Дело № 33а-2485/2018
Судья: Симонова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 18 июля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.
судей: Епифановой С.А., Корнеевой А.Е.
при секретаре: Переплетовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по принятию административного регламента
по апелляционной жалобе администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 09 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском (с учетом его уточнения в период судебного разбирательства) о признании незаконным бездействия администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений муниципального района, и о возложении на административного ответчика обязанности по принятию такого регламента.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области проверки исполнения администрацией Тамбовского района Тамбовской области градостроительного законодательства было выявлено, что в администрации отсутствует регламент оказания муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений муниципального района. По факту выявления данного нарушения в администрацию Тамбовского района было внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, которое администрацией не исполнено.
Ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статей 8,41,45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административный истец указывает, что подготовка и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района. Решение о подготовке такой документации и её утверждение осуществляется органами самоуправления муниципального района.
Поскольку подготовка и утверждение документации по планировке территории является муниципальной услугой, которая может оказываться органом местного самоуправления по заявлениям заинтересованных лиц, прокурор считает, что в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) администрацией должен быть принят административный регламент, регламентирующий порядок и сроки оказания данной муниципальной услуги.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 апреля 2018 года требования удовлетворены в полном объеме. На администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность в срок до 30.07.2018 года принять административный регламент, регулирующий предоставление муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений границах муниципального района.
В апелляционной жалобе администрация Тамбовского района Тамбовской области ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что в соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса РФ действия по подготовке и утверждению документации по планировке территории в случае размещения объектов местного значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта. При этом процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно, подача каких-либо обращений и заявлений заинтересованных лиц в данном случае законом не предусмотрена. Соответственно действия органа местного самоуправления в данном случае не являются муниципальной услугой, в связи с чем разработки и принятия административного регламента для совершения указанных действий не требуется. Полагает, что решением суда на администрацию района возложены функции, выходящие за пределы её полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ.
Кроме того, указывает, что решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовского района № 477 от 22.02.2017 г. утверждена схема территориального планирования Тамбовского района. На основании этой схемы администрация Тамбовского района утверждает документацию по планировке территории, в отношении объектов местного значения. Порядок по подготовке документации по планировке территории, определяющий круг лиц и состав документов, которые необходимо предъявить заявителю, утвержден постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №1397 от 04.04.2014 г. «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании постановления Тамбовского района Тамбовской области». Иных документов, регламентирующих процесс подготовки и утверждения документации по планировке территории, по мнению автора жалобы, не требуется.
Представитель административного ответчика также ссылается на установление судом короткого срока для разработки и принятия административного регламента, которого с учетом предусмотренной законодательством процедуры недостаточно для своевременного исполнения администрацией района судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем административного ответчика, выслушав возражения прокурора, мнения специалистов ФИО1, ФИО2, полагавших необходимым принятие администрацией района спорного административного регламента, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 8, частью 3 статьи 41, частью 4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, относятся к полномочиям администрации муниципального района.
Из положений статей 41-45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 11.3, 11.4, главы 39 Земельного кодекса Российской Федерации, а также из пояснений специалистов, допрошенных судами первой и апелляционной инстанций, следует, что поскольку документация по планировке территории необходима при разрешении вопросов об образовании и предоставлении земельных участков под строительство объектов местного значения и объектов, расположенных на территориях нескольких муниципальных образований в границах муниципального района, то принятие решений о подготовке и утверждении такой документации может осуществляться администрацией района как по своей инициативе, так и по заявлениям физических и юридических лиц, заинтересованных в строительстве указанных объектов.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ реализация администрацией района данных функций по заявлениям заинтересованных лиц, является муниципальной услугой, и в силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 указанного закона должна осуществляться в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
При этом в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 210-ФЗ в состав административного регламента должны входить положения, предусматривающие стандарт предоставления муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Установив, что до настоящего времени административный регламент, регламентирующий процесс предоставления муниципальной услуги по вопросу подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений границах муниципального района, администрацией Тамбовского района не принят, а утвержденный постановлением администрации Тамбовского района от 04.04.2014г. № 1397 Порядок подготовки документации по планировке территории не регулирует вопросы, перечисленные в статье 12 Федерального закона № 210-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о возложении на административного ответчика обязанности по принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги.
Судом обоснованно учтено, что бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению такого регламента, противоречит вышеперечисленным нормам закона и нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии со стандартами, установленными Федеральным законом № 210-ФЗ.
Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) послужили основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Отмечая правильность выводов суда по существу спора, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы относительно необходимости установления судом срока, достаточного для принятия нормативного правового акта в соответствии с процедурой, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" и постановлением администрации Тамбовского района от 30.06.2016 г. № 945 «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией Тамбовского района Тамбовской области». Учитывая продолжительность процедур, связанных с принятием административного регламента, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, а также с учетом мнения специалиста ФИО2, полагавшей разумным и обоснованным установление трехмесячного срока для его принятия, а также позиций сторон, не возражавших против установления такого срока, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в части определения срока для исполнения административным ответчиком обязанности по принятию административного регламента, установив срок для исполнения администрацией Тамбовского района Тамбовской области обязанности по принятию административного регламента, регулирующего предоставление муниципальной услуги подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более поселений в границах муниципального района – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, судом первой инстанции при вынесении решения не учтены требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которым
в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части судебного решения указанием на обязанность административного ответчика сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Тамбовский районный суд и прокурору Тамбовского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 апреля 2018 года изменить в части определения срока для исполнения административным ответчиком обязанности по принятию административного регламента, установив срок для исполнения администрацией Тамбовского района Тамбовской области обязанности по принятию административного регламента, регулирующего предоставление муниципальной услуги подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более поселений в границах муниципального района – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность административного ответчика сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Тамбовский районный суд и прокурору Тамбовского района Тамбовской области в течение 10 дней с момента исполнения судебного решения.
В остальной части решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 9 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области на указанное решение – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: