствующий Г.Я. Турумтаева

Судьи Г.Ф. Васильева

А.М. Сагетдинова

Судья Вахитова Д.М.