ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2562/2022 от 05.05.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Арбузова Н.В. Дело № 33а-2562/2022

УИД 24RS0020-01-2021-000461-46

3.022а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Мирончика И.С.,

судей: Данцевой Т.Н., Штея Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Идринского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов,

по апелляционной жалобе ФИО2

на решение Идринского районного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Идринского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов удовлетворить.

Возложить на Идринский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края обязанность принять решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутатов Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО3 и ФИО2, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд, прокурору Идринского района Красноярского края, Губернатору Красноярского края».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Идринского района Красноярского края, действуя в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения к нему), к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Идринского сельского Совета депутатов ФИО4 и ФИО2

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Идринского района проведена проверка соблюдения Идринским сельским Советом депутатов федерального законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены грубые нарушения. Проверкой установлено, что депутатом Идринского сельского Совета депутатов ФИО4, избранным 13.09.2020 года, не представлены в управление Губернатора Красноярского края сведения о доходах в отношении несовершеннолетних детей, в связи с чем, 16.04.2021 года прокуратурой вынесено предписание административному ответчику с требованием о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий указанного депутата. Решением Идринского сельского Совета депутатов от 27.05.2021 года № ВН-29 депутату ФИО4 вынесено предупреждение. 15.06.2021 года на решение от 27.05.2021 года № ВН-29 прокурором принесен протест. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 в последующем неоднократно выносился на рассмотрение депутатов Идринского сельского Совета депутатов, вместе с тем, решение о досрочном прекращении полномочий данного депутата не принято.

Кроме того, в Идринский сельский Совет депутатов поступило заявление Губернатора Красноярского края от 20.08.2021 года № 1-09636 о применении меры ответственности к депутату Идринского сельского Совета депутатов ФИО2 в связи с несоблюдением последним обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», по причине непредоставления им полных и достоверных сведений. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 также неоднократно рассматривался Идринским сельским Советом депутатов, однако, окончательное решение по нему не принято. Полагая, что выявленные нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные депутатами ФИО4 и ФИО2, носят существенный и негативный характер, подрывают авторитет органов местного самоуправления, прокурор просит возложить на административного ответчика обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО4 и ФИО2

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что исковые требования прокурором заявлены без конкретизации объективной стороны вменяемого нарушения. Прокурору предлагалось судом уточнить исковые требования в срок до 25.11.2021 года, однако прокурор уточнил исковые требования и основания иска только в судебном заседании, по результатам которого иск был удовлетворен, в связи с чем, прокурор действовал в условиях злоупотребления правом, поскольку он (ФИО2) не имел возможности предоставить соответствующие возражения. Считает, что принятое решение суда является результатом предвзятого отношения судьи, действующего из личных соображений к нему во всех процессах с его участием.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Идринского района Красноярского края Кайнов Ю.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим изменению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО4 и ФИО2 избраны депутатами Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края 13.09.2020 года, в связи с чем, в силу ч.4.2 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на ФИО4 и ФИО2 возложена обязанность по предоставлению в течение 4 месяцев (то есть в срок до 13.01.2021 года) сведений о доходах за отчетный период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, а также сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020 года.

По информации администрации Губернатора Красноярского края от 19.11.2021 года, ФИО4 в установленный законом срок представил: сведения о своих доходах за отчетный период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года и сведения о своем имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31.12.2020 года. Сведения о доходах в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) ФИО4 не представлены. В распоряжении управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений находится конверт почтового отправления, на котором в качестве отправителя указан ФИО4, дата отправления - 09.01.2021 года. В указанном конверте также содержится опись, где в графе «Наименование предметов» указано: «Справка о доходах», а в графе «Количество предметов»: «6», что соответствует количеству листов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО4

18.03.2021 года администрацией Губернатора Красноярского края в адрес председателя Идринского сельского Совета депутатов Идринского района направлена информация о неисполнении депутатом Идринского сельского Совета депутатов Идринского района ФИО4 соответствующей антикоррупционной обязанности.

Кроме того, согласно информации администрации Губернатора Красноярского края от 19.11.2021 года, ФИО2 в установленный законом срок представил в отношении себя, своей супруги ФИО6 и несовершеннолетнего ребенка ФИО7 сведения о доходах за отчетный период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020 года.

На основании информации Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 27.05.2021 года № 02/73 о том, что ФИО2 представлены неполные и недостоверные сведения в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетнего ребенка, управлением Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах за отчетный период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020 года депутата ФИО2

По результатам данной проверки установлено, что в справках о доходах своей супруги и несовершеннолетнего ребенка ФИО2 указал недостоверные сведения о виде собственности и площадях 13 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на правах собственности ФИО2 и его супруге ФИО6, в том числе: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, а также не отразил сведения о наличии в собственности супруги ФИО6 двух нежилых помещений, общей площадью 1048,4 кв.м, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>; нежилого помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

В соответствии с положениями статьи 5 Закона Красноярского края от 19.12.2017 года № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» сведения о доходах за отчетный период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020 года, представленные Губернатору Красноярского края со стороны ФИО2 в отношении своей супруги и несовершеннолетнего ребенка, Губернатором Красноярского края признаны недостоверными и неполными.

20.08.2021 года Губернатор Красноярского края обратился в Идринский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края с заявлением о применении к депутату Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО2 меры ответственности в связи с несоблюдением обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Прокуратурой Идринского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом ФИО4 не были представлены в установленный законом срок за указанный выше отчетный период сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО5; депутатом ФИО2 представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в справках о доходах своей супруги ФИО6 и несовершеннолетнего ребенка ФИО7 указаны недостоверные сведения о виде собственности и площадях 13 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ему и его супруге, а также не отражены сведения о наличии в собственности супруги двух нежилых помещений, общей площадью 1048,4 кв.м.

16.04.2021 года прокурором Идринского района в адрес Идринского сельского Совета депутатов было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4

27.05.2021 года Идринским сельским Советом депутатов было принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Идринского района о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4, и последнему вынесено предупреждение (решение от 27.05.2021 года № ВН-29), что не соответствует положениям действующего законодательства, предусматривающим применение иной меры ответственности, на которой настаивает административный истец.

15.06.2021 года прокурором Идринского района в адрес Идринского сельского Совета депутатов принесен протест на решение от 27.05.2021 года № ВН-29 с требованием устранить нарушения закона, поскольку применение к депутату ФИО4 меры ответственности в виде предупреждения противоречит действующему законодательству.

Фактическая численность депутатов Идринского сельского Совета депутатов составляет 9 депутатов из 10, поскольку 1 депутат ранее снял свою кандидатуру, в связи с избранием его депутатом в Идринский районный Совет депутатов.

Вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО4 и ФИО2 в связи с указанными выше нарушениями антикоррупционного законодательства неоднократно включались в повестку сессий Идринского сельского Совета депутатов (30.06.2021 года, 31.08.2021 года, 09.09.2021 года, 14.09.2021 года), о чем надлежащим образом извещались заинтересованные лица, однако, решения о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов приняты не были в связи с отсутствием необходимого количества голосов депутатов, проголосовавших за их принятие.

Так, 30.06.2021 года, 31.08.2021 года и 09.09.2021 года на сессиях присутствовали 6 депутатов, из которых за досрочное прекращение полномочий депутатов ФИО4 и ФИО2 проголосовали 5 депутатов, 1 депутат воздержался.

На сессии, состоявшейся 14.09.2021 года, при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, из 7 депутатов от установленной численности Совета депутатов за досрочное прекращение полномочий депутата ФИО2 проголосовало 4 депутата, против досрочного прекращения - 3 депутата, включая голос депутата ФИО2

Сведений о том, что Идринский сельский Совет депутатов в дальнейшем возвращался к обсуждению обозначенных аспектов, не имеется, административным ответчиком не представлено.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Федеральным законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года № 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 4.2. ст.12.1 поименованного Федерального закона лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2.1. ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 года № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая оплату труда, денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий депутата на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе.

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

При этом частью 11 статьи 40 поименованного Федерального закона предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Аналогичные положения содержатся в Законе Красноярского края от 19.12.2017 года № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений».

Идринский сельский Совет депутатов в силу пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования Идринский сельсовет является представительным органом муниципального образования, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сельский Совет депутатов муниципального образования состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

В соответствии с п. 6 ст. 27, п.п.1.2 п.1, п.8 ст.28 Устава Идринского сельсовета Идринского района депутат сельского Совета депутатов должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата сельского совета депутатов прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, установил, что соответствующих мер к направлению ФИО4 сведений в отношении несовершеннолетних детей предпринято не было, равно как и ФИО2 не предпринимались меры к указанию полных и достоверных сведений, а также их уточнению в дальнейшем, о чем свидетельствуют результаты проверки, проведенной управлением Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

При этом суд первой инстанции, возлагая на Идринский районный Совет депутатов обязанность в тридцатидневный срок принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО4 и ФИО2, исходил из того, что последними не исполнены предписания антикоррупционного законодательства при отсутствии на то уважительных причин.

Судебная коллегия, с учетом положений ст. 12 Конституции Российской Федерации, ч. 7.1-7.3 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 12.1, п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, находит возложенную на административного ответчика обязанность подлежащей корректировке в силу следующего.

Из анализа вышеназванных норм права следует, что применение, в частности, к члену выборного органа местного самоуправления такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса депутата и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

При этом в целях защиты от необоснованного увольнения, а также соблюдения баланса публичных интересов и частных интересов федеральный законодатель в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел особый порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, включая увольнение в связи с утратой доверия в случае непредставления государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу данной статьи проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов неисполнения обязанностей, которые установлены, в том числе Федеральным законом «О противодействии коррупции», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (ч.ч. 7.2 и 7.3 ст. 40 Федерального закона)

Перечень альтернативных мер ответственности, которые могут быть применены к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, приведен в ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06 апреля 2020 года № 14-П и определениях от 17 июля 2018 года № 1710-О, от 25 сентября 2014 года № 1858-О, от 28 июня 2018 года № 1480-О и от 29 января 2019 года № 95-О, применение указанных процедур, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения депутата в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих обращений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представительного органа местного самоуправления, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений. Законоположение п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» действует и подлежит применению с учетом установленной для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных исходя из особенностей правового статуса этих лиц, и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Идринский сельским Советом депутатов допущено нарушение упомянутых правопредписаний ввиду непринятия решения по поступлении из администрации Губернатора Красноярского края информации о нарушении депутатами ФИО4 и ФИО2 антикоррупционной обязанности.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования приведенных норм права, оснований для возложения на данный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий названых лиц, как на том настаивает в своем административном исковом заявлении прокурор, не имеется, поскольку таким образом предрешается результат рассмотрения вопроса, вынесенного на обсуждение, при том, что дискреционные полномочия об установлении тяжести правонарушения, обстоятельств, при которых оно было совершено, о выборе меры ответственности и ее применении принадлежат обозначенному представительному органу. При несогласии с принятым Советом депутатов решением прокурор не лишен возможности оспорить его в установленном законом порядке.

Ввиду изложенного судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, возложив на Идринский сельский Совет депутатов обязанность рассмотреть вопрос в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО4 и ФИО2 не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также, с учетом пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, направить сообщение об исполнении настоящего решения в Идринский районный суд Красноярского края, прокурору Идринского района Красноярского края, Губернатору Красноярского края.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО2 о том, что формулировки инкриминируемых нарушений неясны, судебная коллегия усматривает четкие требования административного искового заявления, с учетом его уточнения, соответствующие обстоятельствам дела, с указанием нарушенных норм права и представленными доказательствами, административное исковое заявление прокурора содержит четкие и понятные формулировки допущенных депутатом ФИО2 нарушений - указаны несоответствия площади объектов недвижимости, существо отличающиеся от сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении объектов недвижимости, принадлежащих депутату и его супруге, как и понятно указано на непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетних детей ФИО4 При этом данные нарушения требований антикоррупционного законодательства со стороны указанных депутатов также подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела управлением Губернатора Красноярского края.

Доводы жалобы о предвзятом отношении суда первой инстанции при рассмотрении указанного дела являются необоснованными, поскольку из материалов административного дела не усматривается предусмотренных статьями 31, 32 КАС РФ оснований для отвода и самоотвода судьи. Утверждение ФИО2 в жалобе о предвзятом отношении судьи носит предположительный характер и не подтверждено никакими доказательствами. При этом утверждения ФИО2 о том, что у него с судьей Арбузовой Н.В. сложились давние личные неприязненные отношения, отражает субъективное мнение ФИО2 и не свидетельствует о каком-либо предвзятом, необъективном, небеспристрастном отношении судьи к нему, как участнику процесса. ФИО2, как лицо, участвующее в деле, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания (что подтверждается сопроводительным письмом от 10.11.2021 года, исх. № 4630 (л.д. 174, том № 1), подписанным судьей Арбузовой Н.В., и уведомлением о вручении ФИО2 16.11.2021 года данного сопроводительного письма (л.д. 179, том № 1)) не был лишен права заявить отвод судье, полагая, что для этого имеются основания, в том числе и через своего представителя в судебном заседании (в случае наличия такого) и (или) подачей (направлением по почте, иным способом) до начала судебного заседания по делу в общественную приемную суда первой инстанции соответствующего письменного заявления (ходатайства), чего фактически не было сделано со стороны ФИО2

Вопреки мнению ФИО2 о том, что принятие от прокурора заявления об уточнении исковых требований в судебном заседании от 01.12.2021 года повлекло принятие судом незаконного и необоснованного решения, не является доказательством небеспристрастности, необъективности судьи, не свидетельствует о совершении судьей каких-либо действий в отношении ФИО2, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Таким образом, доводы ФИО2 относительно предвзятости судьи Арбузовой Н.В. не содержат объективных обстоятельств, которые были бы подтверждены материалами дела.

Более того, утверждение ФИО2 в жалобе о допущенном судьей процессуальном нарушении, а именно: принятие судом от прокурора заявления об уточнении исковых требований в день рассмотрения дела по существу, и необходимости отложения судебного заседания для его направления копии данного заявления ФИО2 для предоставления возражений, основано на неверном толковании норм действующего законодательства. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что принятие судом такого заявления об уточнении исковых требований в день принятия решения по делу не повлекло нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица ФИО2 Доказательств обратного не представлено.

Судебная коллегия принимает во внимание, что ФИО2, будучи ознакомленным с материалами дела (заявление ФИО2 с его отметкой и подписью об ознакомлении с материалами дела – л.д. 62, том № 2), не представил в суд апелляционной инстанции каких-либо обоснованных возражений и доказательств, подтверждающих незаконность обжалуемого решения суда.

Иные доводы апелляционной жалобы ФИО2 не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся, по сути, к несогласию с судебным актом, переоценке доказательств по настоящему делу, полно и всесторонне исследованных судом первой инстанции в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам, которыми подтверждается, что объем и характер представленных ФИО4 и ФИО2 неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также факт непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей относится к существенным искажениям сведений, а потому прокурор вправе ставить в судебном порядке вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО2 не имеется, а решение суда подлежит изменению.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись безусловным основанием к отмене решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Идринского районного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года изменить, возложив на Идринский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края обязанность рассмотреть вопрос в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутатов Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО3 и ФИО2 не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу и направить сообщение об исполнении настоящего решения в Идринский районный суд Красноярского края, прокурору Идринского района Красноярского края, Губернатору Красноярского края.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Идринский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 мая 2022 года.