ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25706/19 от 25.09.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Пчелинцева С.Н. Дело <данные изъяты>а-25706/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Редченко Е.В., Ершова В.В.,

при секретаре Соколовой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2019 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение С.-Посадского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты>-ГС о досрочном прекращении полномочий депутата, об обязании совершить действия,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения С. Н.В.,

установила:

С. Н.В. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты>-ГС о досрочном прекращении полномочий депутата. Просил обязать не чинить препятствия к осуществлению полномочий депутата, обязании опубликовать решение суда в печатном издании и на официальном интернет сайте.

В обоснование требований указывалось, что <данные изъяты> административный истец был избран депутатом Совета депутатов городского поселения С. П.. Оспариваемым решением Совета депутатов от <данные изъяты> его полномочия были досрочно прекращены за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Данное решение административный истец считал незаконным, поскольку он исполнил свои обязанности по предоставлению сведений <данные изъяты>, то есть в срок, установленный решением Совета депутатов от <данные изъяты><данные изъяты>-ГС "О принятии муниципального нормативного правового акта "Положение о порядке предоставления депутатами Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> Сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", Указов Президента РФ от <данные изъяты>г. №<данные изъяты> и 559 - до 30 апреля.

Административный истец ссылался, что <данные изъяты>г. состоялось заседание постоянной депутатской комиссии по безопасности и противодействию коррупции Совета депутатов городского поселения С. П., в ведении которой в соответствии с последним абзацем пункта 6.1.7 Положения о постоянных комиссиях Совета депутатов городского поселения С. П. (принято решением Совета депутатов городского поселения С. П. от <данные изъяты>г. <данные изъяты>-ГС) находится вопрос "осуществления мер по противодействию коррупции в границах городского поселения". В ходе заседаний указанной комиссии было установлено, что С. Н.В. представил Сведения <данные изъяты>. Нарушения административным истцом федеральных З., комиссия не выявила, в связи с чем не рекомендовала Совету поддержать проект Решения, внесенный ФИО2 Постоянной депутатской комиссией по нормотворчеству, в ведении которой в соответствии с пунктом 6.1.7. того же Положения о постоянных комиссиях Совета депутатов городского поселения С. П., находится вопрос "Отзыв и прекращение полномочий депутата, Главы поселения", вопрос о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) в связи с утратой доверия депутата Совета депутатов городского поселения Сергиев П. С. Н.В. не рассматривался.

Административный истец также отмечал, что оспариваемое решение нарушает его права, поскольку он включен в реестр уволенных в связи с утратой доверия по состоянию на <данные изъяты> с указанием на "части 7.1 и 11 статьи 40 Федерального З. от <данные изъяты> №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"; часть 4 статьи 12.1, пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального З. от <данные изъяты> №273-ФЗ " О противодействии коррупции".

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец С. Н.В. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что ему не было известно, что Сведения необходимо было сдать до 01 апреля, его об этом в известность не ставили. В 2018 году он сдал Сведения в марте потому, что просто решил их сдать пораньше. О З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>-ОЗ "О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими муниципальные должности в М.<данные изъяты>, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", которым предусмотрено предоставление Сведений до 01 апреля, ему ничего известно не было. Он руководствовался "Положением о порядке предоставления депутатами Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", принятым <данные изъяты> Решением Совета <данные изъяты>-ГС, которым предусмотрено предоставление Сведений до 30 апреля. Полагал, что З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>-ОЗ "О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими муниципальные должности в М.<данные изъяты>, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в данном случае неприменим, так как он принят в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 названного Федерального З. и устанавливает порядок предоставления Сведений высшему должностному лицу субъекта РФ, а не порядок предоставления Сведений в Совет. Считает, что к части 4 статьи 12.1 Федерального З., в связи с нарушением которой он отстранен от должности, З. М.<данные изъяты> не применим.

Его представитель по доверенности ФИО3 также требования поддержал. Считал, что С. Н.В. должны были известить о том, когда надо сдать сведения и кому, поскольку в связи с принятием З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>-ОЗ, произошли изменения. В соответствии с Положением о порядке предоставления депутатами Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, принятым <данные изъяты> решением Совета <данные изъяты>-ГС, Сведения должны предоставлять до 30 апреля сотруднику аппарата Совета депутатов городского поселения С. П., а в соответствии с З. М.<данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ сведения должны сдаваться в кадровую службу. Административному истцу не было известно о том, кому ему надо сдать Сведения, а кадровой службы в Совете депутатов нет. Также считал, что нарушена процедура освобождения С. Н.В. от должности, поскольку до принятия решения Советом депутатов, в соответствии с п. 6.1.7 Положения о постоянных комиссиях Совета депутатов городского поселения С. П. от <данные изъяты>г., вопросы отзыва и прекращение полномочий депутатов находятся в ведении комиссии по нормотворчеству, а вопрос о прекращении полномочий административного истца предварительно рассматривался на комиссии по безопасности и противодействию коррупции, что является нарушением. Полагал, что С. Н.В. не была нарушена часть 4 статьи 12.1 Федерального З., ответственностью за нарушение которой предусмотрено освобождение от должности, так как в этой правовой норме не указано, что ответственность наступает за непредоставление Сведений в определенный срок, а говорится только о непредоставлении Сведений. С. Н.В. до рассмотрения его вопроса на Совете депутатов <данные изъяты>г Сведения предоставил, следовательно, с его стороны нарушений нет.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.32-38). Дополнительно пояснила, что оспариваемое административным истцом решение принято Советом депутатов городского поселения С. П. с соблюдением процедуры, установленной Федеральным З. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Регламентом Совета депутатов городского поселения С. П., в пределах полномочий Совета депутатов городского поселения С. П., и является законным. Основанием для принятия Советом депутатом оспариваемого административным истцом решения послужило несоблюдение депутатом Совета депутатов городского поселения Сергиев П. С. Н.В. требований законодательства о противодействии коррупции и неисполнение обязанности по представлению в срок до <данные изъяты> сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год. С. Н.В. представил указанные сведения только <данные изъяты>, что подтверждается копией справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 с отметкой и подписью должностного лица Совета депутатов городского поселения С. П., заверенной печатью Совета. Сам административный истец не оспаривает данный факт. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности предоставления сведений в установленный срок, С. Н.В. не представил. При этом в соответствии с частью 2 статьи 3 З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими муниципальные должности в М.<данные изъяты>, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» лица, замещающие на непостоянной основе муниципальные должности в М.<данные изъяты>, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, представляют сведения о своих доходах, сведения о расходах, а также сведения о доходах, сведения о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в муниципальный орган. Пояснила, что депутат С. Н.В. в 2018 году представлял в Совет депутатов городского поселения С. П. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в срок до <данные изъяты>. Кроме того, в случае возникновения вопросов, связанных с порядком и (или) сроком представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутат Совета депутатов городского поселения С. П. всегда имеет возможность обратиться в аппарат Совета за разъяснениями. Указала, что процедура принятия оспариваемого Решения не была нарушена. Решение принято в соответствии с Порядком принятия решений Советом депутатов городского поселения С. П., который определен Уставом городского поселения С. П. и Регламентом Совета депутатов городского поселения С. П., принятым решением Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ГС. Полагала, что довод административного истца С. Н.В. о том, что проект решения прошел предварительное рассмотрение на заседании постоянной комиссии по безопасности и противодействию коррупции, тогда как должен был быть направлен в постоянную комиссию по нормотворчеству, не может быть принят во внимание, так как решение, принятое на заседании постоянной комиссии носит для Совета депутатов городского поселения С. П. рекомендательный характер. А потому, то обстоятельство, что вопрос прошел предварительное обсуждение не в той, по мнению административного истца, постоянной комиссии, никак не влияет на законность и обоснованность решения, принятого Советом депутатов городского поселения С. П. на своем очередном заседании с соблюдением установленного Уставом городского поселения С. П. и Регламентом Совета депутатов городского поселения С. П. порядка его принятия. Что касается требования административного истца обязать административного ответчика не чинить препятствий к осуществлению ФИО1 полномочий депутата Совета депутатов городского поселения С. П., то представитель пояснила, что Советом депутатов городского поселения Сергиев П. С.Н. В. никогда не чинились препятствия в осуществлении его депутатской деятельности. С. Н.В. после избрания его депутатом в сентябре 2017 года добровольно отказался посещать заседания Совета депутатов городского поселения С. П., а также принимать участие в заседаниях рабочих органов Совета.

Решением С.-Посадского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> было отказано в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе С. Н.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального З. от <данные изъяты> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены З. № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных З. № 273-ФЗ, Федеральным З. от <данные изъяты> № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным З. от <данные изъяты> N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального З. от <данные изъяты> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального З. "О противодействии коррупции".

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального З. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным З..

В силу части 2 статьи 3 З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими муниципальные должности в М.<данные изъяты>, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» лица, замещающие на непостоянной основе муниципальные должности в М.<данные изъяты>, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, представляют сведения о своих доходах, сведения о расходах, а также сведения о доходах, сведения о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в муниципальный орган.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> административный истец С. Н.В. был избран депутатом Совета депутатов городского поселения С. П..

<данные изъяты> на двадцатом очередном заседании Совета, было принято оспариваемое решение <данные изъяты>-ГС "О досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности в связи с утратой доверия) депутата Совета депутатов городского поселения С. П. - С. Н.В., в связи с допущением нарушения обязательств по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатом Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> четвертого созыва по избирательному округу <данные изъяты>ФИО1 и в соответствии с частями 7.1 и 11 статьи 40 Федерального З. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 4 статьи 12.1. пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального З. "О противодействии коррупции", статьей 3 Федерального З. "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пунктом 10 статьи 34 Устава городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты>, Совет депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> решил за допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции прекратить досрочно (освободить от должности в связи с утратой доверия) полномочия депутата Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты> четвертого созыва по избирательному округу <данные изъяты>ФИО1.

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение было принято в установленном порядке, в пределах полномочий, основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку факт непредставления сведений за 2018 год в установленный срок (до <данные изъяты>) подтверждается материалами дела. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности предоставления сведений в установленный срок, С. Н.В. не представил.

Доводы административного истца и его представителя о том, что З. М.<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ, устанавливающий срок подачи сведений до 01 апреля в данном случае не применим, признаны судом несостоятельными, как основанные на неправильном понимании норм материального права. Согласно статье 1 З. М.<данные изъяты> «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в М.<данные изъяты>, и лицами, замещающими муниципальные должности в М.<данные изъяты>, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» он принят в соответствии с Федеральным З. "О противодействии коррупции". Поскольку З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ является действующим, то в силу частей 4, 5 статьи 7 Федерального З. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения муниципального правового акта не могут применятся в части противоречащей З. субъекта. Следовательно, сведения должны быть предоставлены до 01 апреля.

Утверждения административного истца о том, что его не извещали о сроках сдачи Сведений, были отклонены судом со ссылкой на то, что, будучи депутатом Совета депутатов городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района М.<данные изъяты>, он должен знать и применять в своей работе законодательство М.<данные изъяты>. Как было установлено судом, Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» как ранее, так и в 2019 году предоставлялись лицу, ответственному за получение и хранение этих сведений - ФИО5 В соответствии с распоряжением Председателя Совета депутатов городского поселения С. П.<данные изъяты>-РП, ФИО5 назначена лицом, уполномоченным на получение и хранение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемыми депутатами Совета депутатов городского поселения С. П.<данные изъяты>г. (л.д.94). И именно ФИО5 и предоставил Сведения административный истец 19.04.2019г.

Судом не были приняты во внимание, как основанные на неверном понимании действующего законодательства, ссылки административного истца на то, что частью 4 статьи 12.1 Федерального З. "О противодействии коррупции" предусмотрена ответственность только за не предоставление сведений, без учета установленного З. срока.

Доводы административного истца и его представителя о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения проверялись судом и своего подтверждения не нашли, поскольку решение принято в соответствии с Регламентом. При принятии оспариваемого решения кворум имелся, решение было принято большинством голосов. Предварительно вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения С. П. в отношении С. Н.В. рассматривался на заседании постоянной депутатской комиссии по безопасности и противодействию коррупции от <данные изъяты>г., на заседании указанной комиссии С. Н.В. присутствовал, давал пояснения, и по результатам голосования комиссия не рекомендовала досрочно прекратить полномочия С. Н.В. При этом суд отметил, что предварительное рассмотрение вопроса в постоянной комиссии носит рекомендательный характер, поэтому суд полагал, что предварительное рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата С. Н.В. на комиссии по безопасности и противодействию коррупции не является существенным обстоятельством для признания оспариваемого решения незаконным.

Судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции, поскольку оно основано на материалах дела и согласуется с положениями действующего законодательства.

Кроме того, следует отметить, что приведенными выше правовыми актами установлены сроки и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицо, уполномоченное на прием таких сведений, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности. При этом действующим законодательством установлена ответственность за неисполнение названной обязанности.

Данного подхода придерживается высшая судебная инстанция (определение от <данные изъяты> N 64-КГ17-4).

Таким образом, С. Р.А. не была исполнена предусмотренная З. обязанность, подразумевающая определенный порядок ее исполнения, и доказательств невозможности подать сведения в установленном порядке не было представлено, в связи с чем основания для принятия оспариваемого решения имелись.

Доводы в апелляционной жалобе (о необходимости учета даты 30 апреля в качестве срока предоставления сведений; об установленной ответственности за непредоставление сведений, а не за нарушение срока их предоставления, о невозможности применения вышеназванного З. М.<данные изъяты>) аналогичны тем доводам, что были указаны в административном иске и пояснениях административного истца и его представителя, получили оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.

При рассмотрении данного дела судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда основаны на материалах дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение С.-Посадского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи