ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25151/2022 от 08.08.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Грибкова Т.В. Дело № 33а-25151/2022

г. Красногорск МО

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Фетисовой И.С., Мертехина М.В.,

при секретаре Зарапиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 августа 2022 года апелляционную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 24 января 2022 года по делу по административному исковому заявлению Ногинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богородского городского округа Московской области об оспаривании бездействия, возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Фетисовой И.С.,

Объяснения представителя Ногинской городской прокуратуры - Териной Н.Н.

установила:

Ногинский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богородского городского округа Московской области и просил:

- признать незаконным бездействие Администрации Богородского городского округа Московской области при осуществлении полномочий по организации охраны и содержанию особо охраняемых природных территорий местного значения (далее – ООПТ), в части уклонения от издания нормативных правовых актов, определяющих правовой статус ООПТ местного значения, положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий местного значения;

- обязать Администрацию в соответствии с Порядком организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 января 2010 года № 34/2, провести комплексное экологическое обследование территорий ООПТ местного значения: 1. Глуховский парк (город Ногинск); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (город Ногинск); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское), по результатам которого принять решение об организации, реорганизации или упразднении особо охраняемых природных территорий местного значения;

- обязать Администрацию разработать и утвердить правовые акты, определяющие правовой статус ООПТ местного значения – положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения, содержащие сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, в отношении следующих ООПТ местного значения: 1. Глуховский парк (город Ногинск); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (город Ногинск); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское);

- обязать Администрацию обеспечить финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий местного значения и проведение комплексного экологического обследования территорий ООПТ местного значения;

- обязать Администрацию поставить земли особо охраняемых природных территорий и их охранные зоны на государственный кадастровый учет;

- обязать Администрацию обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории в отношении ООПТ местного значения.

Требования мотивированы тем, что Ногинской городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства об ООПТ местного значения, в ходе которой выявлено ненадлежащее осуществление Администрацией полномочий по их охране и использованию. Установлено, что решением Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от 29 декабря 1992 года № 286/29 утвержден перечень природных заказников, других объектов природно-культурного исторического значения, а также рекреационных зон, подлежащих охране в Ногинском районе, однако сохранность указанного муниципального правового акта в полном объеме не обеспечена – приложение к указанному решению, содержащее перечень и описание границ ООПТ в архиве Богородского городского округа отсутствует, в связи с чем Администрацией по имеющимся рабочим материалам составлен перечень ООПТ местного значения, среди которых: 1. Глуховский парк (город Ногинск); 2. лесопарковый участок «Лесной орешник» (город Ногинск); 3. озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4. место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5. место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское); 6. территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 7. река Воря (сельское поселение Мамонтовское); 8. территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); 9. река Шерна (сельское поселение Мамонтовское); 10. территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское).

Данное решение Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от 29 декабря 1992 года № 286/29 является действующим, изменения в него не вносились, утвержденные ООПТ из указанного перечня не исключались. Между тем, до настоящего времени мероприятия по оформлению ООПТ местного значения Администрацией не проведены, нормативные правовые акты, устанавливающие режим их охраны, описывающие цели их создания и порядок использования, не приняты; категории ООПТ и их границы не определены; сведения о природных объектах особой охраны в государственный кадастр недвижимости не включены; нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, в том числе административные регламенты, не приняты; положения (паспорта) ООПТ не утверждены; как следствие, отсутствует полноценная информация о состоянии ООПТ местного значения.

За неимением достоверных, полных сведений о географическом положении и границах имеющихся ООПТ, созданы условия для нарушения правового режима их использования, что может привести к их фактической утрате, потере экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Также отсутствие сведений о границах и местоположении ООПТ местного значения создает препятствия для осуществления муниципального контроля в рассматриваемой сфере.

Прокуратурой по фактам выявленных нарушений 11 марта 2021 года внесено представление главе Богородского городского округа Московской области, по результатам рассмотрения которого Администрацией не приняты реальные меры по устранению нарушений закона. Таким образом, в настоящее время границы ООПТ местного значения на кадастровый учет не поставлены, сведения о них, как об ООПТ, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Прокурор указывает, что бездействие Администрации противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает права граждан на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об ООПТ в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих ООПТ, что может повлечь причинение вреда уникальной природе местных ООПТ в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 24 января 2022 года требования Ногинского городского прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Богородского городского округа Московской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране и использованию особо охраняемых природных территорий местного значения; возложена обязанность провести комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий местного значения: Глуховский парк (город Ногинск), лесопарковый участок «Лесной орешник» (город Ногинск), озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское), место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское), место произрастания редких растений (сельское поселение Буньковское), территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское), река Воря (сельское поселение Мамонтовское), территория «Озеро Луковое» (сельское поселение Мамонтовское), река Шерна (сельское поселение Мамонтовское), территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское), по результатам которого принять решение об их сохранении или подготовить заключение о необходимости их упразднения, а также в случае, если для их упразднения необходимо произвести затраты, – экономическое обоснование такового. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, Администрацией Богородского городского округа Московской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ногинской городской прокуратуры просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 6 статьи 226 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу статьи 52 названного Федерального закона установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (часть 3 статьи 2).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 4 статьи 2).

В силу пунктов 25, 30 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения регулирует Закон Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-0З «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области № 96/2003-0З особо охраняемой природной территорией местного значения признается участок земли, находящийся в собственности соответствующего муниципального образования Московской области, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которого установлен режим особой охраны.

Положением (паспортом) особо охраняемой природной территории областного или местного значения является правовой акт, утверждаемый соответственно Правительством Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

Статьей 8 Закона Московской области № 96/2003-0З отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере организации, охраны и использования ООПТ принятие решений об организации, реорганизации или упразднении особо охраняемых природных территорий местного значения; разработка и утверждение положения (паспорта) ООПТ местного значения; осуществление муниципального контроля в области охраны и использования ООПТ местного значения; осуществление сбора данных и их обновления, подготовки, утверждения и представления в уполномоченный орган сведений по ООПТ местного значения; осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Финансирование расходов на содержание ООПТ местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством (пункт 3 статьи 12 Закона Московской области № 96/2003-0З).

Постановлением Правительства Московской области от 26 января 2010 года № 34/2 утвержден Порядок организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Московской области (далее – Порядок № 34/2).

Порядок № 34/2 предусматривает организацию ООПТ местного значения как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового, при этом содержит запрет организация новых ООПТ местного значения на месте уже существующих ООПТ федерального, областного или местного значения. Организация ООПТ местного значения в этом случае может осуществляться только с одновременной реорганизацией существующей ООПТ таким образом, чтобы площади ООПТ не пересекались (пункты 6, 7).

ООПТ местного значения организуются на основании утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования Московской области схемы развития и размещения ООПТ местного значения в соответствии с документами территориального планирования Московской области и муниципальных образований Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений (пункт 8).

В целях организации ООПТ местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области разрабатывают обосновывающие материалы и проект положения (паспорта) ООПТ местного значения (пункт 9).

Для целей Порядка № 34/2 под комплексным экологическим обследованием территории понимается сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации, реорганизации, упразднения ООПТ местного значения, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации, реорганизации, упразднения ООПТ местного значения (пункт 2).

Согласно пункту 3 Порядка № 34/2 основным документом ООПТ местного значения для лечебно-оздоровительных местностей и курортов является положение, для иных категорий ООПТ местного значения – паспорт, требования к содержанию которых установлены пунктом 12 Порядка № 34/2.

По правилам пунктов 14 - 16 Порядка № 34/2 организация ООПТ местного значения и проект положения (паспорта) ООПТ местного значения должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; Правительством Московской области, если предполагается организация лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения; Министерством экологии и природопользования Московской области (за исключением организации лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения).

После получения согласований орган местного самоуправления муниципального образования Московской области принимает решение об организации ООПТ местного значения и утверждает положение (паспорт) ООПТ местного значения. Решение об организации ООПТ местного значения подлежит официальному опубликованию в соответствии с порядком, установленным уставом муниципального образования Московской области.

Сведения об организованной ООПТ местного значения вносятся в государственный кадастр ООПТ.

Реорганизация ООПТ местного значения, под которой понимается изменение ее границ, режима, категории, значения, – может осуществляться на основании утвержденной органом местного самоуправления муниципального образования Московской области схемы развития и размещения ООПТ местного значения в соответствии с документами территориального планирования Московской области и муниципальных образований Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений в порядке, предусмотренном пунктом 26 Порядка № 34/2 (пункты 24 - 25 Порядка № 34/2).

Основанием для упразднения ООПТ местного значения – в соответствии с пунктом 31 Порядка № 34/2 – являются необратимые разрушения природных комплексов и (или) объектов, для охраны которых она организована.

Порядок упразднения ООПТ местного значения предусмотрен пунктами 35-41 Порядка № 34/2.

Для упразднения ООПТ местного значения органы государственной власти Московской области, федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области, юридические лица, граждане и общественные объединения направляют предложение об упразднении ООПТ местного значения в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области, которым принималось решение об организации данной ООПТ, с приложением обоснования.

Орган местного самоуправления муниципального образования Московской области рассматривает поступившее предложение в течение одного месяца с даты регистрации и принимает решение о проведении комплексного экологического обследования ООПТ местного значения или об отказе в упразднении в связи с недостаточным обоснованием.

Комплексное экологическое обследование ООПТ местного значения для решения вопроса об упразднении проводится в сроки, оптимальные для изучения объектов охраны, и направлено на установление наличия объектов охраны, условий для их восстановления, а также иных объектов, нуждающихся в особой охране на территории муниципального образования Московской области.

Материалы комплексного экологического обследования территории включают рекомендации о целесообразности упразднения, сохранения или реорганизации ООПТ местного значения.

В целях проведения комплексного экологического обследования ООПТ местного значения орган местного самоуправления муниципального образования Московской области принимает решение о создании экспертной комиссии.

По результатам комплексного экологического обследования территории орган местного самоуправления муниципального образования Московской области принимает решение о сохранении ООПТ местного значения или готовит заключение о необходимости упразднения ООПТ местного значения, а также в случае, когда для упразднения ООПТ местного значения необходимо произвести затраты, - экономическое обоснование упразднения ООПТ местного значения.

Орган местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования территории, заключения о необходимости упразднения ООПТ местного значения и экономического обоснования упразднения с указанием необходимых затрат (в случае их необходимости) принимает решение об упразднении ООПТ местного значения и о внесении изменений в схему развития и размещения ООПТ местного значения.

Если ООПТ местного значения была организована по предложению органа государственной власти Московской области, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, решение об упразднении ООПТ местного значения принимается по согласованию с указанными органами.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Решением Малого совета Ногинского городского совета народных депутатов от 29 декабря 1992 года № 286/29 утвержден перечень природных заказников, других объектов природно-культурного исторического значения, а также рекреационных зон, подлежащих охране в Ногинском районе (пункт 1).

Поручено администрации Ногинского района подготовить программу работ по приведению документов в соответствие с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и другими нормативными документами по установлению режима охраны, определению организаций, на которые возлагается охрана природных объектов. Программу согласовать с комиссией по экологии и природопользованию и представить на рассмотрение Малого совета – в срок до 1 июля 1993 года (пункт 2).

Постоянной комиссии по экологии и природопользованию совместно с Комитетом по экологии и природопользованию подготовить предложения по финансированию работ для выполнения рассматриваемой программы на 1993 год за счет районного «Фонда охраны природы» и других источников – в срок до 1 апреля 1994 года (пункт 3).

Контроль за выполнением данного решения возложен на Постоянную комиссию по экологии и природопользованию (В. В. Ломейко) (пункт 4).

По сведениям Министерства экологии и природопользования Московской области, к полномочиям которого отнесено ведение кадастра ООПТ регионального значения, согласно Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2009 года № 106/5, по состоянию на 9 марта 2021 года на территории Богородского городского округа и городского округа Черноголовка Московской области расположены и функционируют четыре ООПТ областного значения: 1) государственный заказник областного значения «Черноголовский заказник» (положение об ООПТ утверждено постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2017 года № 232/10); 2) памятник природы областного значения «Озеро Бисерово» и его охранная зона; 3) памятник природы «Дендрологический парк «Волхонка» (паспорт ООПТ утвержден постановлением Правительства Московской области от 27 апреля 2016 года № 334/14); 4) государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьмы» (положение об ООПТ утверждено постановлением Правительства Московской области от 23 ноября 2016 года № 864/41).

Границы и режим особой охраны указанных ООПТ внесены в ЕГРН в качестве общедоступных сведений о зонах ООПТ. Осуществление управления ООПТ областного значения, постановка их границ на кадастровый учет, а также государственного надзора на таких территориях проводится отделом по работе с природными территориями и Восточным отделом управления государственного экологического надзора Министерства соответственно. Решения об изменении границ, режима или ликвидации ООПТ в 2019, 2020, 2021 годы не принимались.

Кадастр ООПТ местного значения актуализирован Министерством в 2020 году, по имеющейся информации на территории Богородского городского округа и городского округа Черноголовка Московской области созданы и функционируют десять ООПТ местного значения, которые утверждены Решением № 286/29: 1) Глуховский парк (город Ногинск); 2) лесопарковый участок «Лесной орешник» (город Ногинск); 3) озеро «Боровое» (сельское поселение Буньковское); 4) место гнездовья аистов (сельское поселение Буньковское); 5) место произрастания редких растений (купальница, хохлатка и др.) (сельское поселение Буньковское); 6) территория «Ямы» (сельское поселение Мамонтовское); 6) река Воря (низовья реки Воря и Шерна Ногинского мехлесхоза) (сельское поселение Мамонтовское); 8) территория «Луковое» (сельское поселение Мамонтовское); река Шерна (от устья реки Дубенки до устья реки Боровой) (сельское поселение Мамонтовское); 9) территория «Светлые болота» (сельское поселение Ямкинское).

В Богородском городском округе осуществлен государственный кадастровый учет в отношении территории «Глуховский парк» – земельный участок с кадастровым номером 50:16:0301004:5611, площадью 47 931 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.

Земельный участок, в состав которого входит территория «Озеро Боровое», поставлен на кадастровый учет в составе земель Министерства обороны Российской Федерации, – земельный участок с кадастровым номером 50:16:0401057:7, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения нужд обороны.

Приложение к Решению № 286/29 с описанием границ ООПТ местного значения в архиве Богородского городского округа отсутствует, в Министерство не представлен, перечень ООПТ местного значения составлен по имеющимся рабочим материалам.

В сентябре 2020 года Администрацией направлен запрос о наличии/ отсутствии в архиве управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – управление Росреестра по Московской области) Решения № 286/29. Согласно полученному ответу указанный документ отсутствует на хранении в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В марте 2021 года Прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией законодательства об ООПТ местного значения, в ходе которой установлено, что мероприятия по оформлению ООПТ местного значения не проведены, нормативные правовые акты, устанавливающие режим охраны ООПТ местного значения, описывающие цели создания, порядок использования таких объектов, – не приняты, категории ООПТ и их границы – не определены, сведения о природных объектах особой охраны в государственный кадастр недвижимости – не включены, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, в том числе административные регламенты, – не приняты, положение (паспорта) ООПТ – не утверждены.

По фактам выявленных нарушений Прокуратурой 11 марта 2021 года внесено представление главе Богородского городского округа Московской области о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих – в течение месяца со дня внесения представления.

По состоянию на 7 декабря 2021 года представление не исполнено – действия по устранению выявленных нарушений законодательства об ООПТ административным ответчиком не предпринят.

Суд первой инстанции установил, что мероприятия по надлежащему оформлению ООПТ местного значения в соответствии с Решением № 286/29 до настоящего времени не проведены. Отсутствие в архиве Богородского городского округа Московской области приложения к Решению № 286/29, содержащего перечень и описание границ ООПТ местного значения, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» по обеспечению сохранности указанного муниципального правового акта в полном объеме.

Суд указал, что факты планирования к проведению комплексного экологического обследования ООПТ местного значения, рассмотрения коммерческих предложений и предусмотренного в бюджете Богородского городского округа Московской области на 2022 год финансирования мероприятий, требуемых для принятия решения об их сохранении или упразднении, документально не подтверждены, в связи с чем не могут свидетельствовать об исполнении Администрацией предписания Прокурора.

Учитывая установленные по административному делу обстоятельств, суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией обязанностей по охране и использованию ООПТ местного значения, предусмотренных в приведенных нормативных правовых актах, что свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии, нарушающем и создающем препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов неопределенного круга лиц (граждан, организаций, иных лиц), в защиту которых Прокурором предъявлено административное исковое заявление, а также возможность незаконного возложения на них каких-либо обязанностей.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд возложил на Администрацию обязанность провести комплексное экологическое обследование утвержденных Решением № 286/29 ООПТ, по результатам которого принять решение об их сохранении или подготовить заключение о необходимости их упразднения, а также в случае, если для их упразднения необходимо произвести затраты, экономическое обоснование такового.

Принимая во внимание приведенный порядок организации (реорганизации, упразднения) ООПТ, установленную при этом последовательность действий органа местного самоуправления, а также требование об исполнимости судебного решения, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика и пришел к выводу о преждевременности требований о возложении иных обязанностей, заявленных в административном иске, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в указанной части.

Судебная коллегия находит выводы судов вытекающими из правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием и фактическими обстоятельствами административного дела, установив, что мероприятия по надлежащему оформлению ООПТ местного значения в соответствии с Решением № 286/29 до настоящего времени не проведены, нормативные правовые акты, устанавливающие режим охраны ООПТ местного значения, описывающие цели создания, порядок использования таких объектов, не приняты, категории ООПТ и их границы не определены, сведения о природных объектах особой охраны в государственный кадастр недвижимости не включены, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, в том числе административные регламенты, не приняты, положение (паспорта) ООПТ не утверждены, суд верно констатировал, что Администрацией надлежащих мер по определению и выделению границ территорий ООПТ для целей внесения их в ЕГРН, а также утверждению Положения об особо охраняемой природной территории не предпринято.

Внесение в информационные системы и Генеральный план Богородского городского округа Московской области сведений о предполагаемых границах ООПТ не свидетельствует об отсутствии неправомерного бездействия Администрации, поскольку весь необходимый комплекс мероприятий по определению границ ООПТ местного значения, разработке положения (паспорта) ООПТ и внесения сведений о них в ЕГРН не проведен.

Иных действий Администрацией для устранения имеющихся нарушений, связанных с использованием особо охраняемой природной территории не предпринято.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о допущенном Администрацией бездействии, влекущем нарушение неопределенного круга лиц, являются правильными, а постановленный судебный акт законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы администрации сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи