ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-255-2018 от 09.01.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Сафронова Е.Н.

Докладчик: Никитина Г.Н. Дело № 33а-255/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 9 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Никитиной Г.Н.,

судей Кошелевой А.П., Разуваевой А.Л.,

при секретаре Шпигальской В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе М.С.В. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 октября 2017 года по административному иску Новосибирской таможни к М.С.В. о взыскании таможенных платежей и пени, которым принято решение:

Взыскать с М.С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу : <адрес> пользу Новосибирской таможни адолженность по уплате таможенных платежей в сумме 228 051 рубль 71 копейка, пени по уплате таможенного сбора в сумме 71 рубль 14 копеек, пени по уплате таможенной пошлины в сумме 32 373 рубля 4 копейки, всего – 260 495 рублей 89 копеек.

Взыскать с М.С.В. государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в доход местного бюджета в сумме 5 804 рубля 96 копеек.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никитиной Г.Н., возражения представителя Новосибирской таможни- Ковалевой В.С., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Новосибирская таможня обратилась в суд с иском к М.С.В. о взыскании таможенных платежей и пени. В обоснование административного иска указано, что 22 июля 2015 года М.С.В., являвшимся ранее гражданином Украины, на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни подана пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под , а также документы, подтверждающие заявленные сведения. По ПТД продекларировано транспортное средство - автомобиль АВТО, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, таможенная стоимость 200 000 рублей, перемещенное физическим лицом из Украины в Россию для личных целей. Данный автомобиль ввезен М.С.В. с территории Украины в Российскую Федерацию по ПТД М.С.В. заявлена процедура временного ввоза сроком до ДД.ММ.ГГГГ. По ПТД ДД.ММ.ГГГГ. Новосибирским западным таможенным постом временный ввоз был завершен, открыт временный ввоз автомобиля по ПТД до ДД.ММ.ГГГГ, последствии срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку автомобиль не был вывезен после ДД.ММ.ГГГГ с территории Российской Федерации, то М.С.В. был привлечен к ответственности по ч.1 ст. 16.18 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГМ.С.В. отказано в выпуске для внутреннего потребления автомобиля, последний изъят.

В адрес ответчика направлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 октября 2017 г., признании требований административного истца незаконными.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что выводы Новосибирского районного суда Новосибирской области основаны на неверном применении норм материального права и не правомерны. Суд не полностью исследовал все, представленные сторонами доказательства. Не всем доводам и аргументам дана объективная оценка.

Так, указывает, что в качестве основополагающего нормативно-правового акта, положения которого, по мнению Новосибирской таможни и Новосибирского районного суда, было применено Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение).

Как следует из указанного Соглашения, требования распространяются на беженцев, вынужденных переселенцев и прибывающих (переселяющихся) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства. Ни к одной из указанных категорий граждан, на которых распространяется требование о необходимости регистрации транспортного средства в стране предыдущего пребывания за 6 месяцев до даты их прибытия, он не относится.

Также, поясняет, что согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, он имел право на ввоз транспортного средства, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей, с правом продления данного срока до 2 лет. На территорию Российской Федерации он въехал на автомобиле 1 августа 2014 года, а значит, согласно пункту 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза нахождение его автомобиля без уплаты таможенного платежа должно было исчисляться с этой даты. К категории тех граждан, которые попадают под действия данной статьи, он не относится, так как таможенные органы предъявляют ему требования с 22 июля 2015 года, а не как положено с 1 августа 2014 года. Он, как гражданин Украины, вынужденно покинувший территорию своего постоянного проживания, прибывший в Российскую Федерацию на автомобиле в экстренном массовом порядке и получивший свидетельство о временном убежище, согласно Письму Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области от 24 июля 2014 г. де-факто был приравнен к лицам, подпадающим под категорию беженцев, в соответствии с п.п. 8, 12, 24 приложения 3 к Соглашению. В таможенном законодательстве Таможенного союза и в Соглашении порядок предоставления таможенных льгот лицам, имеющим временное убежище, отдельно не оговорен и не указан в утвержденном Соглашением перечне статусов лиц, имеющих право на льготы по уплате таких таможенных платежей.

Полагает, что Сотрудникам Новосибирского западного таможенного поста Новосибирской таможни, осуществлявшим продление ПТД на основании вышеуказанного Письма от 24 июля 2014 года и свидетельства о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, было изначально известно о том, что он не имеет права собственности на автомобиль и, соответственно, не может рассматриваться как лицо, подпадающее под действие п. 24 Приложения 3 к Соглашению. В связи с этим считает, что сотрудниками Новосибирского западного таможенного поста Новосибирской таможни 31 октября 2014 года был сознательно искажен порядок продления временного ввоза транспортных средств, нарушены условия предоставления льгот по таможенным платежам, изложенные в п.п. 8, 12, 24 Приложения 3 к Соглашению и действия сотрудников Новосибирской таможни, продливших ему пассажирскую таможенную декларацию при отсутствии законных оснований для этого, и не поставивших его в известность об ответственности за пребывание на территории Российской Федерации автомобиля, не оформленного в соответствии с п. 24 Приложения 3 к Соглашению, должны быть признаны противоправными.

На апелляционную жалобу поступили возражения представителя административного истца, в которых он просил решение суда оставить без изменения, а жалобу административного ответчика без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском утвержден Соглашением.

Согласно ч. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с ч. 1 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В силу п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу любым способом, установлены разделом 5 приложения 3 к Соглашению.

В соответствии с п. 22 приложения 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, могут быть временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год.

Льготы же по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу любым способом, находящихся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, прибывающих (переселяющихся) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства, в соответствии с п. 24 раздела 5 приложения 3 к Соглашению предоставляются при одновременном выполнении следующих условий: ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза; товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, а автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 июля 2015 года Медведевым С.А., являвшимся гражданином Украины, и с ДД.ММ.ГГГГ являющегося гражданином РФ, подана на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни пассажирская таможенная декларация, зарегистрированная под номером , по которой он ввез на территорию Российской Федерации транспортное средство АВТО (ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, объем двигателя 1498 см3, VIN , регистрационный номер ), шасси отсутствует, таможенная стоимость 200 000 рублей, перемещенное физическим лицом из Украины в Россию для личных целей со сроком временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ, который затем продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку автомобиль не был вывезен после ДД.ММ.ГГГГ с территории РФ, то М.С.В. постановлением мирового судьи 6-го судебного участка Новосибирского судебного района <адрес> (л.д.56-59) был привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без конфискации транспортного средства.

ДД.ММ.ГГГГМ.С.В. обратился на Новосибирский западный пост Новосибирской таможни с целью выпуска для внутреннего потребления указанного автомобиля. В выпуске транспортного средства ему было отказано, в связи с нарушением М.С.В. п. 24 приложения 3 Соглашения, так как согласно свидетельства о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ввезенный автомобиль зарегистрирован в Украине на имя О.С.М. с ДД.ММ.ГГГГ, что препятствует выпуску автомобиля для внутреннего потребления.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у М.С.В. препятствий, начиная с момента заключения договора купли-продажи автомобиля -2011 года, вплоть до августа 2014, для регистрации права собственности не имелось, права на льготный ввоз транспортного средства на территорию таможенного союза отсутствуют.

В адрес М.С.В. выставлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ со сроком платежа -20 дней. Требование направлено в адрес должника письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя законность требования Новосибирской таможни, суд правомерно исходил из того, что право собственности на автомобиль за М.С.В. не зарегистрировано, более того при обращении в суд с иском о признании за ним права собственности на спорный автомобиль отказано, собственником автомобиля является О.С.М., за которым оно и зарегистрировано в стране предыдущего проживания М.С.В. (согласно свидетельству о регистрации), в связи с чем административный ответчик не имеет права на льготу по уплате таможенных платежей как лицо, прибывающее (переселяющееся) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства.

Согласно п. 4 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Исходя из п. 5 ст. 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом в соответствии с п. 6 ст. 14 Соглашения при не вывозе временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день истечения срока их временного ввоза.

Также судом правомерно не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших заблаговременному оформлению права собственности на автомобиль.

В силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 114 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При таком положении, с учетом установленных обстоятельств у административного ответчика имеется обязанность по уплате таможенных платежей.

В силу ч. 1 ст. 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить пени, установленных настоящей статьей денежных суммах.

За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 2 ст. 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Размер таможенных платежей и исчисленных таможенным органом пени административным ответчиком не оспаривался, отражен в представленном суду первой инстанции расчете, который является математически верным, соответствует действующему законодательству.

Установленные ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 14 Соглашения основания для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей отсутствуют. Доказательств обратного ни суду первой ни суду апелляционной инстанции административным ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о вынужденном характере выезда административного истца из Украины в данном случае не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции о правомерности исчисления заявленных таможенным органом ко взысканию с М.С.В. сумм таможенных платежей и пени.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи