судья Кутушова Ю.В. № 33а-2515-2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск 29 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
по апелляционной жалобе Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния».
Исключить сведения о Благотворительном фонде помощи животным «Дворянская губерния» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» в доход бюджета муниципального образования г.Мурманск госпошлину в сумме 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области по доверенности ФИО6 и ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с иском к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» (далее – БФПЖ «Дворянская губерния», Фонд) о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Министерством юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Фонда неоднократно были вынесены предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации в связи с не представлением с 2015 года в нарушение статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» отчетов о своей деятельности, в том числе сведений о финансово-хозяйственной деятельности, ее содержании и результатах, в орган, принявший решение о его регистрации. Вместе с тем, административным ответчиком до настоящего времени нарушения законодательства не устранены в полной мере.
Ссылаясь на пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный истец просил суд ликвидировать Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» и исключить сведения о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с административного ответчика государственную пошлину.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Законный представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» - ФИО8 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» ФИО8, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает на то, что допущенные фондом нарушения закона не являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации. Характер допущенных фондов нарушений и вызванные ими последствия не являются настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации фонда.
Указывает, что фонд является действующей организацией, активно осуществляющей свою деятельность, оказывающей реальную информационную и юридическую помощь обратившимся в фонд гражданам и юридическим лицам. В частности, фондом были отправлены в Московский приют «БИМ» 2 медведя с Кольского пивоваренного завода, пристроены 5 коз, 5 коров, 3 теленка, куры, утки, голуби, находящиеся на территории завода.
Фонд оказывает помощь гражданам в составлении и направлении в правоохранительные органы заявлений по фактам жестокого обращения с животными, неоднократно выходил с предложениями о внесении изменений в закон Мурманской области «О содержании животных»
Отмечает, что именно фондом в лице ФИО8 - директора и ФИО9 – члена попечительского Совета проведено 2 митинга, которые анонсировались в средствах массовой информации, как мероприятия, проведенные фондом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством юстиции Российской Федерации по Мурманской области подано заявление о ликвидации Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» в связи с неоднократными нарушениями фондом положений закона.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу о том, что фонд осуществлял свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации, в связи с чем имеются основания для его ликвидации и исключения сведений о Благотворительном фонде помощи животным «Дворянская губерния» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вместе с тем, при разрешении спора судом не учтены положения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, что не позволило суду правильно определить круг лиц, участвующих в деле, в связи с чем допущено существенное нарушение норм процессуального права.
Так, на деятельность благотворительного фонда распространяются общие положения параграфа 7 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) « О некоммерческих организациях», в соответствии с которой для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд может быть ликвидирован по основаниям, установленным в статье 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом ликвидация фонда осуществляется с особенностями, установленными в статьях 18-19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) « О некоммерческих организациях».
В силу пункта 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда ( пункт 3 статьи 123.20 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 18 приведенного Федерального закона решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации( п. 3 ст. 18).
Исходя из анализа приведенных норм закона, учредители фонда являются заинтересованными лицами в деятельности данной организации. Поэтому при решении вопроса о ликвидации фонда затрагиваются права учредителей, как лиц, участвующих в создании и деятельности фонда.
Из материалов дела видно, что учредителями Благотворительного фонда помощи животным « Дворянская Губерния», являющегося юридическим лицом, являются: ФИО5 и ФИО10
Установлено, что учредители фонда не были поставлены в известность о наличии поставленного вопроса административным истцом о ликвидации фонда.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.
Однако при рассмотрении дела суд не разрешил вопрос в порядке статьи 47 названного Кодекса о привлечении в качестве заинтересованных лиц учредителей фонда, данные лица не входили в круг лиц, участвующих в деле.
Поскольку рассмотрением заявленных административным истцом требований о ликвидации юридического лица затрагиваются права, гарантии и обязанности учредителей, то по настоящему делу учредители должны быть привлечены в качестве заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела, суду надлежит устранить допущенные нарушения, правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применить нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения с соблюдением норм процессуального права разрешить спор по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 15 мая 2019 года отменить и административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи: