ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-253/19 от 31.01.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-253/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 31 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Астапенко С.А. и Морозовой С.Г.

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Всеволожского городского прокурора о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения прокурора Махмудова Э.Т., а также представителя административного ответчика администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица автономного муниципального учреждения «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ФИО1, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

28 декабря 2017 года администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято постановление №3498 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее-постановление от 28.12.2017 №3498).

Пунктом 1 постановления от 28.12.2017 №3498 утвержден Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее-Административный регламент).

Пунктами 2 и 3 названного постановления предусмотрено, что оно подлежит официальному опубликованию в газете «Всеволожские вести» и размещению на официальном сайте администрации в сети Интернет; постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя главы администрации по экономике, градостроительству и имущественным вопросам ФИО4 (пункт 4 постановления от 28.12.2017 №28).

Пунктом 1.2 Административного регламента определено, что муниципальная услуга предоставляется в отношении земельных участков, находящихся в собственности МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В пункте 1.3 Административного регламента указано, что предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее-орган местного самоуправления, Администрация) с участием автономного муниципального учреждения «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> (далее-АМУ ЦМУ ВМР).

Об участии АМУ ЦМУ ВМР в осуществлении поименованной муниципальной услуги указано также в следующих пунктах Административного регламента: 1.4.2; 1.9; 2.3; 2.19.1; 2.21; 2.22; 4.1; 4.3.2; 4.3.3; 4.3.4; 4.3.5; 4.4.1; 4.4.3; 4.4.4; 4.5.1; 4.5.2; 4.5.3; 4.5.5; 4.6.1; 4.6.2; 4.7.1; 5.1; 5.3; 5.4.

Кроме этого, подпунктом 7 пункта 4.3.3 Административного регламента предусмотрено, что специалист УАиГ, АМУ ЦМУ ВМР, ответственный за прием документов, осуществляет следующие действия в ходе личного приема заявителя, а именно: принимает решение о приеме у заявителя заявления и представленных документов, либо об отказе в приеме по основаниям, установленным п.2.11 Административного регламента.

Если заявитель обратился путем направления почтового отправления, специалист УАиГ, АМУ «ЦМУ» ВМР, ответственный за прием документов не позднее дня, следующего за днем поступления заявления и документов, отправляет заявителю уведомление с описью принятых документов и указанием об отказе в приеме документов по основаниям, установленным п.2.11 Административного регламента (подпункт 4 пункта 4.3.4 Административного регламента).

Всеволожский городской прокурор обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации».

В обоснование требований указано, что ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена возможность реализации полномочий органов местного самоуправления (по оказанию муниципальных услуг по оформлению прав на землю) автономными муниципальными учреждениями. Отсутствует и муниципальный нормативный правовой акт, который наделил бы АМУ ЦМУ ВМР указанными полномочиями. АМУ ЦМУ ВМР является автономным учреждением, цели создания которых четко определены в ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и не предусматривают возможности создания автономного учреждения для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных правоотношений. Соответственно, включение в административный регламент оказания муниципальных услуг АМУ ЦМУ ВМР является неправомерным. Несмотря на то, что администрация Всеволожского муниципального района Ленинградской области в письме от 06.07.2018 признала обоснованность требований прокурора, изложенных в протесте, в оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт до настоящего времени изменения не внесены.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменные пояснения.

Представитель заинтересованного лица АМУ ЦМУ ВМР ФИО1 возражала против удовлетворения требований прокурора по доводам, приведенным в письменных пояснениях представителя административного ответчика.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказано.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, повторно изложив позицию, изложенную в административном иске, сославшись на положения областных законов от 28.12.2015 №141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области», от 22.12.2015 №137-оз «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области», в соответствии с которыми, по мнению прокурора, органами местного самоуправления реализуются государственные полномочия в сфере земельных правоотношений. Согласно позиции прокурора, включение АМУ ЦМУ ВМР в административный регламент оказания муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений противоречит ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», главам V.I, V.2,V.3,V.4,V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.5 ст.2, ч.1 ст.15, ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Прокурор отметил, что несоответствие организационно-правовой формы АМУ ЦМУ ВМР оказываемым услугам не оспаривается и признается административным ответчиком. Являются необоснованными и выводы суда о том, что принятие оспариваемого постановления не нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Так, по мнению прокурора, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, поскольку услуги, оказываемые АМУ ЦМУ ВМР, являются платными и оказываются за счет средств заявителя, что свидетельствует о прямом нарушении прав граждан.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Махмудов Э.Т. доводы апелляционного представления поддержал.

В возражениях представитель администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора-без удовлетворения. В возражениях, в частности отражено, что доводы прокурора о том, что АМУ ЦМУ ВМР не наделено полномочиями по осуществлению муниципальных услуг, соответствуют действительности, так как названное учреждение создано для участия в предоставлении органом местного самоуправления муниципальных услуг. Доводы относительно типа учреждения не могут являться основаниями к признанию нормативного правового акта недействующим. При этом, тип учреждения, которое может быть создано для участия в предоставлении муниципальных услуг, Федеральным законом №210-ФЗ не определен. Исходя из содержания Административного регламента, возможности заявителя обратиться как в администрацию района, так и в АМУ ЦМУ ВМР, МФЦ, либо через ЕПГУ ЛО, то ссылка прокурора на наличие коррупциогенного фактора, необоснованна. Доводы о том, что АМУ ЦМУ ВМР наделено лишь правом по предоставлению услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, не основаны на положениях Устава учреждения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица АМУ ЦМУ ВМР ФИО1 доводы, изложенные в возражении поддержала, полагала решение суда законным и обоснованным.

Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд в решении указал, что Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее-Федеральный закон №210-ФЗ) предусмотрена возможность участия учреждения в предоставлении муниципальных услуг, в частности, для выполнения отдельных административных процедур. Тип учреждения, которое может быть создано для участия в предоставлении муниципальных услуг, Федеральным законом №210-ФЗ, не установлен. Решение о предоставлении услуги принимает орган местного самоуправления. Проанализировав положения Устава АМУ ЦМУ ВМР, Административного регламента, суд пришел к выводу о том, что АМУ ЦМУ ВМР является лицом, участвующим в предоставлении муниципальной услуги, что согласуется с п.2 ст.1, п.2 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ. АМУ ЦМУ ВМР не принимает самостоятельно решений, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги; участие АМУ ЦМУ ВМР в предоставлении муниципальной услуги ограничено принятием и регистрацией заявления и документов, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно, формированием пакета документов, проверке на соответствие требованиям законодательства, направлением запросов, подготовкой проекта результата муниципальной услуги и его выдачи, что не противоречит п.2 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ; АМУ ЦМУ ВМР осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием.

Судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что АМУ ЦМУ ВМР вправе участвовать в оказании муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ» и соответственно, является правомерным указание в Административном регламенте о предоставлении названному автономному муниципальному учреждению полномочий по участию в осуществлении ряда административных процедур, по следующим основаниям.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 №1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которыми не предусмотрена возможность участия каких-либо организаций или учреждений в процедуре предоставления земельного участка для поименованных целей.

Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее-Федеральный закон №174-ФЗ) определено правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам (часть 1 статьи 1). Для автономных учреждений, осуществляющих деятельность в сферах, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, федеральными законами могут определяться особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 1).

В части 1 статьи 2 Федерального закона №174-ФЗ определено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными "законами" (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Анализ действующего законодательства показывает, что иные сферы, в которых могут быть созданы автономные учреждения, перечислены в ст.ст.6.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 35 Кодекса водного транспорта Российской Федерации, статье 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», статье 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», статье 20 Федерального закона от 22.08.1995 №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также в статье 2 Федерального закона №210-ФЗ.

Федеральный закон №210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления)(часть 1 статьи 1).

В части 2 статьи 1 Федерального закона №210-ФЗ оговорено, что действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

В статье 2 Федерального закона №210-ФЗ приведен понятийный аппарат, используемый в настоящем Федеральном законе.

Так, в пункте 5 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ указано, что под многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг понимается организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

В пункте 8 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ определено, что под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией понимается - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Обязанности подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, приведены в части 2 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ.

Таким образом, исходя из системного анализа перечисленных норм Федерального закона №210-ФЗ следует, что подведомственная органу местного самоуправления организация, участвующая в предоставлении муниципальных услуг, может быть создана в виде муниципального учреждения либо унитарного предприятия в любой из организационно-правовых форм, перечисленных в ст.ст.113, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации без ограничений (в отличие от МФЦ, который может быть создан только в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющегося автономным учреждением), что специально оговорено в ст.2 Федерального закона №210-ФЗ).

При этом, согласно ст.123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Как следует из материалов дела, АМУ ЦМУ ВМР создано постановлением администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 02.11.2004 №4867 «О создании муниципального учреждения «Агентство земельно-имущественных отношений»; постановлением администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.12.2007 №5384 изменен тип учреждения с созданием автономного муниципального учреждения «Многофункциональный центр» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Постановлением администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 22.04.2017 №744 наименование учреждения изменено на автономное муниципальное учреждение «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (АМУ ЦМУ ВМР).

Согласно Уставу, АМУ ЦМУ ВМР является автономным учреждением, некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального района в сфере земельных, имущественных правоотношений, а также в иных сферах деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и переданных отдельных государственных полномочий.

Основной целью деятельности учреждения является участие в реализации полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения и предоставления муниципальных услуг (п.2.1 Устава АМУ ЦМУ ВМР),

Предметом деятельности является участие в предоставлении муниципальных услуг по запросам заявителей, межведомственное информационное взаимодействие (п.2.2 Устава).

К основным видам деятельности учреждения относятся, в том числе, участие в предоставлении муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п.2.3 Устава).

Решением совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 19.05.2016 №37 утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми для предоставления муниципальных услуг муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и оказываются за счет средств заявителей».

Постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 22.06.2016 №1347 АМУ ЦМУ ВМР наделено функциями по предоставлению услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

Установлено, что АМУ ЦМУ ВМР осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, которое ежегодно формируется и утверждается учредителем на основании постановлений администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 06.11.2015 №2803 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», от 22.12.2016 №3205 «Об утверждении ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями Всеволожского района Ленинградской области».

В соответствии с муниципальным заданием АМУ ЦМУ ВМР выполняются: прием и рассмотрение заявлений и представленной документации; выдача распоряжения; формирование и направление запросов по межведомственному взаимодействию; подготовка градостроительных планов земельных участков.

Таким образом, АМУ ЦМУ ВМР согласно Устава, в соответствии с приведенными муниципальными актами, является учреждением, которое участвует в предоставлении муниципальных услуг, в том числе в сфере земельных и имущественных отношений.

Таким образом, указание о том, что АМУ ЦМУ ВМР участвует в предоставлении муниципальной услуги в оспариваемом Административном регламенте не противоречит названным муниципальным актам и не свидетельствует о наделении данного учреждения властными полномочиями по оказанию муниципальной услуги.

Наделение АМУ ЦМУ ВМР полномочиями по участию в предоставлении муниципальной услуги в оспариваемом Административном регламенте не противоречит положениям ч.1 ст.2 Федерального закона №174-ФЗ, ч.2 ст.1, ст.2, ч.2 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ, так как из системного анализа поименованных федеральных норм следует, что организации, участвующие в предоставлении муниципальных услуг могут быть созданы в организационно-правовой форме автономного муниципального учреждения.

Поэтому судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый Административный регламент в той части, в которой определяет полномочия АМУ ЦМУ ВМР как учреждения, участвующего в предоставлении соответствующей муниципальной услуги не противоречит ни приведенному федеральному законодательству, ни названным муниципальным актам. Следовательно, в указанной части в удовлетворении требований прокурора отказано правомерно.

С учетом изложенного, суждение прокурора о том, что несоответствие организационно-правовой формы АМУ ЦМУ ВМР является основанием для признания недействующим оспариваемого муниципального нормативного правового акта, не может быть признано правомерным, как основанное на неверном толковании норм права в указанной сфере правового регулирования.

В данной части судебная коллегия обращает внимание прокурора на положения части 14 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которой установлено, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных "частью 1 статьи 2" Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего Федерального закона) и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года на основании настоящей статьи без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами. Полномочия наблюдательных советов таких учреждений прекращаются с 1 января 2012 года.

Толкование примененных судом положений федерального законодательства и муниципальных актов согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2013 №12-08-06/44036.

Не может согласиться судебная коллегия и со ссылками прокурора на положения областных законов от 22.12.2015 №137-оз, от 28.12.2015 №141-оз, так как названные областные законы в соответствии со ст.2 областного закона Ленинградской области от 25.12.2018 №141-оз «О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, и признании утратившими силу некоторых областных законов» признаны утратившими силу (вступил в силу с 01.01.2019).

Необоснован довод прокурора о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного п/п «а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, так как в Административном регламенте отсутствует указание, что действия АМУ ЦМУ ВМР по участию в предоставлении муниципальной услуги подлежат оплате заявителями.

Оплата же действий АМУ ЦМУ ВМР по оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг регламентирована иными муниципальными нормативными актами, которые не оспариваются в рамках настоящего административного дела.

В тоже время, судебная коллегия считает, что пункт 1.2 Административного регламента в той части, в которой названный пункт предоставляет право администрации муниципального района оказывать муниципальную услугу в отношении земельных участков, расположенных на территории городских поселений и государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует действующему законодательству, по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На основании статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 25.12.2018 №141-оз прекращено с 01 января 2019 года осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) отдельных полномочий, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений соответствующего муниципального района, которыми органы местного самоуправления были наделены областным законом от 28 декабря 2015 года N 141-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области", в связи с наступлением обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий органов государственной власти Ленинградской области становится нецелесообразным.

Из названных федеральных и региональных норм следует, что на момент рассмотрения настоящего административного дела муниципальный район не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского поселения и государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно, администрация муниципального района не вправе оказывать муниципальную услугу по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков расположенных на территориях городских поселений в целях, предусмотренных пунктом 1 ст.39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поэтому, пункт 1 постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 в части утверждения пункта 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит признанию недействующим (как принятый с нарушением полномочий) в той части, в которой названным пунктом предусмотрено, что муниципальная услуга предоставляется в отношении земельных участков, расположенных на территории городских поселений и государственная собственность на которые не разграничена.

Также, подлежит признанию недействующим пункт 1 постановления администрации Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части утверждения подпункта 7 пункта 4.3.3 и подпункта 4 пункта 4.3.4 Административного регламента в той части, в которой поименованными подпунктами специалистам автономного муниципального учреждения «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (АМУ ЦМУ ВМР) предоставлено право разрешать вопрос о принятии или об отказе в принятии заявлений, поскольку ни действующим федеральным законодательством, ни региональными или муниципальными актами, учреждение, участвующее в оказании муниципальных услуг, не наделено какими-либо властными полномочиями по оказанию услуг(в том числе и полномочиями по разрешению вопроса о принятии заявления об оказании муниципальной услуги).

С учетом положений п.1 ч.2, п.1 ч.4 ст.215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», того обстоятельства, что положения настоящего муниципального нормативного правового акта применялись, судебная коллегия считает, что указанные муниципальные нормы подлежат признанию недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года в части отказа в удовлетворении административного иска Всеволожского городского прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации» в части утверждения пункта 1.2, подпункта 7 пункта 4.3.3, подпункта 4 пункта 4.3.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, отменить.

В указанной части вынести новое решение, которым:

-признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 в части утверждения пункта 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, в той части, в которой названным пунктом предусмотрено, что муниципальная услуга предоставляется в отношении земельных участков, расположенных на территории городских поселений и государственная собственность на которые не разграничена;

-признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 постановления администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2017 №3498 в части утверждения подпункта 7 пункта 4.3.3, подпункта 4 пункта 4.3.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации в той части, в которой поименованными подпунктами специалистам автономного муниципального учреждения «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (АМУ ЦМУ ВМР) предоставлено право разрешать вопрос о принятии или об отказе в принятии заявлений.

В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи