ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2570-2020 от 11.11.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Чернецова О.Н. № 33а-2570-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

11 ноября 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Тихоновой Ж.В.

судей

Мильшина С.А.

Синицы А.П.

при секретаре

Мурашовой Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело № 2а-1733/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» об оспаривании в части акта выездной аудиторской проверки филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного Флота» от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 и заключения начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного Флота» от 31 января 2020 года,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., объяснения представителя административного истца Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» Анциферова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Архангельской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области») обратилось в суд с административным иском к руководителю аудиторской группы эксперту (внутренний аудитор) филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» (далее - филиал ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ») Трегубову К.В., начальнику филиала ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ» Кондратьеву А.В., филиалу ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ» об оспаривании выводов, изложенных в акте выездной аудиторской проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019, а также выводов, изложенных в заключении от 31 января 2020 года.

В обоснование требований указано, что на основании приказа начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьева А.А. от 18 октября 2019 года № 147 в период с 22 октября 2019 года по 14 ноября 2019 года проведена комбинированная аудиторская проверка финансово-экономической деятельности ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области».

Для проведения проверки назначен эксперт (внутренний аудитор) филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Трегубов К.В.

По результатам аудиторской проверки экспертом составлен акт проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019. ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» на отдельные положения, указанные в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 направлены возражения в адрес начальника филиала ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ» Кондратьева А.А.

31 января 2020 года начальником филиала ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ» Кондратьевым А.А. составлено заключение об оставлении без удовлетворения возражений ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в части обжалования отдельных положений, указанных в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019.

Полагал, что факты, изложенные в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019, не являются ущербом, поскольку со стороны распорядителя бюджетных средств, Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ по ЗВО, Управления федерального казначейства по Архангельской области нарушений в части превышения или переплаты бюджетных средств по фонду заработной платы за 2017 год, расчета фонда оплаты труда за 2017 год нарушений не выявлено.

В связи с чем считает, что факт нарушение порядка расчета фонда оплаты труда на 2017 год и принципа эффективности использования бюджетных средств, что привело к непроизводительными расходами денежных средств и причинению ущерба в размере 2 175533 рубля 40 копеек, не доказан. Оспариваемые положения акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 и заключения от 31 января 2020 года возлагают на административного истца обязанности по принятию решения об устранении нарушений и возмещении ущерба, с которыми он не согласен.

Указал, что начальник филиала ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ» Кондратьев А.В., в нарушение требований пункта 21 Приказа Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822 и пункта 3 приказа от 18 октября 2019 года № 147 вышел за пределы установленного проверяемого периода, чем незаконно расширил период проверки и полномочия эксперта (внутреннего аудитора) Трегубова К.В.

Просил признать незаконными выводы руководителя аудиторской группы эксперта (внутреннего аудитора) филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Трегубова К.В., изложенные в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019; обязать Трегубова К.В. исключить абзацы 1-4 пункта 5 из акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019; признать незаконными выводы начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьева А.А., изложенные в абзацах 2-5 раздела 5 заключения от 31 января 2020 года, вынесенного в ходе анализа представленных возражений; обязать начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьева А.А. внести изменения в заключение от 31 января 2020 года, вынесенного в ходе анализа представленных возражений, путем исключения абзацев 2-5 раздела 5 заключения от 31 января 2020 года.

Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 годав удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» Анциферов А.А., ссылаясь на неправильное применением судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильное определение и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлено доказательств реального нарушения прав незаконно проведенной проверкой и возложения обязанностей, не предусмотренных законом или нормативными правовыми актами. Вместе с тем, как следует из письма начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьева А.А. тот факт, что денежные средства выплачены гражданскому персоналу, не служит основанием для вывода об отсутствии ущерба. Принятие решения по данному случаю, возможно, путем частичного возмещения ущерба.

Указывает, что внутренним расследованием административного истца не установлен факт того, что завышенный расчет фонда оплаты труда на 2017 год привел к неправомерным выплатам, поскольку все выделенные лимиты утверждены распорядителем самостоятельного поступательно в течение всего 2017 года, в связи с чем и оспаривается классификация нарушения по коду 2.01.07.(у) как ущерб.

Настаивает на том, что изданием приказа о проведении аудиторской проверки и утверждения ее программы, начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьев А.А. превысил свои полномочия и нарушил Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также вышел за пределы установленного проверяемого периода, что является нарушением пункта 21 приказа Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822. Кроме того указывает, что филиал ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» не является субъектом аудита.

Отмечает, что программой аудиторской проверки от 18 октября 2019 года определен вид аудиторской проверки как «выездная», то есть проверка должна была проводиться по месту нахождения объекта аудита, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 193 «Об утверждении Правил осуществления главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и аудита», а также Приложением № 2 к Приказу № 105дсп от 17 февраля 2017 года, Регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в ВС РФ Приложении к Приказу МО РФ от 17 февраля 2017 года № 100-дсп. Вместе с тем, аудиторская проверка проводилась по месту нахождения субъекта аудита. При этом, в нарушение программы аудиторской проверки, документы были запрошены и проверены вне объекта выездной аудиторской проверки.

Полагает, что факты, изложенные в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019, не являются нарушениями, а само нарушение порядка расчета фонда оплаты труда на 2017 год не доказано.

Считает, что выводы, указанные в абзацах 1-4 пункта 5 акта проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 и в абзацах 2-5 раздела 5 заключения от 31 января 2020 года, являются прямым нарушением прав и законных интересов административного истца, поскольку возлагают обязанность принять решение о возмещении ущерба, путем частичного возмещения и списания оставшейся суммы за счет средств федерального бюджета, в связи с чем незаконны и подлежат исключению.

Относительно апелляционной жалобы представителем административного ответчика врио начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Журавлевым И.А. представлены возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные ответчики руководитель аудиторской группы эксперт (внутренний аудитор) филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Трегубов К.В., начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьев А.А., представитель административного ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ», представитель заинтересованного лица филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «3 ФЭС» не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 150 – 152, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку их неявка не признана обязательной.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьи 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гарантируют судебную защиту заинтересованным лицам только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Пунктом 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 27 декабря 2018 г.) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях: оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно пункту 31 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 193, внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Положением о филиале ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ», утвержденным приказом командующего Северным флотом 19 декабря 2016 года № 2439, филиал создан для осуществления функции финансового обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, частей и учреждений (организаций) Северного флота, а также воинских формирований и частей, не входящих в его состав, но состоящих при нем на финансовом обеспечении.

Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что филиал осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации, основные виды деятельности, в том числе: финансирование расходов Учреждения и подведомственных Учреждению получателей бюджетных средств; прием бюджетной (бухгалтерской), статистической и иной отчетности от подведомственных Учреждению получателей бюджетных средств, проверка, анализ и выдача заключений по её результатам; внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур, осуществляемых в Учреждении, внутренний финансовый аудит; проведение проверок отдельных вопросов финансово-экономической деятельности в Учреждении, получателей бюджетных средств и воинских частей, по планам, утвержденным заместителем командующего флотом (по финансово-экономической работе) - начальником финансово-экономической службы Северного флота.

В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 193, приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 577, от 17 февраля 2017 года № 100 и от 17 февраля 2017 года № 105, в целях установления единых правил и принципов проведения внутреннего финансового аудита и соблюдения установленных внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также мер по повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, приказом начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» от 09 апреля 2019 года № 50 утверждено Положение об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита (Приложение № 2).

Согласно пункту 1.6 Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита внутренний финансовый аудит носит последующий характер и осуществляется путем проведения аудиторских проверок, которые подразделяются на камеральные, выездные и комбинированные.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.4 Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита планирование аудиторских проверок на очередной финансовый год представляет собой процесс составления и утверждения годового плана внутреннего финансового аудита. Начальник Центра до 01 декабря года, предшествующего планируемому, направляет проект Плана на утверждение заместителю командующего (по финансово-экономической работе) - начальнику финансово-экономической службы Северного флота.

План внутреннего финансового аудита на 2019 год составлен начальником ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьевым А.А. и утвержден 27 декабря 2018 года заместителем командующего Северным флотом (по финансово-экономической работе) - начальником финансово-экономической службы Северного флота Даниловым Ю.

Пунктом 9 плана предусмотрено проведение аудиторской проверки в Военном комиссариате Архангельской области по вопросам наличия денежных средств в кассе, бланков строгого учета, обеспечение сохранности, определения потребности бюджетных средств на выплату заработной платы, законности их расходования, ведения бюджетного учета, законности возмещения расходов на оплату проезда в отпуск гражданскому персоналу (выборочно) и другим вопросам по указанию руководителя.

На основании приказа начальника филиала ФКУ «ОСК СФ»- «ЦФЭО СФ» от 18 октября 2019 года № 147, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 105дсп «Об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации», на основании пункта 9 Плана внутреннего финансового аудита на 2019 года, утвержденного заместителем командующего флотом (по финансово-экономической работе) 27 декабря 2018 года, в целях проверки отдельных вопросов состояния финансово-экономической деятельности ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в период с 22 октября 2019 года по 14 ноября 2019 года (срок проведения проверки был продлен до 18 декабря 2019 года) проведена комбинированная аудиторская проверка финансово-экономической деятельности ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» с выездом в г. Архангельск.

Для проведения проверки назначен эксперт (внутренний аудитор) Трегубов К.В.

Пунктом 3 указанного приказа от 18 октября 2019 года № 147, а также программой аудиторской проверки, утвержденной начальником филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» 18 октября 2019 года, предусмотрено, что выборочная проверка проводится за период с 23 ноября 2018 года по 30 сентября 2019 года, при необходимости за более ранний период, по вопросам финансово-экономической деятельности ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области».

По результатам комбинированной аудиторской проверки руководителем аудиторской группы экспертом (внутренним аудитором) Трегубовым К.В. составлен акт аудиторской проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019.

В пункте 5 акта аудиторской проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 отражены результаты оценки правомерности выплаты заработной платы гражданскому персоналу.

В абзацах 1-4 данного пункта указано, что проверкой организации оплаты труда и формирования фондов оплаты труда гражданского персонала (далее - ФОТ) установлены нарушения порядка расчета планового ФОТ на 2017 год.

Пунктом 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 538» (далее - Приказ № 255), определено, что при формировании ФОТ учитываются показатели по состоянию на 01 октября года, предшествующего планируемому.

Как установлено настоящей проверкой, при формировании ФОТ военного комиссариата расчет по 19 должностям (приложение № 9), являвшимися вакантными на 01 октября 2016 года, а также на момент завершения организационно-штатных мероприятий на 01 декабря 2016 года, производился с учетом надбавок, доплат и иных выплат, которые учитываются только при фактическом укомплектовании должностей лицами гражданского персонала. Согласно объяснения начальника финансово-экономического отделения, указанные в расчете работники планировались к принятию на должности и включены в расчет по указанию военного комиссара. В дальнейшем некоторые работники были приняты на должности, либо по ним исполнялись обязанности по совмещению (совместительству), а отдельные должности в 2017 году так и не были укомплектованы.

В результате включения в расчет завышен ФОТ на общую сумму 2 175533 рубля 40 копеек (без учета страховых взносов). Код нарушения по классификатору 2.01.07 (у).

В пункте 2 предложения по результатам аудиторской проверки предложено для установления причин и виновных лиц по допущенному завышению фонда оплаты труда за 2017 год на сумму 2175533 рубля 40 копеек, назначить административное расследование.

Не согласившись с выявленными нарушениями административным истцом в адрес начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» направлены возражения на акт аудиторской проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019, в том числе в части возражений по пункту 5 акта аудиторской проверки.

По результатам рассмотрения возражений начальником филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» Кондратьевым А.А. даны ответ № 189/5/ВА-691 и заключение от 31 января 2020 года, в соответствии с которыми выводы и сумма ущерба по разделу 5 акта аудиторской проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 изменению не подлежат.

В ответе № 189/5/ВА-691, со ссылкой на статью 7 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 года № 717 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации», содержится просьба назначить административное расследование для установления причин возникновения ущерба и виновных лиц, принять решение о возмещении ущерба.

По факту нарушений, допущенных должностными лицами при формировании фонда оплаты труда на 2017 год, проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что исполняющий обязанности в 2016 году военного комиссара Архангельской области Багинский Г.А., желая в связи с введением с 01 декабря 2016 года нового штата отразить реальную потребность в денежных средствах на выплату заработной платы в 2017 году, в нарушение пункта 5 раздела II «Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583» принял неправильное решение и обязал подчиненных его выполнить. В результате начальник финансово-экономического отделения Григорьева О.Б., зная, что расчет фонда должен составляться по состоянию на 1 октября, а не на 01 декабря 2016 года, включила в ФОТ на укомплектование вакантных должностей будущих планируемых кандидатов, а также работников, исполнявших обязанности по совмещению. Таким образом, расчет фонда завышен на 2 175 533 рубля 40 копеек.

Указанный вывод отражен в приказе военного комиссара Архангельской области от 20 февраля 2020 года № 35.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к правильному выводу о том, что выездная комбинированная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» была проведена уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями распорядительных актов командующего Северного флота и ФКУ «ОСК Северного флота», в ходе проверки выявлены нарушения порядка расчета планового фонда оплаты труда на 2017 года, которые отражены в соответствующем акте.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что код ущерба 2.01.07 (у) отражен в акте проверки от 20 декабря 2019 года № 9/ВА-2019 в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 октября 2015 года № 590, и Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконными отдельных положений акта выездной аудиторской проверки и заключения по результатам рассмотрения возражений на акт является правильным.

Довод апелляционной жалобы о превышении начальником филиала ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» полномочий при издании приказа о проведении аудиторской проверки и программы аудиторской проверки, а также о том, что филиал ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» не является субъектом аудита, а также о том, что в нарушение программы аудиторской проверки Трегубовым К.В. были запрошены и проверены документы вне объекта выездной аудиторской проверки, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Положением о филиале ФКУ «ОСК Северного флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота», утвержденным приказом командующего Северным флотом от 19 декабря 2016 года № 2439, определено, что филиал, среди прочего, проводит проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности подведомственных получателей бюджетных средств по планам, утвержденным заместителем командующего флотом (по финансово-экономической работе). Обязанность по организации проведения проверок финансово-экономической деятельности возложена на начальника филиала.

Пунктом 1.2. Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита определено, что субъектом внутреннего финансового аудита является филиал ФКУ «ОСК СФ»-«ЦФЭО СФ».

Объектами внутреннего финансового аудита являются, в том числе, получатели бюджетных средств, финансируемых Центром, находящиеся в подчинении руководителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (пункт 1.3. Положения об осуществлении филиалом внутреннего финансового аудита).

Таким образом, с учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что приказ аудиторской проверки и утверждение программы аудиторской проверки были изданы надлежащим должностным лицом и в рамках предоставленных ему полномочий, а филиал ФКУ «ОСК СФ» - «ЦФЭО СФ» наделен полномочиями на проведение аудиторской проверки в отношении ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области».

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необходимости проведения аудиторской проверки по месту нахождения объекта аудита, поскольку поименована как «выездная», из материалов административного дела и представленных документов следует, что на основании приказа начальника филиала ФКУ «ОСК СФ»- «ЦФЭО СФ» от 18 октября 2019 года № 147 было назначено проведение комбинированной аудиторской проверка финансово-экономической деятельности в отношении ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области».

Тогда как, в соответствии с подпунктом «в» пункта 33 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 193, Приложением № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 105дсп, комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

Судом первой инстанции верно отклонены возражения административного истца, повторяемые в апелляционной жалобе, о нарушении Кондратьевым А.А. пункта 21 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, поскольку указанные Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными при определении периода проверки.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции, повторяют правовую позицию административного иска, являлись предметом судебного разбирательства, по существу направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не влекут отмены решения суда.

Ссылок на доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение для рассматриваемого спора, требующих дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 174, 177, 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 17 июля 2020 годаоставитьбез изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2020 года.

Председательствующий

Судьи