ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25445/2022 от 02.08.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – ВасильевА.В. Дело №33а-25445/2022(9а-787/2022)

УИД:23RS0042-01-2022-001132-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02августа 2022года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда СинельниковА.А., рассмотрев административный материал по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО г.Новороссийска о признании неправомерными бездействия,

по частной жалобе представителя по доверенности Л., действующей в интересах К.Э.АБ. на определение судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 01апреля 2022года,

установил:

представитель К.Э.АБ. по доверенности Л. обратился в суд с административным иском к администрации МО г.Новороссийск о признании неправомерными бездействия.

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 28февраля 2022года административное исковое заявление К.Э.АБ. оставлено без движения, разъяснив истцу, что в срок до 31марта 2022года необходимо устранить указанные в определении недостатки заявления.

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 01апреля 2022года административное исковое заявление возвращено административному истцу.

Не согласившись с указанным определением, представитель Л. подал частную жалобу, в которой просит отменить его, указывая на нарушение судом норм процессуального права.

В соответствии с ч.2, ч.2.1 ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы, представления прокурора осуществляется по правилам, установленным главой 34КАС РФ, без проведения судебного заседания судьёй единолично.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.

Так, оставляя административное исковое заявление К.Э.АБ. без движения, по основания, предусмотренным ч.1 ст.130 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья районного суда исходил из того, что административному истцу, необходимо представить до 31марта 2022года выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:476011905:3139по состоянию на 2022год.

Из п.1 ст.130 КАС РФ следует, что копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Согласно сопроводительному письму датированному «28.02.2022года №м-684/2022 06» копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направлена К.Э.АБ. (л.д.11).

На сопроводительном письме имеется номер почтового идентификатора «3539006415337», согласно которому корреспонденция направлена К.Э.АБ. 22марта 2022года, т.е. спустя 3недели, которая была получена административным истцом 24марта 2022года.

При этом законодателем предусмотрены различные сроки предоставления сведений, содержащиеся в ЕГРН со дня получения ФГБУ«ФКП Росреестра» соответствующего запроса.

Установленная законодателем обязанность представлять доказательства направлена на своевременное и правильное рассмотрение административного дела, вместе с тем, отсутствие данных, на которые указал суд в оспариваемом определении, не может служить препятствием для принятия административного иска, поскольку суд не лишён возможности по собственной инициативе истребовать данные документы.

Так, в силу ст.ст.132, 135 КАС РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству, действиями суда при подготовке, являются, в том числе: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; установление правоотношений сторон; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Пунктами 5 и 6 ч.3 ст.135 КАС РФ установлено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств.

Более того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27сентября 2016года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (п.11 ч3 ст.135, ч1 ст.138КАС РФ).

Таким образом, приведённые судом недостатки административного искового заявления, указанные в качестве оснований для его оставления без движения, могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, путём уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оказания судом содействия в истребовании доказательств по заявленному административным истцом письменному ходатайству, если их представление является затруднительным, установления причин пропуска срока на обращение в суд, а также может быть разрешён вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

Между тем, оставляя административное исковое заявление К.Э.АБ. без движения, судом первой инстанции не были учтены вышеуказанные требования действующего законодательства и разъяснения, содержащиеся в п.58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27сентября 2016года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в их правовой взаимосвязи, что привело к принятию незаконного определения суда.

При таких обстоятельствах, выводы судьи, изложенные в определении об оставлении административного искового заявления К.Э.АБ. без движения, а, следовательно, и его последующего возращения основаны на неверном применении норм процессуального права, что в силу положений Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для их отмены, как нарушающих право административного истца на судебную защиту.

Руководствуясь ст.316 КАС РФ, судья

определил:

определение судьи Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 28февраля 2022года и определение судьи Приморского районного суда г.Новороссийска от 01апреля 2022года – отменить.

Материалы по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО г.Новороссийска о признании неправомерными бездействия направить в суд первой для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Судья

Краснодарского краевого суда ФИО2