ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2554/18 от 15.11.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Степанова Ю.Н.

Дело № 33а-2554/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО2,

судей

Гончаровой Н.В. и ФИО3,

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 15 ноября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 августа 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление ФИО5 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группе по реализации в Камчатском крае основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., возражения на жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края ФИО6, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 обратилась в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – Министерство) и Рабочей группе по реализации в Камчатском крае основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Рабочая группа) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 16 марта 2018 года. В обоснование иска указала, что 27 сентября 2016 года принята на учет граждан, проживающих на территории Камчатского края и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в категории «инвалиды I и II групп», и в последующем включена в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018 году. В феврале 2018 года подала заявление на получение государственного жилищного сертификата, однако решением Рабочей группы от 16 марта 2018 года ей было отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с непредставлением или неполным представлением документов, а также выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении. Как следует из протокола заседания Рабочей группы от 16 марта 2018 года, решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принято по причине непредоставления обязательства о безвозмездном отчуждении в государственную собственность занимаемого жилого помещения, неуказания в заявлении фактов владения и отчуждения жилых помещений в период с 1994 года по 2011 год и непредоставления соответствующих договоров. Указанное решение, по мнению истца, противоречит закону, поскольку она не имеет в собственности жилых помещений, в связи с чем не имеет возможности представить обязательство о передаче таких помещений в государственную собственность, а предоставление сведений о ранее принадлежавших истцу жилых помещениях законом не требуется ввиду того, что при предоставлении социальной выплаты учитываются лишь факты отчуждения жилых помещений за последние 5 лет.

В судебном заседании ФИО5 участия не принимала.

Представитель Министерства и Рабочей группы ФИО7 административный иск не признала, считала его необоснованным.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявления. Дополнительно просит оплатить истцу проезд в г. Москву и обратно для реализации сертификата.

Относительно апелляционной жалобы Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края представлены возражения о необоснованности изложенных в ней доводов.

Выслушав представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

В силу ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона № 125-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в редакции до 1 января 2018 года - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы) (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с Правилами для участия в основном мероприятии граждане подают заявление об участии в основном мероприятии с приложением предусмотренных Правилами документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело. В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (п.п. 19, 21, 24 Правил).

Согласно п. 44 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2016 года № 1266) для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет предусмотренные настоящими Правилами документы, в том числе:

заявление по форме согласно приложению № 5 (подп. «а»);

обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 и пункте 16(4) настоящих Правил (подп. «ж»).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п. 44(1) Правил).

Как следует из материалов дела, решением Рабочей группы от 27 сентября 2016 года ФИО5 принята на учет граждан, проживающих на территории Камчатского края и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 18).

На основании личного заявления от 4 апреля 2017 года ФИО5 включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году для приобретения жилого помещения в г. Москва (л.д. 128).

В соответствии с письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 6 декабря 2017 года ФИО5 предложено представить в срок до 25 января 2018 года заявление на получение жилищного сертификата и документы, установленные пунктом 44 Правил (л.д. 24-25).

16 марта 2018 года представленные ФИО5 заявление и документы рассмотрены на заседании Рабочей группы (л.д. 32-34).

Согласно протоколу заседания Рабочей группы от 16 марта 2018 года при рассмотрении представленных документов установлено, что заявитель зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было отчуждено ФИО5 в пользу дочери ФИО1 Кроме того, по поступившей из Росреестра информации ранее на праве собственности ФИО5 принадлежала <данные изъяты> доля в праве на жилое помещение, расположенное в <адрес>. Доля была продана, о чем произведена государственная регистрация прекращения права ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации ГУП «Камчатское краевое БТИ» в 1997 году ФИО5 продано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приватизированное ею в 1994 году. Установив, что ФИО5 в заявлении не отражены сведения о сделках, приведших к отчуждению ранее принадлежащих ей жилых помещениях, договора отчуждения не представлены, а также не представлено обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, Рабочая группа приняла решение отказать истцу в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения на основании п. 44(1) Правил, в связи с непредоставлением или неполным предоставлением документов, указанных в п. 44 Правил, а также выявлением недостоверности сведений, содержащихся в заявлении.

Полагая данное решение незаконным, ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 125-ФЗ, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, исходил из того, что законодательством не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи. Обязательным условием выдачи государственного жилищного сертификата предусмотрена сдача ранее занимаемого жилого помещения гражданами - участниками программы и совместно проживающими с ними членами их семей в государственную или муниципальную собственность. Выдача участнику мероприятия жилищного сертификата возможна лишь при условии предоставления обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, подписанного заявителем, а также всеми совершеннолетними членами его семьи. Непредоставление такого обязательства является основанием отказа в выдаче сертификата. Поскольку разделом 3 формы заявления для получения сертификата, утвержденной Правилами, предусмотрено предоставление сведений обо всех гражданско-правовых сделках, приведших к отчуждению принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности помещений, то неуказание данных сведений ФИО5 является сообщением недостоверных сведений.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда и, вопреки доводам апелляционной жалобы, считает судебное решение законным и обоснованным, достаточно мотивированным, постановленным при правильном определении юридически значимых обстоятельств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального права и при строгом соблюдении процессуальных требований.

Довод жалоб об отсутствии у ФИО5 права собственности на жилое помещение не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает истца от выполнения требований, установленных законодательством для получения государственного жилищного сертификата.

Довод жалобы о том, что в заявлении о предоставлении государственного жилищного сертификата подлежат указанию только гражданско-правые сделки, совершенные в пределах пяти лет, предшествовавших дате подаче заявления, является несостоятельным. Утвержденная форма заявления не содержит исключений в части периода заключения таких сделок.

В силу ч. 3 ст. 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции, в связи с чем требование, заявленное административным истцом в апелляционной жалобе, об оплате проезда ФИО5 (или ее представителю) в г. Москва и обратно для реализации жилищного сертификата рассмотрению не подлежит, поскольку такое требование в суде первой инстанции истцом не заявлялось.

Учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФИО5 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи