ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25287/2016 от 20.09.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Клинков А.Н. Дело № 33а-25287/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2016 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.,

судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,

по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,

при секретаре < Ф.И.О. >11

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бордюжа < Ф.И.О. >12 об оспаривании решения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в части отказа во включении в сводный список претендентов на денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >13 на решение Динского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству труда и социального развития /ранее Министерство социального развития и семейной политики/ Краснодарского края об оспаривании решения ответчика в части отказа на включение в сводный список на денежную выплату, на приобретение или строительство жилого помещения, указав, что она является инвалидом 3 группы и вдовой участника Венгерских событий 1956 г., и приравнена законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. к вдовам участников Великой Отечественной войны. Ее муж ФИО2 проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии в Венгерской ССР, принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа с <...> г. по <...>. Во время Венгерских событий муж был контужен, а <...> г. он умер. Полагает, что на основании Закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» она имеет право на льготы, предусмотренные ст.21-ФЗ «О ветеранах», в том числе на получение в первоочередном порядке благоустроенного жилья. Однако уведомлением от 25 декабря 2014 г. Министерство труда и социального развития Краснодарского края отказало ей во включении в сводный список претендентов на денежную выплату, на приобретение или строительство жилого помещения, как вдове участника Великой Отечественной войны, сославшись на то, что она, как вдова участника Венгерских событий 1956г., включена в другую категорию первоочередников и поэтому не может быть включена в сводный список по категории - вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Считая указанное решение Министерства незаконным, административный истец просила суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить её в сводный список претендентов на получение денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по категории - вдова умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в возражениях на административное исковое заявление просил в иске отказать.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2016 года признан незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края во включении Бордюжа < Ф.И.О. >14 в сводный список претендентов на денежную выплату на приобретение или строительство жилья на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 /с изменениями от 09 января 2010 г./ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить ФИО1 в сводный список претендентов на денежную выплату на приобретение или строительство жилья на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. /с изменениями от 09 января 2010г./ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», по категории -вдова умершего ветерана боевых действий.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель административного ответчика - заместитель министра труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >15., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в Венгрии, однако на указанную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не распространяется. Полагает, что оснований для предоставления ФИО1 мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не имеется. Также указывает, что судом ошибочно определена категория претендента на денежную выплату - вдова умершего ветерана боевых действий вместо вдовы участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в Венгрии.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ФИО1, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения, мотивируя это тем, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >16. просила решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы.

Административный истец ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из обстоятельств дела, Бордюжа < Ф.И.О. >17 принимал участие в подавлении контртеррористического мятежа в Венгерской ССР в период с <...> г. по <...> г.

Согласно копии удостоверения участника Великой Отечественной войны серия <...>, выданного Сусуманским райвоенкоматом <...> г., ФИО2 имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР для участников Великой Отечественной войны.

Указанное обстоятельство также подтверждается справкой начальника управления социального обеспечения Государственной администрации города Тирасполя от <...> года №<...>, согласно которой Бордюжа < Ф.И.О. >18 являлся участником Великой Отечественной войны.

Нахождение в браке ФИО2 с истицей ФИО1 подтверждается копией свидетельства о заключении брака, имеющееся в материалах дела.

<...> г. ФИО2 умер. На день смерти он являлся ветераном по возрасту.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №» 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас /отставку/, проходившие военную службу /включая воспитанников воинских частей и юнг/ либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах /на территориях/ и в обороне городов, указанных в разделе I и II, в том числе боевых действиях в Венгрии в 1956 году, распространяется действие статей 2 /ветераны Великой Отечественной войны/ и 4 /инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий/ Федерального закона «О ветеранах».

Из анализа указанных норм следует, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.

При этом в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах» установлено, что на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах /на территориях/, указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 /ветераны боевых действий/ и 4 /инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий/ названного Федерального закона.

Статьёй 21 Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших /умерших/ инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего /умершего/, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца /имеющим право на ее получение/ в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе, следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших /умерших/ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших /умерших/ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших /умерших/ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших /умерших/ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Ввиду того, что ФИО1 встала на учет как нуждающаяся в жилом помещении до 01 января 2005 г., то изменения, внесенные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 16.12.2009г. в ст.21 ФЗ «О ветеранах» о том, что члены семей погибших /умерших/ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005г. об обеспечении жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, на неё не распространяются.

Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших /умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Отсюда следует, что Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 распространяет свое действие и на ФИО1, ставшую на учет до 01.01.2005г.

Согласно представленным документам, своего жилья ФИО1 не имела при подаче заявления о постановке на учет как нуждающейся в жилье, так и не имеет на данный момент.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований ФИО1

Вместе с тем, суд первой инстанции, правомерно признавая незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края во включении Бордюжа < Ф.И.О. >19 в сводный список претендентов на денежную выплату на приобретение или строительство жилья на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г., ошибочно указал, что ФИО1 имеет право на денежную выплату по категории - вдова умершего ветерана боевых действий, тогда как она в действительности она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Динского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2016 года изменить во втором абзаце резолютивной части в части формулировки вместо категории «вдова умершего ветерана боевых действий» указать «вдова ветерана Великой Отечественной войны».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края < Ф.И.О. >20 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 23.09.2016 года