ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-253/2017 от 26.01.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Михайлова И.Г.

Дело № 33а-253/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Гончаровой Н.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 26 января 2017 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 14 ноября 2016 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Усть-Камчатском районе Камчатского края к ФИО4 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени со страхователя, прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя – удовлетворить.

Взыскать с ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Усть-Камчатском районе Камчатского края недоимку по страховым взносам и пени за 2014 год согласно неисполненному требованию от 28 марта 2016 года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>, из них:

- <данные изъяты>. – на страховую часть трудовой пенсии на код бюджетной классификации – ;

- <данные изъяты>. пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2014 год, период начисления пени с 2 апреля 2015 года по 28 января 2016 года на код бюджетной классификации – .

Взыскать с ФИО4 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Усть-Камчатском районе Камчатского края ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Камчатском районе Камчатского края (далее – УПФР в Усть-Камчатском районе) обратилось с административным иском к ФИО4 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2014 год согласно неисполненному требованию от 28 марта 2016 года в размере <данные изъяты>., из них <данные изъяты>. - недоимка на страховую часть трудовой пенсии, <данные изъяты>. - пени, начисленные на недоимку за период со 2 апреля 2015 года по 28 января 2016 года.

Представитель административного истца УПФР в Усть-Камчатском районе ФИО6 в судебном заседании требования поддержал.

Административный ответчик ФИО4 участия в судебном заседании не принимала, представила возражения на иск.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит судебное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в иске. Указала, что недоимка рассчитана на основе сведений о нарушении ею сроков предоставления декларации о доходах в Межрайонную ИФНС № 3 по Камчатскому краю. Вместе с тем судом не принято во внимание, что 16 апреля 2016 года она ошибочно направила отчетность, подлежащую представлению в Межрайонную ИФНС № 3 по Камчатскому краю, в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому. 29 апреля 2016 года отчетность была ей возвращена с разъяснением о необходимости ее представления по месту регистрации, после чего она отправила отчетность в Межрайонную ИФНС № 3 по Камчатскому краю. Указанное подтверждается решением Межрайонной ИФНС № 3 по Камчатскому краю № 613 от 15 августа 2016 года о наложении на нее штрафа в размере <данные изъяты> руб. за непредставление в срок до 30 апреля 2016 года налоговой декларации. Полагает, что при таких обстоятельствах страховые взносы не могут быть рассчитаны исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник УПФР в Усть-Камчатском районе ФИО7 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения. Указала, что по сведениям Межрайонной ИФНС № 3 по Камчатскому краю от 5 октября 2016 года сведения о доходах ФИО4 за 2014 год в налоговый орган не предоставлялись. Утверждение административного ответчика о предоставлении отчетности за 2014 год в мае 2016 года не соответствует действительности.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом РФ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ.

В силу ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возлагался на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов плательщика страховых взносов за расчетный период сумму в размере 300000 руб.

Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., страховой взнос уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца (ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

При этом ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Статьей 25 Федерального закона предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, ФИО4 в период с 24 февраля 2010 года по 29 января 2016 года являлась индивидуальным предпринимателем и была зарегистрирована в качестве страхователя в УПФР в Усть-Камчатском районе, в связи с чем обязана была уплатить страховые взносы за 2014 год при сумме дохода менее 300000 руб. в срок до 31 декабря 2014 года, с суммы дохода, превышающей 300000 руб., - в срок до 1 апреля 2015 года.

По сведениям УПФР в Усть-Камчатском районе от ФИО4 за период с 1 января 2014 года по 5 октября 2016 года платежи не поступали (л.д. 23).

Постановлением УПФР в Усть-Камчатском районе от 19 марта 2015 года в соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 13 февраля 2015 года с ФИО4 постановлено взыскать <данные изъяты>., из них: в Пенсионный фонд РФ недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимку по страховым взносам в размере <данные изъяты>., пени в размере ДД.ММ.ГГГГ.

Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. рассчитана УПФР в Усть-Камчатском районе в минимально возможном фиксированном размере, предусмотренном ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, исходя из одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало 2014 года в размере <данные изъяты> руб., и тарифа страховых взносов в размере 26 %.

В 2016 году УПФР в Усть-Камчатском районе установлено, что ФИО4 в установленные законом сроки в налоговую инспекцию сведения о своих доходах за 2014 года не предоставила, в связи с чем ей доначислены страховые взносы за 2014 год в порядке, установленном ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере <данные изъяты>. (7 МРОТ х 26 % х 12 мес.), направлено требование от 28 марта 2016 года об уплате в срок до 18 апреля 2016 года указанной недоимки, а также пени, начисленных за период со 2 апреля 2015 года по 28 января 2016 года, в размере <данные изъяты>. (л.д. 10, 11).

Поскольку обязательства, указанные в требовании об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, ФИО4 исполнены не были, УПФР в Усть-Камчатском районе в течение шести месяцев со дня истечения указанного в требовании срока обратилось к мировому судье Камчатского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам и пени, подлежащих уплате.

Судебный приказ был вынесен 9 августа 2016 года и 29 августа 2016 года отменен определением мирового судьи судебного участка № 32 Усть-Камчатского судебного района Камчатского края в связи с поступившими мировому судье возражениями от ФИО4, что послужило основанием для обращения УПФР в Усть-Камчатском районе 17 октября 2016 года в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ (л.д. 18).

Суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив расчеты и соблюдение процедуры взыскания недоимки и пени, пришел к выводу о правильности начисления пенсионным органом страховых взносов ФИО4 в порядке, установленном ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, удовлетворив заявленные требования УПФР в Усть-Камчатском районе в полном объеме

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы о своевременном представлении в налоговый орган отчетности за 2014 год со ссылкой на решение Межрайонной ИФНС № 3 по Камчатскому краю № 613 от 15 августа 2016 года судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку указанным решением налогового органа ФИО4 привлечена к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год. В свою очередь декларация о доходах за 2014 год должна была быть представлена в налоговый орган в срок до 30 апреля 2015 года. Кроме того, по информации Межрайонной ИФНС № 3 по Камчатскому краю, изложенной в письме от 5 октября 2016 года, отчетность ФИО4 о доходах за 2014 год в налоговый орган не предоставлялась.

При таких обстоятельствах ФИО4 правомерно начислены к уплате страховые взносы в повышенном размере.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФИО4 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи