ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-25710/18 от 15.01.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-441/2019

Судья: Кузьмина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2019 года апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2018 года по административному делу №...а-4700/2018 по административному исковому заявлению генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Теорема Сервис» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного ответчика ФИО4 представителей административного истца ФИО5, ФИО6, изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А :

Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Теорема С.» (далее по тексту также – ООО «Теорема С.») обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным предписание №...-Р-1 от <дата>, выданное заместителем начальника отдела контроля и надзора Калининского, <адрес>ов Государственой жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО7

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым предписанием на него возложена обязанность в срок до <дата> демонтировать установленные на крыше жилого комплекса по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в количестве пяти штук металлические конструкции в виде звезд, со ссылкой на пункт 2.3.5.8.1 приложения №... к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№.... Административный истец предписание считает незаконным, ссылаясь, что действие этих Правил не распространяется на отношения, возникшие до введения Правил в действие, в то время как металлические конструкции установлены до вступления этих Правил в силу. Также истец полагает, со ссылками на положения статьи 2 Закона Санкт-Петербурга «О благоустройстве Санкт-Петербурга», что крыша здания не является объектом благоустройства, а размещение на крыше конструкции в виде пятиконечных звезд без каких-либо букв, вывесок, указателей и знаков адресаций, не могут быть отнесены ни к элементам благоустройства, ни к наружной рекламе и информации. По мнению обратившегося в суд за защитой лица, предписание является неисполнимым, так как конструкции принадлежат иному лицу - ООО «Жилой комплекс «Полюстрово»».

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> административное исковое заявление удовлетворено: суд признал незаконным предписание №...-Р-1 от <дата>, вынесенное Государственной жилищной инспекцией в адрес генерального директора ООО «Теорема С.» Т. А.А..

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, представителей административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Теорема С.», действующее на основании лицензии №... от <дата> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу договора №...А/16 от <дата> и решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> оказывает услуги по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес>

На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга от <дата>№...-Р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№... «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга в отношении ООО «Теорема С.» в период с <дата> по <дата>.

По результатам проверки <дата> составлен акт проверки №...-р.

В соответствии с указанным актом, в ходе проверки установлены нарушения требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№... по адресу <адрес>, литера А, а именно: на момент проведения проверки представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <дата>№... в отношении жилого комплекса с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: <адрес> литера А (количество квартир 267), введены в эксплуатацию 2 части жилого комплекса, на крыше которых установлены металлические конструкции в форме звезд в количестве 2-х штук; 3 части жилого комплекса находятся в стадии строительства на которых также установлены металлические конструкции в форме звезд; на момент проведения проверки представлены рабочие проекты конструкции крышных рекламных установок жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (строительный адрес жилого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>), не согласованные с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

На основании данного акта <дата> заместителем начальника отдела контроля и надзора Калининского, <адрес>ов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – государственным жилищным инспектором ФИО7 вынесено оспариваемое предписание №...-Р-1, которым генеральному директору ООО «Теорема С.» Т. А.А. предписано устранить нарушения законодательства: пункта 2.3.5.8.1 Приложения 3 Правил благоустройства территории Санкт-Петербуга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №... от <дата>.

Предписанием установлен срок исполнения – до <дата>.

Предписание аналогичного содержания (№...-Р от <дата>) вынесено административным ответчиком также в адрес непосредственно ООО «Теорема С.».

Законом Санкт-Петербурга "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" к объектам благоустройства отнесены территория, земельный участок независимо от формы собственности, а также фасад некапитального объекта, объекта капитального строительства, к элементам благоустройства - декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, элемент озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малая архитектурная форма, некапитальное нестационарное строение и сооружение, информационный щит и указатель, которые применяются как составные части благоустройства территории (статья 2).

В целях реализации указанного Закона Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила), в Приложении 2 к которым определены виды элементов благоустройства, к числу которых отнесена наружная реклама и информация: наружная информация (также - объекты для размещения информации), включая вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодиллеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации; наружная реклама (также - рекламные конструкции), в том числе щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта (пункт 2.6).

В Приложении 3 к Правилам установлен перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Применительно к наружной информации в пункте 2.3.5.8.1 Приложения 3 к Правилам, нарушение которого вменяется Государственной жилищной инспекции административному истцу, установлено, что разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге" и требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.2 – 2.3.5.8.11 настоящего приложения, за исключением знаков адресации, в отношении которых требуется разработка листа согласования в соответствии с требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.12.1 – 2.3.5.8.12.6 настоящего приложения.Согласно пункту 2 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2012 года N 1002, разрешение на установку объектов для размещения информации выдается распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия находит ошибочными выводы административного ответчика о нарушении ООО «Теорема С.» требований пункта 2.3.5.8.1 Приложения 3 к Правилам, регламентирующим требования к наружной информации.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующий отношения, возникающие в том числе при осуществлении права на распространение информации(пункт 1 части 1 статьи 1), под информацией понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, определяет распространение информации как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (пункты 1 и 9 части 1 статьи 2).

Разновидностью информации выступает реклама исходя из определения, содержащегося в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», в силу положений которого реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Из представленных в дело материалов фотофиксации, договоров поставки и монтажа оборудования №... от <дата>, №... от <дата>, заключенных между ООО «Жилой комплекс «Полюстрово» и ООО «Фосса», с приложениями, актов выполненных работ от <дата>, рабочих проектов конструкций, разработанных ООО «Строй-Ника» (шифры 9/13-КМ 2.2., 9/13-КМ 2.3., 9/13-КМ 2.1), следует, что спорные объекты представляют собой металлические конструкции в форме звезд с подсветкой, расположенные на крышах жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: <адрес>, на которых отсутствуют какие-либо надписи, обозначения, которые могут быть расценены, как информация, в том понимании, которая дана в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

При этом исследуемые конструкции в форме звезд, размещенных на крышах жилого комплекса, не содержат указания на товар (сообщение относительно товара), который выступает (мог бы выступать) в качестве объекта рекламирования.

Ссылка административного ответчика на поименование в рабочих проектах и договоре №... от <дата> данных конструкций как рекламных, не имеет правового значения, поскольку вопрос о возможности признания их таковыми разрешается исходя наличия (отсутствия) в рассматриваемой конструкции признаков рекламы, содержащихся в статье 3 Федерального закона «О рекламе».

Довод апелляционной жалобы о том, что размещенные на крыше дома конструкции визуально отражают рекламное название жилого комплекса «Пять звезд» и, следовательно, отвечают критериям объекта наружной информации, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку информации относительно жилого комплекса данные конструкции не содержат. Средством индивидуализации (товарным знаком) данного жилого комплекса звезды не являются. Доказательств того, что у потребителей установилась стойкая неразрывная ассоциативная связь спорных обозначений в виде звезд, в том числе в связи с их длительным и широким использованием, исключительно с этим жилым комплексом, административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, оснований для вывода о допущенных нарушениях пункта 2.3.5.8.1 Приложения 3 к Правилам при разработке проектных решений наружной информации, по мнению судебной коллегии, не имеется.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что в силу пункта 1.5 Правил действие названных Правил не распространяется на отношения в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также отношения, регулирующие сферу охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), музейные предметы.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №... в отношении жилого комплекса, расположенного по адресу: <адрес> (строительный адрес: <адрес>), выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ООО «Жилой комплекс «Полюстрово» <дата>, то есть после завершения работ по установке спорных металлоконструкций.

В силу положений части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указаны в частях 6 и 7 названной статьи и связаны с отсутствием необходимых документов, с несоответствием объекта строительства обязательным требованиям либо с неисполнением застройщиком обязательных при строительстве требований, в том числе несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации (пункт 4 части 6).

Таким образом, исполнение застройщиком обязательства по строительству (созданию) многоквартирного дома удостоверяется разрешением на ввод дома в эксплуатацию, которое, в том числе, подтверждает соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.

Согласно ответу на запрос суда апелляционной инстанции Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от <дата>№... застройщиком ООО «Жилой комплекс «Полюстрово» предоставлены в Службу изменения в проектную документацию на строительство жилого комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; согласно проектной документации, разработанной ООО «Строй-Ника» (шифр 9/13-КМ 1.2, 9/13-КМ 1.1, 9/13-КМ 2.2., 9/13-КМ 2.3., 9/13-КМ 2.1) и экспертному заключению ООО «Центр строительного аудита и сопровождения» на крышах жилого комплекса предусмотрено размещение металлических конструкций.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого предписания в полном объеме, следовательно, состоявшийся по настоящему делу судебный акт об удовлетворении требований административного иска отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней сводятся к неправильному толкованию положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, о наличии правовых оснований к отмене правильного по существу судебного акта не свидетельствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: