Судья: Климовский Р.В. Дело № 33а-25656/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья судебной коллегии по административным делам Московского областного суда Цыцаркина С.И., при помощнике судьи Куулар А.И., рассмотрев 12 октября 2020 года частную жалобу Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» на определение Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2019 года о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» к Правительству Московской области, Правительству города Москвы о признании незаконным дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018, признании недействующим решения о заключении дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018, заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И., объяснения представителя Правительства Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы по доверенности ФИО1, представителя Правительства Московской области по доверенности ФИО2 представителя Министерства ЖКХ Московской области по доверенности ФИО3, установил: Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» обратилась в Красногорский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о признании незаконным дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018 (далее также – Дополнительное соглашение), признании недействующим решения о заключении дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018 (далее также – Соглашение). В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Приложение к Дополнительному соглашению предусматривает ввоз отходов из Москвы в Московскую область в объеме 38,6 млн. тонн отходов, по 3,4 - 4,6 млн. тонн ежегодно. Полагает, что Дополнительное соглашение противоречит федеральному законодательству, регламентирующему общественные отношения в области защиты окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, документам территориального планирования, гражданскому законодательству и нарушает права членов Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» (далее по тексту также – Организация) на благоприятную окружающую среду. Определением Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2020 прекращено производство по административному делу по административному иску Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» к Правительству Московской области, Правительству города Москвы о признании незаконным дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018, признании недействующим решения о заключении дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018. Не согласившись с определением суда, представителем административного истца по доверенности ФИО4 подана на него частная жалоба, в которой просит его отменить. Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы, не нахожу оснований для отмены определения суда по следующим основаниям. В соответствии со ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в ч.ч. 5, 6 ст. 39, ч.ч. 6, 7 ст. 40, ч.ч. 1, 2 ст. 194 настоящего Кодекса. Перечень оснований для прекращения производства по административному делу установлен ч.ч. 1, 2 ст. 194 КАС РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Как следует из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Суд, прекращая производство по административному делу, пришел к выводу о том, что обжалуемое Дополнительное соглашение от 11.09.2019 № 1 и решение по его заключению права, свободы и законные интересы административного истца, не являющегося стороной спорных правоотношений, не нарушают и не затрагивают, что исключает возможность обжалования им указанного Дополнительное соглашение от 11.09.2019 № 1 и решения по его заключению. Данный вывод суда следует признать правомерным. По смыслу ч. 1 ст. 4 КАС РФ судебной защите подлежат только нарушенные, права, свободы и законные интересы заинтересованных лиц. Оспариваемое Дополнительное соглашение от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018 заключено в целях создания современной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися на территории г. Москвы и Московской области. При этом сторонами Соглашения от 24.12.2018 и Дополнительного соглашения к нему от 11.09.2019 № 1 являются Правительство Москвы и Правительство Московской области. Административный истец стороной Соглашения от 24.12.2018 и Дополнительного соглашения к нему от 11.09.2019 № 1 не является, положения этих правовых актов на него и членов общественной Организации не распространяются. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы. Пунктом 2.1. Устава некоммерческой организации Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «Гражданская позиция», зарегистрированной в качестве юридического лица 12 марта 2018 года, одной из целей деятельности организации является содействие защите прав граждан при решении экологических проблем, содействие охране окружающей среды; представлять и защищать свои права, содействовать защите законных интересов своих членов и других граждан по их просьбе в органах государственной власти и органах местного самоуправления, общественных объединениях, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В статье 1 указанного выше Закона определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Положения устава Общественной Организации, а также статья 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" определяют представительство и защиту интересов членов, участников общественных объединений, а также других граждан, в том числе в государственных органах, как право общественных объединений, не предопределяя его объема. Доводы частной жалобы относительно наличии у Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» права обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного Организации в соответствии с нормой части 3 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основан на ошибочном ее толковании. При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда о том, что оспариваемое Дополнительное соглашение от 11.09.2019 № 1 к Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 24.12.2018 не затрагивает права, свободы и законные интересы непосредственно Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» и ее членов, не являющихся стороной публично-правовых правоотношений, возникших в связи с принятием указанного Дополнительного соглашения от 11.09.2019 № 1, и не возлагает на указанную Организацию и ее членов обязанности совершить какие-либо действия. Таким образом, определение суда подлежит оставлению без изменения. При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Доводы частной жалобы о нарушении судом сроков направления обжалуемого определения Красногорского суда Московской области от 15 июля 2020 года не свидетельствуют о незаконности обжалуемого определения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 311-316 КАС РФ, судья определил: определение Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» - без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Судья |