ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2488/19 от 18.09.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2019 года город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Хмельниковой Е.А.,

судей Лукашевича В.Е., Логвина В.Н.,

при секретаре Поповой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 02 июля 2019 года по административному делу , которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Тульской таможне об отмене решения Московского таможенного поста Тульской таможни от 19 апреля 2019 года об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного пользования, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации, обязании административного ответчика принять положительное решение по ее заявлению.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н., объяснения административного истца ФИО1 и ее представителя адвоката Алекперова Ш.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы со стороны представителя Тульской таможни ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Московского таможенного поста Тульской таможни от 19 апреля 2019 года об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства.

Заявленные требования истица мотивировала тем, что она является участником Государственной программы по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

19 апреля 2019 года Московский таможенный пост Тульской таможни в г. Рязани отказал ей в удовлетворении заявления об осуществлении выпуска в свободное обращение транспортного средства <скрыто>, объем двигателя 2359 куб.см., в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указав, что транспортное средство зарегистрировано за ней в стране предыдущего проживания менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание её переселившейся на постоянное место жительства.

ФИО1 указывает, что названный автомобиль был зарегистрирован за ней на Украине 03 января 2018 года, а документ, подтверждающий признание ее переселившейся на постоянное место жительства в Россию, получен 19 июля 2018 года. На момент получения указанного документа автомобиль был зарегистрирован за ней в стране предыдущего проживания более шести месяцев, что в соответствии с пунктом 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 давало ей право на освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе транспортного средства.

Ссылаясь на статьи 54 и 57 Конституции РФ, часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания», не допускающих придание обратной силы правовым актам, ухудшающим положение граждан, административный истец полагает, что положения пункта 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к ней применяться не должны.

В связи с этим, ФИО1 просила суд признать незаконным и необоснованным вышеназванное решение Московского таможенного поста Тульской таможни от 19 апреля 2019 года об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства, а также обязать Московский таможенный пост Тульской таможни в г. Рязани устранить допущенные нарушения и принять решение в соответствии с пунктом 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107.

Решением Октябрьского районного суда города Рязани от 02 июля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Считает судебное решение незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что суд не дал оценки доводам административного истца о действии закона во времени, тем самым нарушив ее конституционные права.

Административный ответчик представил письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия находит его не подлежащим отмене или изменению.

Согласно положениям пункта 2 статьи 262 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, в свободное обращение производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 3 настоящей статьи.

Случаи и условия ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей установлены приложением N 3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

-ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;

-авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;

-таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

Часть 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 289-ФЗ) указывает, что для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мототранспортное средство и прицеп к авто- и мототранспортному средству должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО1 переселилась из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (далее - Государственная программа),и получила гражданство Российской Федерации.

19.04.2019 ФИО1 подала на Московский таможенный пост Тульской таможни пассажирскую таможенную декларацию в отношении принадлежащего ей транспортного средства <скрыто>, объем двигателя 2359 куб.см., а также представила заявление об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении названного автомобиля на основании подпункта «б» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

Кроме того, к пассажирской таможенной декларации административным истцом были приложены следующие документы:

-свидетельство о регистрации , согласно которому автомобиль <скрыто>, находится в собственности ФИО1 и зарегистрирован на нее в стране предыдущего проживания с 03.01.2018 года;

-выданное в отношении ФИО3 свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с отметкой УВМ УМВД России по Рязанской области от 31.07.2018 о постановке на учет участника Государственной программы.

19.04.2019 Московским таможенным постом Тульской таможни было принято решение об отказе в выпуске в свободное обращение вышеуказанного автомобиля, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку транспортное средство было зарегистрировано за ФИО1 в стране предыдущего проживания менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание её переселившейся на постоянное место жительства. Заявителю разъяснено, что для выпуска автомобиля в свободное обращение необходимо оплатить таможенные пошлины и налоги в размере 511270,79 рубля, а также сборы за таможенное оформление в размере 1000 рублей.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Московского таможенного поста Тульской таможни принято в соответствии с положениями международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

При этом суд исходил из того, что на момент рассмотрения административным ответчиком вопроса о выпуске в свободное обращение принадлежавшего ФИО1 автомобиля JEEP Patriot, совокупность условий, установленных подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к решению и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, отсутствовала, причитающиеся к уплате таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы административным истцом уплачены не были, условия выпуска товаров для личного пользования, установленные пунктом 2 статьи 262 ТК ЕАЭС, административным истцом не соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, по следующим мотивам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации указывает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Государственная программа).

