дело 33а-255/2021 судья Ковальчук Л.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2021 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Кузнецова В.В. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Кузнецову В.В. о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кузнецову В.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2017 года в размере 9121 руб., пени в размере 128,60 руб., по транспортному налогу с физических лиц в размере 61 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно представленным сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области за налогоплательщиком Кузнецовым В.В. зарегистрированы два транспортных средства: автомашина марки <...> регистрационный номер <...>, <...> регистрационный номер <...>. Транспортный налог начислен на транспортное средство <...> регистрационный номер <...> в размере 61 рубль, на автомобиль <...> регистрационный номер <...> предоставлены налоговые льготы. Налог на имущество физических лиц рассчитан на имущество налогоплательщика Кузнецова В.В. – иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <...>, кадастровый номер <...>. В отношении гаража, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, квартиры, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, предоставлены налоговые льготы.
Налоговое уведомление от 15.07.2018 № <...> об уплате налога в сумме 61 руб. и 9121 руб., со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 было направлено налогоплательщику по его месту жительства. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, налогоплательщику, в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ, было направлено требование от 28.01.2019 № <...> об уплате налога со сроком исполнения до 15.06.2019.
Неисполнение налогоплательщиком Кузнецовым В.В. требования об уплате налога, послужило основанием для обращения административного истца 02.12.2019 с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 79 Центрального судебного района города Тулы от 12.12.2019 судебный приказ № 2а-1825/2019 от 02.12.2019 был отменен, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год и пени.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.
Административный ответчик Кузнецов В.В. в суде первой инстанции, не признавая заявленные налоговым органом требования, пояснил, что транспортное средство <...> регистрационный номер <...> утилизировано и снято с регистрационного учета. В части налога на имущество указал, что помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, используется им в профессиональной деятельности, поскольку он является членом Творческого Союза Художников России, и от налога на указанное помещение он освобожден, о чем сообщал в налоговый орган в 2017 году.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 10 июня 2020 г. постановлено:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области удовлетворить.
Взыскать с Кузнецова В.В., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области транспортный налог за 2017 год в размере 61 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 9121 руб., пени в размере 128 руб. 60 коп., а всего взыскать 9 310 руб. 60 коп.
Взыскать с Кузнецова В.В. государственную пошлину в местный бюджет в сумме 373 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Кузнецов В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела.
Определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12.01.2021 с учетом положений ст. 44 КАС РФ произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области в порядке процессуального правопреемства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Новиковой Н.Г., административного ответчика Кузнецова В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.
В соответствии с положениями ч. 3 п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям ГИБДД УМВД России по Тульской области, Кузнецов В.В. является собственником транспортных средств марки <...> регистрационный номер <...>; <...> регистрационный номер <...>.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам административного ответчика, последний является плательщиком транспортного налога, в том числе, в отношении транспортного средства <...> регистрационный номер <...>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Тульской области, за налогоплательщиком Кузнецовым В.В. зарегистрированы объекты недвижимого имущества: нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер <...>; гараж, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>; <...> доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <...>, кадастровый номер <...>.
Тем самым, Кузнецов В.В. является налогоплательщиком в 2017 году налога на имущество физических лиц, транспортного налога.
Как у собственника указанного имущества у Кузнецова В.В. возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год, транспортного налога за 2017 год, в связи с чем, налоговым органом в его адрес направлено налоговое уведомление от 15.07.2018 № <...> о необходимости их уплаты не позднее 03.12.2018.
В связи с неуплатой налогов налоговым органом Кузнецову В.В. направлено требование от 28.01.2019 № <...> со сроком исполнения до 25.06.2019.
Задолженность по уплате недоимки по налогам и пени не погашена.
При наличии недоимки по налогам, пени 02.12.2019 Межрайонная ИФНС России № 12 по Тульской области обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 79 Центрального судебного района г. Тулы от 12.12.2019 с Кузнецова В.В. взыскана недоимка по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога в размере 9182 руля, пени 129,46 рублей.
В связи с поступившими от Кузнецова В.В. возражениями определением мирового судьи судебного участка № 79 Центрального судебного района г. Тулы от 12.12.2019 данный судебный приказ отменен.
После отмены судебного приказа налоговый орган 12.03.2020 обратился в суд с административным иском о взыскании с Кузнецова В.В. указанной недоимки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пеней по соответствующим видам налогов, суд первой инстанции исходил из того, что он не нарушен.
При этом судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание срок исполнения требования от 28.01.2019 № <...> до 25.06.2019, срок обращения Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа – 02.12.2019, в суд 12.03.2020 с административным иском после отмены 12.12.2019 судебного приказа, что не противоречит положениям ч.ч. 2,3 ст. 48 НК РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с Кузнецова В.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тульской области транспортного налога за 2017 год в размере 61 руб.
По смыслу подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 Налогового кодекса РФ).
Обязанность по исчислению суммы транспортного налога в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ возложена на налоговый орган.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Статьей 357 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения, в частности, являются автомобили (ст. 358 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют инвалиды I и II групп инвалидности.
Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.
Согласно правилам п. 6 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Из налогового уведомления от 15.07.2018 следует и налоговым органом не отрицается, что налогоплательщик Кузнецов В.В. является правообладателем нескольких видов имущества, являющегося объектами налогообложения транспортным налогом, налогом на имущество физических лиц; в связи с инвалидностью 2 группы и как пенсионеру, получающему пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, в период с 01.11.2003 по 31.12.2007, административному ответчику налоговыми органами предоставлены соответствующие налоговые льготы по этим налогам, что свидетельствует о том, что налогоплательщик в установленном порядке заявил о своем праве на налоговые льготы по налогам на имущество, предоставил удостоверяющие это обстоятельство документы.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции Кузнецов В.В. в установленном порядке о своем праве на налоговые льготы по налогам на имущество - помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, в соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации не заявил. Указанные обстоятельства являлись предметом проверки суда первой инстанции, и последовавшие выводы сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Как следует из уведомления от 15.07.2018 N <...> об уплате налогов: транспортного налога в отношении автомашины марки <...> регистрационный номер <...>; <...> регистрационный номер <...>. Транспортный налог начислен на <...> регистрационный номер <...> в размере 61 рубль, на налог в отношении автомашины марки <...> регистрационный номер <...> предоставлены налоговые льготы; налог на имущество физических лиц рассчитан на имущество: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <...>, кадастровый номер <...>; гараж, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>; квартира, расположенная по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, при этом в отношении гаража и квартиры предоставлены налоговые льготы.
Расчет налогов, с учетом заявленных льгот, суд первой инстанции нашел правильными, указанный вывод сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Между тем, 06.07.2020 Кузнецов В.В. обратился в налоговый орган о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении помещения, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер <...> на основании подпункта 14 пункта 1 ст. 407 НК РФ. Решением Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 18.12.2020 Кузнецову В.В. предоставлена заявленная льгота с 2017 года, а спорная недоимка уменьшена на 9 121 руб.
С учетом осуществленного уменьшения налога на имущество за 2017 год, представитель УФНС России по Тульской области по доверенности Новикова Н.Г. заявила об отказе от иска в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 9 121 руб., пени в размере 128, 60 руб.
При разрешении вопроса о возможности принять отказ административного истца от иска, судебная коллегия исходит из следующего.
Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (части 2 и 5 ст. 46 КАС РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В данном случае отказ административного истца от административного иска заявлен им добровольно, в пределах полномочий, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителю административного истца известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия принимает отказ административного истца от административных исковых требований на основании ст. 46 КАС РФ.
В силу пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу по основаниям указанным в статье 194 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 ст. 304 КАС РФ в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. в части взыскания с Кузнецова В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 9 121 руб., пени в размере 128, 60 руб. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
При этом, решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. в части взыскания с Кузнецова В.В. государственной пошлины надлежит изменить, указав о взыскании с Кузнецова Виктора Васильевича государственной пошлины в сумме 400 руб.
В остальной части решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кузнецова В.В. – без удовлетворения
Руководствуясь ст. ст. 46, 194, 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от иска к Кузнецову В.В. в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 9 121 руб., пени в размере 128, 60 руб.;
решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. в части взыскания с Кузнецова В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 9 121 руб., пени в размере 128, 60 руб. отменить, производство по делу прекратить;
решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. в части взыскания с Кузнецова В.В. государственной пошлины изменить, указав о взыскании с Кузнецова В.В. государственной пошлины в сумме 400 руб.;
в остальной части решение Центрального районного суда г.Тулы от 10 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кузнецова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи