судья Шитикова О.А. | стр. 018а г/п 0 руб. | |
докладчик Пыжова И.А. | № 33а-257/2017 | 30 января 2017 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 30 января 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2016 года, которым постановлено:
«административный иск К.О.А к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о признании отказа во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата незаконным, обязании внести сведения в государственный реестр кадастровых инженеров о выдаче квалификационного аттестата удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче К.О.А квалификационного аттестата кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в течение 2 (двух) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о выдаче К.О.А квалификационного аттестата кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ.».
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К.О.А обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) о признании незаконным отказа во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата, обязании внести сведения в государственный реестр кадастровых инженеров о выдаче квалификационного аттестата.
В обоснование требований указала, что Министерством имущественных отношений Архангельской области 27.06.2016 по результатам состоявшегося 24.06.2016 экзамена ей выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера №. В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2016), министерством имущественных отношений Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр было направлено уведомление о выдаче аттестата с приложением необходимых документов, которые поступили ответчику 04.07.2016. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Росреестр отказал во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата, в связи с тем, что с 01.07.2016 вступили в силу положения Федерального закона №452-ФЗ от 30.12.2015 и ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров». Вместе с тем, в письме Минэкономразвития России от 25.04.2016 №Д23и-1823 указано, что предельный срок для приема комиссиями документов, предоставляемых физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, либо внесения соответствующих сведений в реестр не предусмотрен. Учитывая, что уведомление о выдаче квалификационного аттестата министерством имущественных отношений Архангельской области в Росреестр направлено своевременно ДД.ММ.ГГГГ (до вступления в силу положений Федерального закона от 30.10.2015 №452-ФЗ) отказ Росреестра считает необоснованным.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель административного истца З.О.Г. требования поддержала. Указала, что отказом Росреестра нарушаются трудовые права К.О.А, поскольку она не может осуществлять деятельность кадастрового инженера, Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» отказала К.О.А в приеме в члены, в связи с тем, что сведения о получении административным истцом квалификационного аттестата кадастрового инженера не внесены в реестр.
Представитель административного ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве с иском не согласился. Просил в удовлетворении требований отказать, поскольку уведомление министерства имущественных отношений Архангельской области о выдаче К.О.А квалификационного аттестата было получено Росреестром ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу положений Федерального закона от 30.10.2015 №452-ФЗ, в связи с чем у них отсутствовали полномочия на внесение в реестр сведений о выданном административному истцу квалификационном аттестате.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Архангельской области С.Ю.А. требования К.О.А поддержала. Указала, что аттестат кадастрового инженера по итогам квалификационного экзамена был выдан К.О.АДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктами 3,4 ст. 29 Федерального закона №221-ФЗ (действовавшего до 01.07.2016), ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Архангельской области в адрес Росреестра направлено уведомление о выдаче аттестатов кадастровых инженеров, в том числе К.О.А, с приложением необходимых документов. Квалификационная комиссия для проведения аттестации кадастровых инженеров по Архангельской области упразднена с 01.07.2016, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 20.12.2015 №452-ФЗ. До 01.07.2016 оснований для отказа в приеме документов, представляемых претендентами, и проведения квалификационного экзамена не было.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в апелляционной жалобе представитель С.М.Г. просит решение суда отменить.
Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права. Полагает, что в связи с изменением положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», вступившими в силу 01.07.2016 у ответчика не имелось полномочий и законных оснований для внесения 04.07.2016 сведений в государственный реестр кадастровых инженеров о квалификационном аттестате, выданном истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства имущественных отношений Архангельской области, представитель истца З.О.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Росреестра К.Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель административного истца З.О.Г. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 150, ч. 1 ст. 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГК.О.А обратилась в комиссию для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, (далее – Комиссия) с заявлением о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГК.О.А была допущена к сдаче квалификационного экзамена ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проведения квалификационного экзамена решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ административный истец признана сдавшей квалификационный экзамен.
ДД.ММ.ГГГГК.О.А был выдан аттестат кадастрового инженера №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Архангельской области в адрес Росреестра направлено уведомление о выдаче ДД.ММ.ГГГГ квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в том числе К.О.А, с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ указанное уведомление поступило в Росреестр.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что все юридически значимые действия, в том числе сдача квалификационного экзамена и получение аттестата кадастрового инженера были совершены административным истцом до 01.07.2016, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», (далее по тексту - Федеральный закон № 452-ФЗ), и пришел выводу о том, что решение Росреестра об отказе во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче истцу квалификационного аттестата носит формальный характер, является незаконным и необоснованным.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
Часть 2 указанной нормы содержала перечень требований, при условии соответствия которым, физическому лицу выдавался квалификационный аттестат.
Согласно ч.3 указанной нормы квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 30 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета.
Орган кадастрового учета в срок не более чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 29 настоящего Федерального закона, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере.
Таким образом, по смыслу выше приведенных норм права статус кадастрового инженера лицо, сдавшее квалификационный экзамен, и получивший квалификационный аттестат, приобретало лишь со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.
Вместе с тем Федеральным законом N 452-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2016, внесены изменения, в том числе в ст.ст. 29, 30 Закона № 221-ФЗ, согласно которым изменен порядок организации деятельности кадастровых инженеров, а также существенно изменены квалификационные требования к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера.
Так, в соответствии с ч.1 ст.29 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действующей с 01.07.2016) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кроме того, частью 2 указанной нормы установлены дополнительные квалификационных требований к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, а именно введены требования о необходимости наличия высшего образования по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также наличия опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет.
Согласно ч.1 ст.30 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ) саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
Частью 6 указанной нормы предусмотрено, что функциями саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются: 1) разработка и утверждение стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений; 2) установление размера членских взносов и порядка их уплаты; 3) представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 4) прием в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров и исключение из саморегулируемой организации кадастровых инженеров по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; 5) контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров; 6) контроль за осуществлением своими членами обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров; 7) ведение реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам с соблюдением требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений; 8) организация информационного и методического обеспечения своих членов; 9) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.
Таким образом, по смыслу положений ст.ст. 29, 30 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ), с 01.07.2016 организациями уполномоченными принимать решения о соответствии лица требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, о допуске лица к такой деятельности, а также осуществлять контроль за деятельностью кадастровых инженеров, вести соответствующий реестр, выполнять иные, предусмотренные Законом № 221-ФЗ функции в сфере организации деятельности кадастровых инженеров, являются саморегулируемые организации кадастровых инженеров, а не уполномоченные в соответствии с ранее действующим законодательством органы государственной власти.
При этом государственный реестр кадастровых инженеров, который ведется органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, носит с 01.07.2016 информационный характер (п. 17 ст. 30.5 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 452-ФЗ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что после 01.07.2016 у Росреестра отсутствовали полномочия на внесение сведений о выданном квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, являются обоснованными и заслуживающими внимания.
Доводы стороны истца о нарушении оспариваемым решением (отказом) права К.О.А на осуществление трудовой (профессиональной) деятельности в качестве кадастрового инженера, являются несостоятельными. Истец не лишена возможности осуществлять данную деятельность при условии соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на приобретение статуса кадастрового инженера, а именно требованиям, указанным в ч.2 ст.29 Закона № 221-ФЗ (в редакции Закона № 452-ФЗ).
При этом введение дополнительных квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных навыков в указанной области направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования деятельности кадастровых инженеров с целью повышения качества выполняемых кадастровыми инженерами работ и, соответственно, обеспечения достоверности сведений, содержащихся в кадастре недвижимости.
Вывод суда о формальном характере оспариваемого решения ответчика, принятом без учета того, что все юридически значимые действия для приобретения истцом статуса кадастрового инженера совершены до 01.07.2016, основан на неверном применении выше приведенных норм материального права.
Кроме того, как указывалось выше до 01.07.2016 факт внесения в государственный реестр сведений о кадастровым инженере порождал установленные законом правовые последствия (признание выданного квалификационного аттестата кадастрового инженера действующим), соответственно реестр носил правоустанавливающий характер, а после 01.07.2016 реестр носит информационный характер.
Таким образом, внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата после 01.07.2016 не порождает каких-либо правовых последствий и не влечет признание квалификационного аттестата действующим.
При этом Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 444 от 20.09.2010, являлся подзаконным правовым актом и в период с 01.07.2016 по 16.10.2016 подлежал применению только в части, не противоречащей действующему законодательству.
Поскольку по законодательству, действующими до 01.07.2016 кадастровым инженером признавалось лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат, который в свою очередь, являлся действующим со дня внесения сведений о нем в государственный реестр кадастровых инженеров; уведомление о выдаче истцу квалификационного аттестата поступило ответчику 04.07.2016; при этом с 01.07.2016 изменились требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение статуса кадастрового инженера, и истец указанным требованиям не соответствует; доказательств обратного не представлено; кроме того, с 01.07.2016 изменился порядок организации деятельности кадастровых инженеров, в результате которых ответчик утратил с указанной даты полномочия по внесению в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выданных квалификационных аттестатах, то при указанных обстоятельствах оспариваемое решение Росреестра об отказе во внесении соответствующих сведений в государственный реестр кадастровых инженеров является законным и обоснованным, оснований для возложения на административного ответчика обязанности совершить действия, в результате которых истец приобретет статус кадастрового инженера, а именно внести сведения о выданном квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, не имеется.
С учетом выше изложенного, постановленное судом первой инстанции решение подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении административного искового заявления К.О.А к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о признании отказа во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата незаконным, обязании внести сведения в государственный реестр кадастровых инженеров о выдаче квалификационного аттестата № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Председательствующий | Г.С. Верещагин |
Судьи | И.А. Пыжова |
Т.Н. Рудь |