Пунктом 44 Государственной программы определено, что участник программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное местожительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно положениям пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в силу с 1 января 2018 года, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

Пунктами 7 и 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что в случае, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Исходя из приведенных норм, правоотношения между декларантом и таможенным органом возникают с момента регистрации последним таможенной декларации.

По состоянию на 19.04.2019, то есть на день регистрации пассажирской таможенной декларации , поданной ФИО1 в отношении принадлежащего ей транспортного средства JEEP Patriot, действовал Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в законную силу 04.09.2018, в том числе и положения части 6 статьи 190, устанавливающей более жесткий срок, чем подпункт «б» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107.

В связи с этим, суд правильно указал, что при принятии оспариваемого решения таможенный орган правомерно применил Федеральный закон N 289-ФЗ, как нормативный акт, действовавший на день возникновения таможенных правоотношений, то есть обратной силы этому Закону административный ответчик не придавал.

Довод апеллянта о том, что более жесткий срок, о котором идет речь в подпункте «б» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 должен быть установлен законодательством государства-члена ЕАЭС до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, судебная коллегия отклоняет, как основанный на ошибочном толковании этой правовой нормы и противоречащий вышеуказанным положениям пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТК ЕАЭС срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.

В данном случае дата выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАС, является датой события, которое неизбежно должно наступить, с которым связывается окончание срока. Именно до этого события – до выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАС, транспортное средство должно находиться в собственности и быть зарегистрированным в стране предыдущего проживания на иностранное физическое лицо в течение 6 месяцев, либо более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена ЕАЭС, для выполнения условий освобождения от уплаты таможенных пошлин. Подобная конструкция описания этого срока применена и в части 6 статьи 190 Федерального закона N 289-ФЗ.

Согласно отметке на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы , ФИО1, как участник Государственной программы поставлена на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации в Рязанской области (выбранный субъект Российской Федерации в качестве территории вселения) 31.07.2018, эту дату таможенный орган обоснованно признал в качестве даты выдачи документа, подтверждающего признание участника Государственной программы переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

Автомобиль JEEP Patriot находился в собственности ФИО1 и был зарегистрирован за ней в стране предыдущего проживания с 03.01.2018 в течение менее 12 месяцев до даты получения документа, подтверждающего признание ее переселившейся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства - 31.07.2018 года.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был опубликован 04.08.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в "Собрании законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082, и вступил в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть с 04.09.2018 года.

Со дня официального опубликования – с 04.08.2018, вышеуказанный Федеральный закон был доступен для всеобщего сведения, тем самым государство обеспечило правовую определенность, предоставив возможность участникам таможенных правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и при необходимости совершить соответствующие действия в течении тридцати дней до вступления в силу этого нормативно-правового акта.

С 31.07.2018 до 04.09.2018 ФИО1 имела возможность подать таможенную декларацию с целью выпуска вышеуказанного транспортного средства в обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин на основании только подпункта «б» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107.

Доказательств подачи и регистрации такой декларации до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, административным истцом не представлено.

На 19.04.2019 - день регистрации пассажирской таможенной декларации , поданной ФИО1 в отношении принадлежащего ей транспортного средства <скрыто>, совокупность условий, установленных подпунктом «б» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, для освобождения от уплаты таможенных пошлин, отсутствовала.

При таком положении таможенный орган правомерно отказал в выпуске в обращение принадлежащего ФИО1 транспортного средства, указав, что оно подлежит выпуску в обращение по общим основаниям, то есть при условии уплаты таможенных платежей и таможенных сборов, в соответствии с пунктом 2 статьи 262 ТК ЕАЭС.

Приведенный в оспариваемом решении размер таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, исчисленных таможенным органом в отношении ФИО1, был проверен судом и признан верным, административным истцом не оспаривался.

Доводы апеллянта о стечении жизненных обстоятельств, затрудняющих подачу таможенной декларации в срок до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, в данном случае не позволяют признать незаконным оспариваемое решение административного ответчика, поскольку правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в индивидуальном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как правильно указал суд, оспариваемое решение таможенного органа соответствовало нормативно-правовым актам, совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствовала.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, верно установил обстоятельства имеющие значение для дела, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 02 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: