ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-251/20 от 29.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Суворова С.М. Дело № 33а-251/2020

УИД 26RS0029-01-2019-007929-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 3 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.,

судей Строчкиной Е.А., и Шишовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Винниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 марта 2019 года

административное дело по апелляционной жалобе администрации города Пятигорска

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 4 декабря 2019 года

по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Пятигорска, МУ «Управление образования администрации города Пятигорска», муниципальному бюджетному детскому образовательному учреждению детскому саду № 2 «Кораблик» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей совершить определённые действия,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

определила:

заместитель прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд настоящим административным иском, указав, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с трагическими событиями, произошедшими 17.10.2018 года в Керченском политехническом колледже, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях города Пятигорска, в ходе проведения которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МБДОУ ДС № 2 «Кораблик». Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В МБОУ детский сад № 2 «Кораблик» охрана осуществляется сторожем. Выявленное нарушение свидетельствуют о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий, в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций. В 2019 году в адрес администрации города Пятигорска вносилось представление об устранении выявленных нарушений, которое было удовлетворено, но необходимые на их устранение до сих пор не выделены.

Уточнив требования, просил признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска и МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» в части не устранения нарушений требований пп. «г» п. 18, пп. «е» п. 20, п. 23 Постановления № 1235 по не обеспечению МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» круглосуточной физической охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета; возложить на администрацию города Пятигорска обязанность в срок до 1 января 2020 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ «Управление образования администрации города Пятигорска» для заключения МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска, договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; возложить на МУ «Управление образования администрации города Пятигорска» обязанность не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска; обязать МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 4 декабря 2019 года административное исковое заявление заместителя прокурора города Пятигорска удовлетворено частично. Суд решил:

признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска в части неустранения нарушений требований пп. «г» п. 18, пп. «е» п. 20, п. 23 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», выразившихся в необеспечении МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска круглосуточной физической охраной объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета.

В части признания незаконным бездействие МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» по неустранению нарушений требований пп. «г» п. 18, пп. «е» п. 20, п. 23 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», выразившихся в необеспечении МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска круглосуточной физической охраной объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета, отказать.

Обязать администрацию города Пятигорска до апреля 2020 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ «Управление образования администрации города Пятигорска» для заключения МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций, а в удовлетворении требования о возложении указанной обязанности обеспечить выделение дополнительного целевого финансирования в срок до 1 января 2020 года - отказать.

Возложить на МУ «Управление образования администрации города Пятигорска» обязанность в течение одного месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска.

Обязать МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска в течение трёх месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, в удовлетворении требования о возложении указанной обязанности заключить договор в течение одного месяца - отказать.

Администрация города Пятигорска с решением суда не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152, части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., полагавшую решение суда законное и отмене не подлежит, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

На основании пунктов 1 и 2 Постановления № 1235, которое вступило в законную силу с 21 октября 2017 года, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория). Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, Единые организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

Подпункт «г» пункта 18 Постановления № 1235 разъясняет, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

При этом пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт «е» пункта 20 Постановления № 1235).

Как установлено судом, прокуратурой города Пятигорска в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка исполнения требований Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление № 1235) в части обеспечения безопасности жизни и здоровья, обучающихся и работников МБДОУ детский сад № 2 «Кораблик» города Пятигорска, расположенного по адресу: <адрес>

Проверкой установлено, что в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 «Колобок» города Пятигорска, расположенном по адресу: город Пятигорск, пр. Советской Армии 21-а, охрана осуществляется сторожем.

Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения.

Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья воспитанников и воспитателей образовательного учреждения.

Судом установлено, что прокуратурой города Пятигорска в 2019 году главе города вносилось представление об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, которое было рассмотрено с участием главы города Пятигорска и удовлетворено, при этом до настоящего момента муниципальным общеобразовательным учреждениями города и органами местного самоуправления не приняты должные меры по обеспечению Учреждения круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета.

Таким образом, администрацией города, которая является учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.

Разрешая спор, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора в части признания незаконным бездействия администрации города Пятигорска незаконным.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у прокуратуры города Пятигорска отсутствовали законные основания для проведения проверки поскольку не поступали обращения о нарушениях закона, являются несостоятельными, поскольку в прокуратуру города неоднократно поступали обращения граждан, на основании которых прокуратурой города проводились проверки, кроме того, органы прокуратуры наделены полномочиями по проверке исполнения законов, не только на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, а также не ограничена компетенция прокурора в решении вопроса о наличии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

В данном случае основанием для проведения проверки соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях города Пятигорска, послужило задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с трагическими событиями, произошедшими 17.10.2018 в Керченском политехническом колледже.

Кроме того несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что исковое заявление прокурора, подлежало оставлению без рассмотрения, поскольку подписано лицом (заместитель прокурора города Игнатиади А.С.), не имеющим полномочий по его подписанию или предъявления иска в суд. Однако закон о прокуратуре не разграничивает полномочий прокурора и его заместителей (статья 16). Согласно статье 28 Закона, прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: