ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2542/2022 от 11.10.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Шолохова Е.В. Дело № 33а-2542/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2022 г. город Иваново

Судья Ивановского областного суда Пластова Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по апелляционному представлению Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на определение Ленинского районного суда г. Иваново от 15 июля 2022 г. по делу по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново, возложении обязанности,

У с т а н о в и л :

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново, возложении обязанности.

Заявление мотивировано тем, что решением Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2018 г. административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворен; признано незаконным бездействие Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново; на Правительство Ивановской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда установить границы лесопаркового зеленого пояса города Иванова и представить документы, содержащие сведения о границах и ограничениях в использовании земельных участков, входящих в лесопарковый зеленый пояс города Иванова, в орган государственного кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет его границ.

Апелляционным определением Ивановского областного суда от 04 апреля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ивановской области, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, Администрации города Иваново без удовлетворения.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 12 января 2021 г. Правительству Ивановской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 на срок до 01 июля 2022 г.

29 июня 2022 г. Правительством Ивановской области в суд подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в котором, указывая на невозможность исполнения решения в срок до 01.07.2022, отсутствием дополнительного финансирования, недостаточности финансовых поступлений в бюджет Ивановской области, значительным перечнем работ, проведение которых необходимо для исполнения решения суда, отсутствие уполномоченного на установление границ лесопаркового зеленого пояса исполнительного органа государственной власти Ивановской области и невозможности его создания, заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2024 г.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 15 июля 2022 г. заявление Правительства Ивановской области удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2024 г.

С данным определением суда не согласился административный истец прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, о чем им было подано апелляционное представление, в котором, указывая на предоставление отсрочки исполнения решение Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 г. до 01 июля 2022 г., административный ответчик приводит те же доводы относительно невозможности исполнения решение суда в установленный срок, при этом, в предоставленный для отсрочки срок Правительство Ивановской области конкретных мер не предприняло, доказательств, свидетельствующих о каких-либо намерениях к совершению действий по исполнению решения суда, так же не представлено. Просил отменить определение Ленинского районного суда г. Иваново от 15.07.2022 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, принять по делу новое решение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 г.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подлежат рассмотрению в суде апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства. Проверив представленные материалы, обсудив доводы представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 310, 315 КАС РФ основаниями для отмены определения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение привело к принятию неправильного определения.

Таких нарушений судом при вынесении обжалуемого определения не допущено.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 ГПК РФ, часть 1 статьи 16 КАС РФ).

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (частью 1 статьи 358 КАС РФ).

Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

Перечень оснований предоставления отсрочки/рассрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона №229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Установлено, что решением Ленинского районного суда г. Иваново от 26 декабря 2018 г. административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ивановской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворен; признано незаконным бездействие Правительства Ивановской области по неустановлению границ лесопаркового зеленого пояса города Иваново; на Правительство Ивановской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда установить границы лесопаркового зеленого пояса города Иванова и представить документы, содержащие сведения о границах и ограничениях в использовании земельных участков, входящих в лесопарковый зеленый пояс города Иванова, в орган государственного кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет его границ.

Апелляционным определением Ивановского областного суда от 04 апреля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ивановской области, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, Администрации города Иваново без удовлетворения.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 12 января 2021 г. Правительству Ивановской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 на срок до 01 июля 2022 г.

29 июня 2022 г. Правительство Ивановской области обратилось в Ленинский районный суд г. Иваново с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 по делу до 31.12.2024.

Удовлетворяя заявленные административным ответчиком Правительством Ивановской области требования и предоставляя отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2024, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение решения суда в полном объеме в настоящее время невозможно ввиду наличия объективных причин, в том числе отсутствием дополнительного финансирования, недостаточности финансовых поступлений в бюджет Ивановской области, значительным перечнем работ, проведение которых необходимо для исполнения решения суда, отсутствием уполномоченного на установление границ лесопаркового зеленого пояса исполнительного органа государственной власти Ивановской области и невозможности его создания, дефицитом средств областного бюджета.

С выводами суда первой инстанции о предоставлении отсрочки исполнения решения суда суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку заявителем в подтверждение наличия существенных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, с которыми законодатель связывает возможность удовлетворения требований об отсрочке исполнения решения суда, представлены соответствующие доказательства, подкрепленные нормативными правовыми актами Ивановской области.

Учитывая положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, сведения о размере дефицита областного бюджета, отраженные в ст. 1 Закона Ивановской области от 23.12.2020 № 89-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», ст. 1 Закона Ивановской области от 15.12.2021 № 98-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», переписку исполнительных органов государственной власти Ивановской области и Департамента финансов Ивановской области, при наличии установленных ограничений в финансировании расходов областного бюджета, суд первой инстанции, приняв во внимание объем необходимых для исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 26.12.2018 мероприятий, учел примерную стоимость кадастровых работ в размере <данные изъяты>, соотнеся ее с площадью созданного лесопаркового пояса г. Иваново размером 71654 га, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления Правительству Ивановской области отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2024 г.

Доводы апеллянта относительно отсутствия доказательств, свидетельствующих о каких-либо намерениях к совершению действий по исполнению решения суда, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, в том числе и обращением от 26 августа 2021 г. Комитета Ивановской области по Лесному хозяйству по информации по несогласованным вопросам по доведенным бюджетным ассигнованиям на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения, судом учтены не только интересы заявителя, но и интересы взыскателя, поскольку исполнение решения суда в сроки, установленные решением суда, в силу указанных обстоятельств является невозможным. В данном случае предоставление отсрочки исполнения решения суда приведет к преодолению обстоятельств, препятствующих исполнению решения.

Проанализировав материалы дела и установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии установленных законом оснований для удовлетворения заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, несмотря на тот факт, что административному ответчику ранее уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты. Основания для переоценки доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что на момент вынесения апелляционного определения срок предоставления отсрочки исполнения решения суда, установленный судом первой инстанции до 01 июля 2022 г., истек.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом первой инстанции не допущено. При таких обстоятельствах оснований к отмене определения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О п р е д е л и л :

Определение Ленинского районного суда г. Иваново от 15 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – без удовлетворения. Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Судья Пластова Т.В.