ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2476/2016 от 05.09.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Шолохова Е.В. Дело № 33а-2476

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 сентября 2016 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда

в составе: председательствующего судьи Холчевой О.П.,

судей Запятовой Н.А., Матвеева Н.А.,

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А. дело по апелляционной жалобе администрации Шилова К.П. на решение Ленинского районного суда города Иваново от 01 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Шилова К.П. к Администрации города Иваново о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании его совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Шилов К.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Иваново о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что Шилов К.П. 15 марта 2016 года обратился к административному ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п.7 ч.1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее - Закон № 1244-1) и ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации для того, чтобы в дальнейшем в соответствии с нормами указанного Закона № 1244-1 и подпункта «е» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» получить социальную выплату в рамках данной программы, удостоверяемую сертификатом.

Администрация города Иваново в письме от 04 апреля 2016 года № 03-02/9-971 указала Шилову К.П. на несоответствие поданного им заявления установленному образцу, а также представление неполного пакета документов. Шилов К.П. вновь обратился в Администрацию города Иваново и просил рассмотреть его вопрос по существу, однако 10 мая 2016 года вновь получил ответ органа местного самоуправления № 03-02/9-971 с отказом в рассмотрении обращения в связи с несоответствием заявления форме, установленной Административным регламентом оказания соответствующей муниципальной услуги.

Полагая, что ответы Администрации гор. Иваново противоречат Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и Федеральному закону от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и нарушают его права, гарантированные указанными нормативными актами, административный истец просил признать бездействие Администрации города Иваново, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении, незаконным и обязать Администрацию города Иваново рассмотреть заявление по существу.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 01 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Шилов К.П. подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Игумнов А.С. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представитель административного ответчика Администрации города Иванова и заинтересованного лица Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова Шестова П.В. указала на законность вынесенного судом решения.

Выслушав стороны, проверив административное дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 15 марта 2016 года Шилов К.П. обратился в Администрацию города Иваново с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.6 ч.1 ст. 13 и п.7 ч.1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее - Закон РФ № 1244-1) и ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), приложив к заявлению часть требуемых документов.

4 апреля 2016 года Администрация города Иванова направила в адрес административного истца письмо № 03-02/9-971 с указанием на наличие препятствий к рассмотрению вопроса о принятии Шилова К.П. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предложив принять меры к их устранению, разъяснив, что заявление о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, подано им не по форме, установленной приложением № 1 к Административному регламенту; представленные заявителем документы не содержат информации о том, где и на каких условиях заявитель и его супруга Ш.С.В. проживали в пятилетний срок, предшествующий подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; в представленных заявителем документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что заявитель (в том числе в составе семьи своих родителей) не обеспечивался денежной субсидией, жильем или государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета. Кроме того, заявителю разъяснено, что, учитывая, что он относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях будет рассматриваться без признания его семьи малоимущей и без постановки в общую очередь малоимущих.

Письмом от 10 мая 2016 года № 03-02/9-971 Администрация города Иваново уведомила Шилова К.П. об отказе в приеме и рассмотрении поданных им документов в связи с несоответствием представленного заявления форме, установленной в приложении №1 к Административному регламенту. При этом ему было сообщено о возможности рассмотрения указанного вопроса комиссией по жилищным вопросам при представлении заявления по установленной форме с приложением полного пакета документов, установленного п. 2.6.1 Административного регламента, с предложением получить бланк соответствующего заявления в Управлении жилищной политики и ипотечного кредитования.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что недостатки поданного Шиловым А.П. заявления препятствовали органу местного самоуправления рассмотреть его заявлении по существу, действия органа местного самоуправления полностью соответствовали порядку рассмотрения заявлений граждан, обращающихся за получением соответствующей муниципальной услуги, какой либо волокиты при этом допущено не было.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на подробном анализе действующего законодательства и надлежащей правовой оценке представленных доказательств.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 и частью 2 статьи 14 Кодекса. К указанным полномочиям относится также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7 статьи 13 и часть 7 статьи 54 Кодекса).

В соответствии с ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Каких-либо особенностей, связанных с постановкой на учет нуждающихся граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, специальное законодательство не содержит. Таким образом, данные правоотношения регулируются в соответствии с общим порядком, установленным жилищным законодательством.

Отношения, связанные с учетом граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядком предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам в государственном жилищном фонде Ивановской области, регулируются Законом Ивановской области от 17 мая 2006 года №50-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области».

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация города Иванова и ее структурные подразделения обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые являются нормативными правовыми актами, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт ее предоставления.

Постановлением Администрации города Иваново от 03 декабря 2012 года № 2712 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг города Иванова» утвержден Реестр соответствующих муниципальных услуг, п. 35 которого предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является муниципальной услугой, оказываемой Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова в соответствии с разработанным и утвержденным постановлением Администрации города Иваново от 29 июня 2012 года № 1511 Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее - Административный регламент).

Согласно п. 2.6 Административного регламента принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по результатам рассмотрения представленных заявителем заявления и прилагаемых к нему документов.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен статьей 17 закона и п. 2.6.1 Административного регламента.

В соответствии с п. 2.7 Административного регламента несоответствие представленного заявления форме приложения № 1 к Административному регламенту является основанием для отказа в приеме и рассмотрении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 3.6 Административного регламента при установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 3.4 настоящего Регламента, специалист Управления либо специалист МКУ МФЦ уведомляет Заявителя о наличии препятствий к рассмотрению вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, объясняет Заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах (в необходимых случаях со ссылкой на пункт 2.11 настоящего Регламента) и предлагает принять меры по их устранению.

При этом, если основания к отказу в приеме и рассмотрении документов выявляются в ходе рассмотрения письменного обращения заявителя, поступившего в приемную Управления в порядке, установленном пунктом 2.11 Административного регламента, основания отказа разъясняются заявителю в письменном ответе Управления в сроки и в порядке, определенном в пункте 2.17 Административного регламента, - в течение 30 дней с момента регистрации заявления (обращения).

Из документов, представленных административным истцом в Администрацию города Иваново, следует, что заявление Шилова К.П. составлено не по форме, в поданном заявлении отсутствует информация о том, кого заявитель относит к членам своей семьи; заявление Шилова К.П. было подписано лишь им одним, в то время как установленная Административным регламентом форма предусматривает подписи всех дееспособных членов семьи заявителя, что заведомо обуславливает согласие последних с поданным заявлением и фактом указанных в нем родственных отношений.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия, учитывая, что имеющиеся в заявлении недостатки заявителем устранены не были, оснований для рассмотрения поданного заявления по существу у Администрации города Иваново не имелось, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не усматривается.

Вместе с этим, Шилов К.П. не лишен права повторного обращения в Администрацию города Иваново с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставив необходимые для этого документы.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку при вынесении решения руководствовался Административным регламентом, а не федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании действующего законодательства и установленной законом процедуры рассмотрения соответствующих заявлений. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» был утвержден в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и на основании п. 20 ч. 1 ст. 50.1 Устава города Иванова, в целях повышения качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг.

Довод жалобы о том, что Административным регламентом не предусмотрена обязанность административного истца указывать в заявлении информацию, где и на каких условиях он и его супруга проживали в пятилетний срок, предшествующий подаче заявления, а также сведения, подтверждающие, что административный истец не обеспечивался денежной субсидией, жильем или государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета, судом не принимается, поскольку таких требований к административному истцу со стороны административного ответчика не предъявлялось. Согласно письму от 04 апреля 2016 года указанная информация не содержалась в представленных административным истцом документах, а не в поданном им заявлении. Необходимость представления указанных документов предусмотрена п. 2.6.1 Регламента.

Утверждение Шилова К.П. о том, что нормами законодательства не предусмотрена обязанность административного истца указывать в заявлении информацию о составе своей семьи, с указанием родственных отношений, противоречит установленной форме заявления (приложение № 1 к настоящему Регламенту).

Указание в жалобе на то, что административный ответчик не пригласил Шилова К.П. и его супругу для составления заявления по приложению № 1 к Административному регламенту, не согласуется с материалами дела. Как следует из писем Администрации гор. Иваново от 04 апреля 2016 года № 03-02/9-971 и от 10 мая 2016 года № 03-02/9-971, направленных в адрес административного истца, Шилов К.П. приглашался в структурное подразделение Администрации города Иваново - Управление жилищной политики и ипотечного кредитования, для устранения выявленных в документах недостатков.

В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение законность решения, а также доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Иваново от 01 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шилова К.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: